Что нужно знать о фестивале современного искусства «Арт-Овраг», звездой которого стал Эрик Булатов, и о возможности перемен снизу

«Умение вести диалог влияет на все стороны жизни», — уверена Ирина Седых, основательница смотра, который ежегодно проходит в Выксе
«АртОвраг» что нужно знать о фестивале современного искусства звездой которого стал Эрик Булатов и о возможности перемен...
Леонид Тишков. «Плот-луна»

Сегодня вечером открывается арт-уикенд «Сезон Эрика Булатова в Выксе», который можно считать спецсобытием ежегодного фестиваля «Арт-Овраг». Сам смотр состоится следующим летом, а пока мы поговорили с его идейной вдохновительницей и председателем попечительского совета Благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ириной Седых о том, зачем проводить большой фестиваль современного искусства в маленьком городе. 

Ирина Седых

Какие у вас отношения с творчеством Эрика Булатова?

Как и у всех, они уходят корнями в детство. Когда задумываешься об Эрике Владимировиче, понимаешь: господи, да я же знаю его уже столько лет! В памяти очень четко всплывают картинки из книг. Эрик Владимирович рассказывал, что они с соавтором Олегом Васильевым старались погружаться мир ребенка, иллюстрировать сказки так, как их воспринимает ребенок, и вот уже не одно поколение детей на их книжках вырастает, а потом, во взрослом возрасте, с теплотой, нежностью, ностальгией реагирует на эти рисунки. Благодаря им ты возвращаешься в детство, а это, наверное, самое креативное время нашей жизни, потому что в этом возрасте ты не чувствуешь границ — они возникают позже. Так что да, это давнее знакомство. И конечно, я взволнована и счастлива, что наш проект с Эриком Булатовым состоялся. Мы с командой фестиваля недавно обсуждали, что, общаясь с Эриком Владимировичем, ловим каждое слово, потому что это очень простые слова, но они несут огромный смысл и глубину. 

Эрик Булатов. «Черный вечер, белый снег», 2000

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Фестиваль «Арт-Овраг» был задуман в 2010 году, появился в 2011-м, так что, даже несмотря на пандемию, через год будет повод отпраздновать десятилетие. Чем особенно гордитесь?

Горжусь работами, которые эти художники оставили в городе и которые пусть не сразу, но оказались поняты, приняты и оставили глубокий след в жизни города и горожан. Первые два-три года жители по большей части наблюдали со стороны: мол, вы дерзайте, а я постою посмотрю. Но постепенно отношение менялось, люди все активнее вовлекались в процесс. Наш проект, он не просто про искусство, он про жизнь людей в небольшом промышленном городе, про их взаимодействие, про сам город, который, как показало исследование социологов, привык жить немножко такой патриархальной жизнью.

Как в пьесах Островского.

Что-то в этом роде. Но мы, Объединенная металлургическая компания и благотворительный фонд «ОМК-Участие», давно работаем в Выксе, нам небезразлично, как и чем живут тут люди. И за годы существования фестиваля явно произошел сдвиг: людям стало интересно, они стали вовлекаться, обсуждать то, что видят. Искусство спровоцировало дискуссию. А когда люди начинают разговаривать, это уже совсем другой тип общения. Это не монолог, например, начальника, это не крик возмущения или поддержки, это обмен мнениями, диалог, и умение его вести влияет на все стороны жизни. Если же говорить о конкретных проектах, мне нравится «Единорог» венгерского скульптора Габора Сёке. Эта работа полюбилась жителям настолько, что спустя несколько лет мы вынуждены были снова пригласить художника в Выксу, чтобы он ее обновил и укрепил. Еще мне нравится инсталляция Тимофея Ради «Все это не сон» — опять-таки простая фраза, а так много смыслов и масса эмоций. 

Тимофей Радя. «Все это не сон»

Мне безумно понравился перформанс Анны Абалихиной «Страсти по Мартену», который в прошлом году получил премию «Инновация». К сожалению, это неповторимо: сам мартеновский цех, где все происходило, уже не существует, но есть видео, смонтирован фильм, и мы надеемся однажды его показать. И наконец, мне ценно, что в городе появилась арт-резиденция, что к нам приезжают работать художники и находят много интересного и для себя, и опять же для жителей. Художник открывает нам глаза на те вещи, мимо которых мы привычно проходили мимо. 

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Например?

Очень трогательная история с Володей Селезневым, который, создавая проект «Метрополис», обратился к местным жителям: «То, что вам кажется мусором, вы принесите, пожалуйста, мне». Приносили. А потом мне еще долго рассказывали, что вот, мол, рука не поднимается пластиковую бутылку выбросить, потому что, оказывается, она тоже может стать частью арт-проекта. На следующий год Володя приехал и объявил, что готов курировать проекты, которые будут создавать местные жители. 13 из них в результате выставили в музее, и я видела глаза их авторов — в них горело желание творчества, в них что-то новое родилось. Что-то в себе открыть, раскрасить свою жизнь, порадоваться за друзей — в том числе и ради этого существует наш фестиваль.  

В продолжение разговора и про диалог, и про «раскрасить жизнь» вспоминается ваш проект «Арт-двор».

Идея была в том, чтобы научить жителей, во-первых, налаживать связи друг с другом: чего мы хотим, ради чего или кого мы это хотим? А во-вторых, искать финансирование у местного бизнеса (необязательно крупного) или в городском бюджете. Мы так переоборудовали одиннадцать дворов, а двенадцатый уже был сделан без нас. Так что процесс, можно сказать, поставлен на рельсы. Мы написали и выложили в общий доступ методичку, провели конференцию на эту тему, так что надеюсь, этот опыт можно будет масштабировать.

И это неплохой пример борьбы с выученной беспомощностью — если скоординироваться, вполне можно изменить жизнь как минимум в своем дворе. 

Да, нас долго приучали к тому, что за тебя государство все решает и все делает. При этом ничего не мешает человеку, например, в субботу взять лопату, выкопать яму и посадить в нее дерево. Это не займет много времени, но я уверена, что очень многое изменится. Не только во внешнем пространстве, но и внутри человека. 

Миша Мост. «Выкса 10000»

Какие цели вы теперь ставите в Выксе?

Цель простая. Выксунский металлургический завод — это современнейшее производство. Там работают люди, у которых зачастую два высших образования. А когда они выходят за проходную, то попадают в город, чья инфраструктура разительно отличается от того, что они видят на заводе или каким они хотели бы видеть свой город. И наша задача — вместе с администрацией города этот контраст постепенно нивелировать. Мы понимаем, что нам вряд ли удастся остановить отток молодежи из города, но мы хотим, чтобы те специалисты, которые приедут сюда работать и привезут семьи, попадали в комфортную, дружелюбную среду. Кстати, Федор Павлов-Андреевич сняли с Анной Монгайт фильм «Искусство простого человека», для которого авторы брали интервью у местных жителей. И перемены отмечают все. Так что, кажется, наши усилия не ушли в песок. 

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.