Сегодня в 21:00 на телеканале «Россия 1» состоится премьера сериала «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузель Яхиной, впервые опубликованному в 2015-м, а после переведенного на пару десятков языков. Экранизацию бестселлера, основанного на семейной истории Яхиной, осуществил режиссер «Денег» и «Кровавой барыни» Егор Анашкин. В главных ролях — Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Роза Хайруллина, Юлия Пересильд, Роман Мадянов, Евгений Морозов и Александр Баширов.
Ожидая главный российский сериал весны, возвращаемся к прошлогоднему интервью Чулпан Хаматовой для Vogue. Актриса напоминает, что быть добрыми не просто важно, но очень клево и весело, делится первыми впечатлениями от «Зулейхи» и планами на будущее — среди следующих крупных проектов Чулпан значится фильм «Доктор Лиза» Оксаны Карас, премьера намечена на октябрь 2020-го. Все детали для сентябрьского номера записала Анна Федина.
«За твоей спиной сидит Чулпан», — сказала мне подруга на террасе «Академии». Я мельком оглянулась, никого похожего не увидела. И только когда коротко стриженная блондинка встала из-за соседнего столика и прошла у моего плеча, узнала Хаматову. «Точно, они же «Доктора Лизу» снимают!» Измениться до неузнаваемости и остаться собой — хоть на сцене в «Рассказах Шукшина», хоть за обедом в ресторане — талант, за который Чулпан ценят театр и кино, мейнстрим и артхаус. Глеб Глинка, муж погибшей в авиакатастрофе создательницы фонда «Справедливая помощь», говорит, что на съемках ему временами казалось, что он видит в кадре не актрису, а саму Елизавету. Но на интервью в ответ на мое восхищение этой мимикрией Чулпан качает головой: «Честно говоря, я не стремилась играть доктора Лизу. Это были вторичные, актерские задачи. Я понимала, что нужно будет
покраситься, подсобрать персонаж. Но что мне было важно в этой картине — начать художественно высказываться о социальной жизни. Мне все время мерещился фильм, сериал, клип в стиле «Бердмэна», когда некая тема выходит из берегов и начинает осмысляться совсем по-другому. И тут появился Глеб, муж Лизы, со сценарием. Я сразу согласилась, потому что им нужно было начинать искать бюджет, но потом мы долго работали над тем, чтобы сценарий получился художественным. Я боялась, что фильм получится постным, стерильным, житием полусвятого. А мне хотелось, чтобы зрители увидели нормального человека с драйвом, и этот драйв передался бы им. Я пытаюсь показать, как клево помогать другим. Как это весело, как наполняет жизнь новыми красками».
Вы верите в силу искусства, в то, что можно снять классное кино и изменить людей? «Со мной так всегда и происходит. В моей жизни было множество глобальных решений, главным триггером которых становился просмотр фильма или спектакля. Однажды на спектакль Камы Гинкаса «Дама с собачкой» я пришла замужней женщиной, а вышла человеком, которому хотелось вырваться из семейной жизни. Не представляю, как бы мы жили без музыки, кино, театра. Искусство необходимо, чтобы понять этот мир».
Что-то понять про мир и зафиксировать промежуточные выводы Хаматова и подруга-журналистка Катерина Гордеева попытались в вышедшей прошлой зимой книге «Время колоть лед». Как говорит Чулпан, «мы не претендуем на истину в последней инстанции, но это честный разговор» обо всем на свете: детстве, покорении Москвы в 1990-х, своем поколении, кино, театре и телевидении, детях, политике и, конечно, детях — подопечных фонда «Подари жизнь», которым они взялись помогать, а в ответ получили океан любви. «От благотворительности веет жутким депрессняком, а на самом деле в ней невероятно много юмора, творчества, рисков, нелепостей — материал для Жванецкого или Зощенко». Затея удалась: над книгой я то смеялась в метро — незнакомка догнала меня на выходе, чтобы спросить, что я читаю, — то через пятнадцать минут на кухне даже не пыталась остановить слезы.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Даже отношения с модой у Хаматовой, которая пришла на съемку в темно-синем двубортном жакете Chanel, широких оранжевых брюках и белых «адидасах», служат главной цели. «Я люблю моду как вид искусства. Александр Маккуин, например, сводил меня с ума. И я очень рада, что сейчас у фонда «Подари жизнь» началось сотрудничество с Chanel, — говорит Чулпан, которая в начале лета в Музее современного искусства стала участницей паблик-тока на тему «Минуты, которые можно подарить». Парижский Дом устроил серию звездных лекций о времени в честь запуска часов J12, и Хаматова счастлива, что ценители люкса оказались готовы говорить о детях, больных раком. «Было много вопросов, и один звучал так: «Не надоело ли вам слово «пожертвование»?» Очень надоело! Мы ищем новое. Сейчас для Москвы, Питера, Казани, Екатеринбурга благотворительность стала нормой, но норма — это уже скучно. Надо сделать ее фаном. Надо сделать ее модной. Надеюсь, у нас с Chanel сложится большая дружба».
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Западные исследователи говорят о том, что для новых поколений этика едва ли не важнее эстетики, а осознанность — главная добродетель. Отсюда и отказ от меха, и борьба за устойчивое развитие, и дайверсити. Все это, конечно, играет на руку благотворительным организациям. Но докатились ли мировые тренды до России? «Безусловно. Мы сейчас выпускаем мерч фонда, и нам очень важно, из каких тканей будут пошиты футболки и худи. Сохранение планеты идет рука об руку с помощью больным детям. Я и по своим дочкам это вижу. Благодаря им у нас дома, например, нет целлофановых пакетов».
Три подросшие дочери — бесценный двигатель прогресса. «Кайф, что дети стали умнее, чем ты сама. Вот за мой телефон и его настройки отвечают они. И смеются, когда я не знаю, на какие кнопки нажать. Они дарят мне столько открытий! Старшая дочка подарила мне Манижу. Певицу и друга». Другие источники вдохновения — фестиваль «Усадьба Jazz» («Я боюсь толпы, но там поняла, какое счастье идти в потоке людей, заряженных удовольствием от жизни») и искусство Андрея Бартенева, который этим летом помогал организовывать «Игры победителей» — соревнования детей, победивших рак.
Instagram content
This content can also be viewed on the site it originates from.
Самой Чулпан на церемонии открытия Игр досталась роль Маленького принца, ради которой она сохранила прическу доктора Лизы. «Жду, когда можно будет ее сменить. Видеть себя блондинкой непривычно. Хотя у меня и зеленые волосы были. Для проекта со Славой Полуниным я покрасилась, и мне очень нравилось. А потом меня позвали на ТВ читать стихи. Передача вышла, и я обнаружила, что они умудрились перекрасить меня в шатенку — каждый волосок! Тогда еще не было моды на непривычные цвета волос, а теперь у нас дома целый набор красок, и дети прекрасно с этим экспериментируют».
Скоро мы увидим Чулпан пышноволосой брюнеткой в сериале канала «Россия» «Зулейха открывает глаза». Роль татарской крестьянки, мужа которой в 1930-е годы убивают, а ее отправляют в Сибирь, будто создана для уроженки Казани Хаматовой. «Роман Гузель Яхиной всколыхнул во мне картинки из детства, когда национальная самоидентификация собиралась из мелочей: кувшин у бабушки, чай из пиалы, сказки. Духи воды и хлеба, шайтаны и лешие, в которых героиня верит в начале, — казалось, я забыла об этом».
Впереди у Чулпан работа с Сергеем Урсуляком над фильмом по миниатюрам Жванецкого, роль Раисы Горбачевой в спектакле Алвиса Херманиса про любовь (партнер — Евгений Миронов) и роль Маргариты в инсценировке романа Булгакова, которую в Театре наций затевает Робер Лепаж. Но все это планы на пару лет вперед. «Когда я открываю свой график на 2021 год, мне становится дурно», — смеется Чулпан. И это хороший знак. Год назад она говорила, что устала от актерства. «Я почувствовала внутреннюю пустоту и ушла восстанавливаться. А потом поняла, что истосковалась по профессии и что мне теперь хватает смелости делать так, как я не умею, но хочу рискнуть. Я больше не хочу нравиться. Так что в «Докторе Лизе» все будет по‑новому».
Прическа: Марина Рой. Макияж: Эрнест Мунтаниоль/Chanel. Ассистент фотографа: Антон Гребенцов/Bold. Ассистент стилиста: Мария Барбаянова. Продюсер: Маргарита Синяева. Ассистенты продюсера: Эрика Куталия, Эвелина Андакулова
Читайте также: Светлана Ходченкова о спорте, актерстве и одиночестве