К лету 2020-го бренд хрусталя Daum, известный любовью к искусству, перевыпустил три скульптуры Сальвадора Дали и привез их в Россию. Художник сотрудничал с маркой больше 20 лет — и создал за это время 28 работ в хрустале, восхищаясь фирменной техникой Daum — pâte de verre. Более того, Дали считал ее выражением своего сюрреалистического кредо: «Благодаря ей хрусталь обладает молекулярной эластичностью улитки и прочностью железнодорожного вокзала в Перпиньяна».
Часть работ Дали для Daum выпускается до сих пор, в том числе и два изделия, отсылающие к полотну «Постоянство памяти» (1931). На эту знаменитую работу, которая хранится в нью-йоркском MoMA с 1934-го, как известно, Сальвадора вдохновил подтаявший кусок сыра камамбер.
В хрустальном исполнении «утекающие» часы представлены в виде миниатюрной синей скульптуры «Танец времени» высотой 10 сантиметров, а также версии более крупной — с позолотой. 46-сантиметровое «Постоянство памяти» крепится к держателю на стене или потолке и выпущено лимитированной серией.
Третье хрустальное творение Сальвадора Дали, которое теперь можно найти в России, — «Обломки автомобиля» (1938), копия главного образа с одноименной картины. Полное название — «Обломки автомобиля, превращающиеся в слепую лошадь, кусающую телефон». Эту фигуру Daum также выпустили тиражом 850 экземпляров. Образ машины с 1930-х представал в работах Дали упреком урбанизации, пока в сороковых не стал излюбленным — с появлением у художника первого транспортного средства, «Кадиллака». Хрустальные скульптуры уже появились в трех московских бутиках Daum и в ЦУМе.