Джеффри Вирсинг о костюмах к фильму «Каннингем», танце и Холстоне

Вспоминаем, как создавался один из лучших фильмов сезона, снятый Аллой Ковган
Джеффри Вирсинг о костюмах к фильму «Каннингем» танце и Холстоне

Нью-йоркский дизайнер костюмов Джеффри Вирсинг всю жизнь провел в культурной среде: работая с важнейшими хореографами, от Марты Грэм до Роберта Уилсона, изучая реставрацию мебели в Италии наряду с золочением и маркетри, воссоздавая украшения в сотрудничестве с нью-йоркским Музеем Исаму Ногучи и ассистируя Холстону, одевавшему Риту Хейворт, Лайзу Миннелли, Элизабет Тейлор и не только, в его студии на Пятой авеню. Кроме театральной стороны у Джеффри Вирсинга сильна и кинематографическая: он работал над сериалами «Подпольная империя» и «Винил», а также над документальным фильмом Аллы Ковган «Каннингем» о легендарном американском хореографе и танцовщике. Эта картина, по словам Джеффри, стала для него откровением и поистине художественной задачей.

Премьера документального 3D-фильма «Каннингем» была приурочена к столетию со дня рождения хореографа и состоялась в России в декабре 2019-го — совместно с фестивалями Context. Diana Vishneva и Beat Film Festival. В феврале картина Аллы Ковган, полная редких и неизвестных съемок, а также реконструированных постановок 1940–1970-х, вышла в широкий прокат. Как появились удивительные костюмы, которые можно увидеть на экране, и что легло в их основу, Джеффри Вирсинг рассказал Vogue в телефонной беседе из Нью-Йорка — делясь воспоминаниями и чувствами как об этом проекте, так и о своем прошлом в мире танца, искусства и моды.

«С первой же секунды, когда Алла заговорила со мной семь лет назад, я знал, что действительно хочу это сделать, — вспоминает Джеффри Вирсинг. — Опыт работы над «Каннингемом» стал восхитительным. Было много взлетов и падений, мы не раз начинали и прекращали, иногда казалось, что ничего не случится — но в один прекрасный день появились средства, все подтвердилось». По словам Джеффри, было непросто: короткие сроки и скромные бюджеты, тяжелый труд, стресс, усталость. «Но каждый день команда видела на площадке, как волшебно все работало вместе: локации, костюмы, свет, восхитительные танцоры и изображения на экране... мы знали, что в такой работе над деталями и появлялся захватывающий шедевр, — продолжает Джеффри. — Трудно вообразить, что это был первый фильм Аллы Ковган. Она удивительная женщина».

Бэкстейдж со съемок фильма «Каннингем»

Бэкстейдж со съемок фильма «Каннингем»

Артисты, одетые Вирсингом, танцуют в фильме на фоне «Серебряных облаков» Энди Уорхола, созданных для RainForest Мерса Каннингема в шестидесятых, на крыше, в лесу, пустых репетиционных залах и других локациях, подчеркивающих красоту тела и движений. Кроме Уорхола над постановками Мерса Каннингема работали такие величины, как Джон Кейдж, Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс. К последнему Джеффри Вирсинг не раз обращался, перерабатывая его костюмы для реконструкции танцев Мерса.

Что до сцены с подушками, Энди Уорхол считал, что лучше всего к его инсталляции подошли бы обнаженные тела — то есть отсутствие каких-либо костюмов. «Мерс на это, конечно, не пошел, — отмечает Вирсинг. — Тогда Джаспер Джонс разработал комплект из белых трико и топов. Для фильма я выполнил их в телесном цвете, чтобы дать Уорхолу то, чего он хотел, но сделал в костюмах прорези, чтобы это отвечало первоначальной задумке Джонса».

Кадр из фильма «Каннингем»

Кадр из фильма «Каннингем»

Martin Miseré. Photo courtesy of Magnolia Pictures

Переехав в Нью-Йорк из маленького городка в штате Мичиган, Вирсинг изучал моду в FIT, дни напролет ассистировал Рою Холстону («Такого качества, как у него, я никогда прежде не видел», — вспоминает Джеффри) и именно через Роя познакомился с Мартой Грэм. Холстон разрабатывал много костюмов для ее танцевальной компании: Вирсинг помогал, например, оформлять великий балет «Весна священная» 1984 года. А в последующих проектах пересекался с Оскаром де ла Рентой, Кельвином Кляйном, Донной Каран — и к началу работы над «Каннингемом» был значительной фигурой в театральной компании Марты Грэм уже около двадцати лет. Вирсинг спасал ее костюмные архивы, уничтоженные ураганом «Сэнди», воссоздавал для нью-йоркской выставки Noguchi/Graham 2004 года «телесные украшения» авторства Исаму Ногучи, некогда выполненные для постановок Грэм Night Journey и Pheandra, и до сих пор является креативным советником Martha Graham Dance Company в вопросах дизайна костюмов.

Кадр из фильма «Каннингем»

Кадр из фильма «Каннингем»

Джеффри Вирсинг в работе над костюмами к «Каннингему»

Джеффри Вирсинг в работе над костюмами к «Каннингему»

Jeffrey Wirsing

Интенсивно работать Джеффри не привыкать: на заре карьеры он охотно задерживался у Холстона на выходные («вообразите, каким все было для двадцатилетнего мальчишки из провинциального городка»), иногда создавал все с нуля за 36 часов — Марта Грэм не всегда была довольна результатом. Что до «Каннингема», когда дело стало набирать обороты, у Вирсинга было восемь недель и сто костюмов, которые нужно сделать. «К счастью, новый дизайн я разрабатывал лишь для трети из них, — признается дизайнер. — Многие костюмы были созданы на базе творений Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса, переосмысленными мной для Merce Cunningham Trust».

«У Аллы Ковган всегда было четкое видение того, что она хочет, — продолжает Джеффри. —Великолепная команда, особенный, высокохудожественный проект с самого начала и до конца. Исследование, которое она провела, меня поразило. Ковган нашла столько неизвестных архивных съемок 1940–1970-х; один из телефильмов, о котором никто не знал, неоднократно разыскивала в Германии — приезжала за ним снова и снова, пока где-то, в самой дальней коробке с надписью «балет», его не нашла. Я всегда знал Мерса Каннингема как потрясающего хореографа, но таким впечатляющим танцовщиком, каким он был, увидел его лишь при подготовке фильма».

Мерс Каннингем. Aeon

Мерс Каннингем. Aeon

Роберт Раушенберг. Express 1963

Роберт Раушенберг. Express, 1963

Говорить о любимых художниках всегда сложно — и Джеффри Вирсинг не исключение. «Однажды меня спросили, какой у меня любимый цвет, и я ответил: спектр! — смеется он. — А если серьезно, я всегда был увлечен венецианскими живописцами, от Тинторетто до Веронезе, тем, как они использовали цвета, писали складки. Я питаю и большую страсть к барокко — ко всему мастерству, с которым оформлены дворцы Венеции, Санкт-Петербурга, французская усадьба Во-ле-Виконт…

Моя собственная дизайн-эстетика, однако, гораздо сильнее навеяна чистыми силуэтами. Такими, над которыми работал Холстон, тем, как он показывал тело. А также целенаправленным посылом, которым костюмы наделяла Марта Грэм — те никогда не были лишь декоративными и становились ключевой частью хореографии и сторителлинга».

Кадр из телефильма Assemblage Ричарда О. Мура 1968

Кадр из телефильма Assemblage Ричарда О. Мура, 1968

Мерс Каннингем. Antic Meet

Мерс Каннингем. Antic Meet