Екатерина Крысанова, Чулпан Хаматова и Юлия Снигирь — о своих Маргаритах и тревожащей актуальности романа Булгакова сегодня

Нас ждут сразу три премьеры по «Мастеру и Маргарите». В Большом — балет. В Театре наций — спектакль. В кинотеатрах — трейлер будущего фильма. Мы поговорили с артистками, исполнившими в них главную роль
ok
На Екатерине Крысановой: платье из шелка и ламе, Gucci

Скачайте новый номер Vogue, чтобы всегда иметь его под рукой — для IOS и для Android.

«Пандемия научила меня менее болезненно относиться к тому, что ты изменить не можешь, и больше ценить то, что у тебя есть в данный момент. В частности, свободу — жить, самовыражаться, да просто выпить капучино из чашечки с блюдцем на набережной, — говорит прима Большого театра Екатерина Крысанова. — И когда Маргарита выбирает потусторонний мир, она в нем раскрывается, раскрепощается, становится свободной. Да, у нее есть обязательства перед другими и перед собой. Но никто не заставляет ее стоять в железной короне и истекать кровью, это ее свободный выбор».

Крысанова репетирует балет «Мастер и Маргарита» с румынским хореографом Эдвардом Клюгом, который уже ставил на сцене Большого «Петрушку», — премьера назначена на 1 декабря. Примерно тогда же Театр наций планирует первые показы спектакля канадского визионера Робера Лепажа с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных и не только ролях. И наконец, Юлия Снигирь вместе с Евгением Цыгановым закончили сниматься у режиссера «Серебряных коньков» Михаила Локшина в «Воланде» — трейлер покажут на этот Новый год, кино целиком — ближе к следующему.

На Екатерине Крысановой: шерстяная водолазка, Dior

Три Маргариты — тенденция или совпадение? И то и то. Пандемия много кому смешала карты, да и сами проекты в общем непростой судьбы. Фильм по Булгакову должен был снимать другой режиссер и по другому сценарию, Снигирь, кстати, была утверждена изначально. Лепаж начал готовиться к проекту чуть ли не пять лет назад («Когда все в очередной раз остановилось, я решила, что сыграю Маргариту на пенсии», — смеется Чулпан). Премьера балета перенеслась из-за локдауна. Люди суеверные усмотрели бы в этом булгаковскую мистику. Писатель Дмитрий Быков рассказывал историю про то, как сорежиссер «Бега» Владимир Наумов мечтал экранизировать «Мастера и Маргариту», но проект достался Элему Климову, а Наумову приснилась последняя жена Булгакова Елена Сергеевна и сказала, что Михаил Афа­насьевич против экранизации. Климов кино не снял. Фильм Юрия Кары столько лет пролежал на полке, что, когда вышел, казался абсолютным анахронизмом. И даже сериал Владимира Бортко, так любимого зрителями за «Собачье сердце», запомнился в основном плюшевым котом. Заколдованный роман?

«В нашей профессии тяжело верить в мистику, — улыбается Крысанова. — День длинный, пока дойдешь до сцены, всякое может встретиться: и пустое ведро, и черная кошка, если всему придавать значение, балет не станцуешь».

На Юлии ­Снигирь: шелковые бра и трусы, все Dolce & Gabbana (tsum.ru); шелковые мюли, Magda Butrym (tsum.ru); колготки, Wolford; колье Cactus из розового и желтого золота с изумрудами, ониксами и бриллиантами, золотое кольцо Panthère de Cartier с гранатами цаворитами и ониксом, все Cartier

«Сначала у меня было беспокойство из-за всей этой мистики и череды неудач с проектами в прошлом, — говорит Снигирь. — И я, которая всегда приходит вовремя, на встречу с режиссером, где должно было подтвердиться, что все, работаем, опоздала на час. Что-то все время происходило на дороге. За это время я напридумывала себе всякого и вошла к Локшину с перекошенным лицом: «Миша, наверное, все это что-то да означает». — «Юля, я тебя умоляю, это просто московские пробки». И как-то меня отпустило. А о том, что не получалось раньше, не очень красиво рассуждать. Но, может, дело в технологиях. Или в попытках экранизировать книгу дословно. У нас фильм называется «Воланд» и рассказывает в том числе о том, как Булгаков писал роман, а он очень многое, вплоть до черного кота, черпал из ­своей жизни. Мне кажется, снимать эту историю нужно легко и дерзко, не боясь отойти от текста. И Миша как раз такой».

Самые удачные фильмы и постановки по Булгакову обращались с первоисточником без пиетета, считает кинокритик Антон Долин, приводя в пример гайдаевского «Ивана Васильевича». И это дает повод для оптимизма — современным режиссерам, похоже, сам черт не брат. На вопрос, что бы вы спросили у дьявола жарким июльским днем, Локшин смеется: «Сказал бы, что его не существует. А если бы он сумел доказать обратное, предложил ему роль. Без проб». А Лепаж философствует: «Дьявол дьяволу рознь. Тот, что в «Мастере и Маргарите», очень элегантный и мудрый. Он про свободу. И это вечная проблема — мы все хотим свободы, а потом или не знаем, что с ней делать, или понимаем, что ответственность слишком велика. Так что я бы поговорил с дьяволом как раз об этом — как быть свободным, не нанося вреда себе и окружающим и принимая не только возможности, но и последствия».

Может статься, что пандемия даже пошла проектам на пользу, дав их создателям возможность еще глубже занырнуть в текст. Екатерина Крысанова провела лето 2020, не выпуская книгу из рук. А Чулпан Хаматова говорит, что споры о романе в театре не прекращаются и за месяц до премьеры. «Я, например, считаю, что Мастер — это двойник Понтия Пилата. У меня есть жалкое доказательство: когда Воланд возвращает писателя в комнату на Садовой, тот буквально повторяет слова прокуратора: «О боги, боги, и ночью мне нет покоя». А главное, что их роднит, — страх, это люди, которых страх раздавил. Как, кстати, и Булгакова, который так и не решился ответить Сталину: «Да, я хочу уехать». Но принято считать, что Мастер — это Иешуа. ­Вообще моя любимая часть профессии — это подготовительное время, когда можно слушать лекции Мариэтты Омаровны Чудаковой, Дмит­рия Быкова, накапливать все это внутри».

«Наши посиделки и разборы текста — вот на что надо продавать билеты, — продолжает акт­риса. — В первый раз Робер приехал к нам на несколько дней, и перед его отлетом мы пошли ужинать. Мне надо было уехать пораньше, я попрощалась, села в машину и вдруг вспомнила про разговор Сталина с Пастернаком, когда тиран спросил, мастер ли репрессированный Мандельштам, поэт ответил: «Мастер», и, узнав об этом, Булгаков переименовал своего героя. У меня мурашки побежали по телу, я прилетела обратно и вывалила все это на ошеломленного Робера. Надо сказать, что и он меня поразил. Он, например, знал, что когда про героя в романе говорят, что он вернулся из больницы без пуговиц, это значит, что он был в тюрьме».

На Чулпан Хаматовой: шерстяное платье, туфли из замши и металла, колье из металла и кожи с искусственным жемчугом, полимерной смолой и кристаллами, все Chanel

Прекрасно понимаю Чулпан, я вот тоже собирать материал для текста, разговаривать с героями, потом его придумывать люблю куда больше, чем в итоге писать. Но и журнал, и спектакль в конце концов должны выйти в свет. Так какие чудеса заготовил нам мастер высокотехнологичных шоу, в том числе для «Цирка дю Солей», Робер Лепаж? «Старую добрую театральную магию, — говорит режиссер. — На этот раз мы работаем с техникой иллюзионизма «Призрак Пеппера» XIX века. Мне кажется, когда зритель не только видит фокус, но и догадывается, как он сделан, в этом даже больше поэзии».

В фильме, наоборот, современные технологии будут использоваться в полную силу. С Юлией Снигирь мы пьем чай на следующий день после 14-часовой съемки полета Маргариты. Все это время актриса балансировала на пристегнутом в районе таза тросе. «Каскадеры сказали, что сегодня я с кровати не встану, но как видите. На ночь наклеила на спину перцовый пластырь и с головы до ног обмазалась вольтареном. Вон он, истинный крем Маргариты, — смеется актриса. — Конечно, после полета в космос Юлии Пересильд, которой я искренне восхищаюсь, смешно об этом говорить, но для меня полеты — это сложно и страшно. У меня не очень хороший вестибулярный аппарат, меня от одного фильма о том, как Юля готовилась, укачивало. Летать не мое».

А летать голой? В одном из интервью Снигирь говорила, что предпочитает обходиться в кино без обнаженки. «Это я в себе поборола. Просто абстрагируюсь, мол, это не я. Но это произошло не сразу. Накануне съемок сцены, где Коровьев ведет Маргариту к Воланду, я написала режиссеру: «Миша, я завтра в чем?» — «Ни в чем». — «Странно, а я как раз пытаюсь найти в романе нужное место, мне кажется, Коровьев набросил на нее плащ». — «Мы уже все изучили, она как прилетела голая, так и пошла». Я все надеялась, что мы пропустили какую-то строчку, но нет».

На Екатерине Крысановой: шерстяная водолазка, Dior

Екатерину Крысанову вопрос полета тоже волнует, хотя, казалось бы, балет испокон веку имитирует левитацию, но на этот раз вроде будет задействована метла. Пока спектакль репетируется частями, без костюмов и декораций, балерине сложно что-то сказать. Говорит, будет стол — третий участник дуэта Мастера и Маргариты. «Героиня влюблена в роман, который писался на этом столе, не меньше, чем в автора. Я бы сказала, что это история про одержимость и про то, на что Маргарита готова ради любви. А музыка Шнитке помогает создать атмосферу драматичную и интимную, будто зритель подсматривает за героями. Это не такие танцы, когда все на публику». Уже была примерка красного бархатного пальто. Ходят разговоры про ванну с кровью. И про заброшенный бассейн.

Бассейн подтверждает и Эдвард Клюг. «Я искал локацию, которая могла бы объединить все пространства в книге. И вспомнил городок Штей, я там вырос неподалеку. Его построили в 1950-е годы советские власти, потому что неподалеку шла разработка урана. И там был очень красивый бассейн, который для многих поколений, в том числе для меня, стал центром общественной жизни. Сейчас он заброшен и овеян меланхоличными воспоминаниями о юности, попавшей в силки режима Чаушеску. При этом мы знаем, что в 1931 году Сталин велел взорвать храм Христа Спасителя и построить на его месте открытый бассейн. Мне кажется, в этом образе все сходится: Сталин против Булгакова, советская власть против церкви, Пилат против Иешуа, художник против всех и себя самого».

Кстати, началось все с того, как 20-летний тогда еще танцовщик Клюг был влюблен в акт­рису на десять лет старше, она дала ему почитать «Мастера и Маргариту», и с тех пор мысль о вечном противостоянии добра и зла и наших попытках отделить одно от другого Клюга не отпускает: «А еще Булгаков смог создать манифест против системы, но сделать это очень возвышенно и меланхолично. И это то, что мне хотелось бы передать в танце».

Лепаж среди прочего видит в романе переклички с нашей пандемийной реальностью, когда границы закрываются, все чужеродное кажется источником заразы, да и к собственной власти доверия нет. Локшина тревожат вопросы цензур и творческой свободы, а еще понятие «иноагент», которое легко применить и к «иностранному консультанту» Воланду.

На Юлии Снигирь: шелковое бра, Dolce & Gabbana (tsum.ru); колье Cactus из розового и желтого золота с изумрудами, ониксами и бриллиантами, Cartier

Накануне нашей встречи со Снигирь в Мос­кве параллельно вручали звезды «Мишлена» и осаждали офис признанного иностранным агентом «Мемориала». Так что, когда Юля говорит, что светские вечеринки напоминают ей бал у сатаны, возразить нечего. «Мне нравится, что в сценарии четко звучит тема времени. Тема того, что происходит в обществе. А это и цензура, и террор. Сделка с дьяволом — это же метафора сделки с властью и совестью. И каждый задает себе вопрос, на что ты готов ради того, чтобы спокойно жить. Мы и сейчас делаем выбор, пусть не такой страшный, как герои романа, но все-таки: прививаться или нет, носить ли маску, ходить на митинги. И мне понятна тема гения и власти, когда творческого человека вербуют, потому что бросить свое дело для него невозможно».

«Мы играем это в спектакле МХТ «Мефисто», — продолжает Юля Снигирь, — по тому же сценарию был фильм с гениальным Клаусом Ма­рией Брандауэром. Так что роман Булгакова с каждым днем все актуальнее».

Спрашиваю Чулпан, воспринимает ли она как сделку с дьяволом ролик в поддержку Владимира Путина в 2012 году. «Нет, потому что это не касалось меня. Врачи долго и трудно строили детскую онкобольницу, фонд «Подари жизнь» им помогал. А когда почти все было готово, кто‑то решил, что это лакомый кусок, и профессию «онколог-гематолог» убрали из реестра профессий. Получилось: больница есть, а врачи туда зайти не смогут. Стало страшно. Получив предложение записать ролик, я ответила, что хвалить не буду, но готова честно сказать спасибо за то, что клиника есть и вот-вот откроется. При этом я понимала, что у этого будет политический окрас, и долго мучилась, взвешивала за и против. А потом Юрий Норштейн, яростный либерал и человек с кристальной совестью, сказал: «Вы должны понять, это дело вашей жизни или нет. Если да, значит надо взять на себя этот груз и быть готовой остаться в одиночестве». Но, кстати, ведь и Маргарита действует не ради себя. Мариэтта Чудакова говорит, что Елена Сергеевна, прототип Маргариты, была осведомительницей. Но это был ее способ защитить и первого мужа, Шиловского, и детей, и Булгакова. Так что главный вопрос всегда один: ­ради чего?»

На Чулпан ­Хаматовой: твидовый жакет, хлопковая блузка, все Chanel; бархатная маска, Polyakov Couture

Фото: Алексей Дунаев. Стиль: Ольга Гвоздева. Прическа: Марина Рой/Tigi. Макияж: Ника Кисляк, Алена Моисеева/Li-ne. Сет-дизайн: Эля Стреженюк. Ассистент фотографа: Дмитрий Суворов/Bold. Ассистент стилиста: Алина Фалилеева. Ассистенты сет-дизайнера: Александр Иванов, Максим Коробенков. Продюсер: Алина Куманцова. Ассистенты продюсера: Анастасия Певунова, Анна Хлоева. Редакция выражает благодарность кафе «Молоко», Театру наций и Анастасии Степановой, хозяйке кота Чулана.