Афиша

Главное о крупнейшей в России выставке Сальвадора Дали

Более 180 работ художника этой зимой представят в московском Манеже
Сальвадор Дали. «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» 1954
Сальвадор Дали. «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля», 1954

21 января в столичном Манеже открывается грандиозная экспозиция Сальвадора Дали, организованная Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже совместно с фондом «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе и мадридским Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии». Это первая российская выставка, представляющая художника в таком объеме: будут как шедевры зрелых периодов, сюрреалистического и «ядерно-мистического», так и ранние импрессионистские пейзажи 1910-х, а еще экспрессионистские композиции, написанные на закате карьеры. Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали» и куратор этой выставки, собрала более 180 работ, среди которых живопись, рисунки, акварели и гравюры из музейных и частных европейских собраний.

Сальвадор Дали. «Дематериализация под носом Нерона» 1947

Сальвадор Дали. «Дематериализация под носом Нерона», 1947

Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

Дали называл живопись «магическим искусством» (или «магическим мастерством»), мечтал спасти ее от «лени и хаоса», считал техническое совершенство одинаково важным для авторов XX века и для художников эпохи Возрождения. Себя Сальвадор тоже представлял фигурой крайне влиятельной: «Если живописи суждено пережить нашу эпоху варварского механического прогресса, то эта ее живучесть будет иметь отправную точку в Сальвадоре Дали», — писал он в прологе своей книги «50 секретов магического мастерства» 1948 года.

Сальвадор Дали в «телепатических очках» в своей студии в ПортЛьигате 1968. Снимок Роберта Витакера

Сальвадор Дали в «телепатических очках» в своей студии в Порт-Льигате, 1968. Снимок Роберта Витакера

Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

В начале 2020 года в Манеже покажут известнейшие работы Дали, среди которых «Невидимый человек» (1929–1932), «Чувство скорости» (1931), «Архитектонический «Анжелюс» Милле» (1933), «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), «Ураново-атомная меланхолическая идиллия» (1945), «Дематериализация под носом Нерона» (1947), «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» (1954). В их же числе и «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941) — организаторы выставки называют его одним из важнейших. Эта работа показывает стремление Дали «избавиться от своей старой кожи, кожи бесформенной и революционной жизни» и обрести новый смысл искусства в идеалах Возрождения.

Сальвадор Дали. «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941

Сальвадор Дали. «Мягкий автопортрет с жареным беконом», 1941

Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

После «эпохи» сюрреализма, начавшейся для Дали в 1929 году — художник примкнул к движению во главе с Андре Бретоном и вскоре стал одним из лидеров, — начинается время «ядерного мистицизма» и работ большого формата. Так, во второй половине 1940-х и в 1950-х Дали переживает потрясшие его катастрофы в Хиросиме и Нагасаки. С 1960-х и до конца жизни Сальвадор интересуется оптическими иллюзиями, голографией, стереоскопией, отражая все это в живописи. А в поздние годы 
обращается к наследию Микеланджело и Веласкеса, в то же время работая в экспрессионистской манере над полуабстрактными композициями.

Сальвадор Дали. «Дали приподнимающий поверхность Средиземного моря чтобы показать Гала рождение Венеры»....

Сальвадор Дали. «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры». Стереоскопическое произведение, 1978

Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

Образы, созданные Дали, проникли во все сферы визуальной культуры — в кинематограф, моду, дизайн, рекламу, архитектуру. На недавних торгах Christie’s в Нью-Йорке почти за миллион долларов (939 тысяч долларов) ушла работа Дали на бумаге, Femmes Aux Papillons, принадлежавшая «императрице Седьмой авеню» Элинор Ламберт. Присутствие художника в мире моды, главным образом в сотрудничестве с дизайнером Эльзой Скиапарелли, только поддерживало власть его искусства.

В Москве Дали предстанет, как всегда, эпатажным и глубоким художником, нашедшим истоки магии — как собственно в живописи, так и в направлявшем его руку ангеле (вот последний из упомянутых выше «50 секретов»). Таким стала жена и муза Гала, Елена Дьяконова, ключевая героиня искусства Дали и «мистическая нить», связывающая его с Россией.

Сальвадор Дали. «Пейзаж с загадочными элементами» 1934

Сальвадор Дали. «Пейзаж с загадочными элементами», 1934

Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

Экспозиция «Сальвадор Дали. Магическое искусство» продолжает цикл крупных проектов Музея Фаберже, ранее устраивавшего выставки Фриды Кало и Диего Риверы, Амедео Модильяни, Хаима Сутина и не только. В Санкт-Петербурге работы Дали уже показывали в 2017-м: совместно с Фондом «Гала — Сальвадор Дали» Музей Фаберже представлял более 150 произведений художника. Самой полной и масштабной его выставкой в России станет предстоящая московская, посмотреть Дали в Манеже можно с 21 января до 25 марта 2020 года.

Сальвадор Дали. «Портрет моей сестры» 1925

Сальвадор Дали. «Портрет моей сестры», 1925

Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019