Выставки

Главное о выставке «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда» в Музее Москвы

Кого еще стоит знать, кроме звезд института — от Родченко и Поповой до Татлина и Мухиной, — и как в нем все было устроено, смотрите в этом масштабном проекте 
Выставки в Москве что нужно знать о проекте «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»
Николай Рогожин. Мягкий рессорный стул из гнутого дерева. Руководитель курсового проекта — Владимир Татлин. Дерметфак (деревообделочное отделение), ВХУТЕИН, 1927–1929

Вслед за всемирным празднованием 100-летия немецкого Баухауса в 2019-м, ту же круглую дату в 2020-м отмечает и легендарный ВХУТЕМАС, в XX веке определивший для нашей страны подход к образованию в дизайнерских, архитектурных, текстильных, полиграфических и художественных вузах. Юбилей института с 10 ноября и до 7 февраля 2021 года чествуют объемной выставкой в Музее Москвы. 

13 ноября Музей Москвы, как и многие другие столичные институции, временно приостанавливает работу. Хотя изначально организаторы сообщали, что 11 и 12 ноября время посещения увеличится до 23:00, на продление показов пришел запрет — выставка в эти дни будет открыта до 21:00. Резюмируем то, что можно увидеть офлайн, ниже.

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Основы выставки «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Высшие художественно-технические мастерские, созданные в Москве в 1920 году и заложившие основы для многих современных вузов, впервые рассмотрены столь глубоко в выставочном проекте. Как отмечает куратор Александра Селиванова, «сложность изучения ВХУТЕМАСа состоит в том, что он слишком велик; его немецкий визави Баухаус по количеству студентов и преподавателей был меньше в несколько раз». Если работы звезд советского авангарда и самого института — от Александра Родченко и Любови Поповой до Владимира Татлина и Веры Мухиной — широко известны (акцент на них поэтому делать не стали), то студенческие проекты, детали учебного процесса, повседневность ВХУТЕМАСа до настоящего момента не были на виду. Ими в Музее Москвы и занялись — вплоть до программных документов по дисциплинам вроде «Выявления цвета» и зачетных книжек.

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Проект «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда» разделен по факультетам — производственным и художественным. Посвященные им залы расположены по обе руки от магистральной линии выставки, где рассказывают предысторию института и о его роли, а также об Основном отделении, радикально отличавшем ВХУТЕМАС от других художественных учебных заведений. «Цвет», «Графика», «Объем» и «Пространство» — эти дисциплины входили в общий одно-двухгодичный курс, обязательный для всех студентов. Оттолкнувшись от изучаемой ими «азбуки искусства и проектирования» переходите на выставке к живфаку, керамфаку и прочим залам факультетов. Для доскональной работы над каждым Александра Селиванова пригласила в проект 10 сокураторов — искусствоведов, историков архитектуры и дизайна.

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

От текстфака до дерметфака 

Живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты и макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель — по второму этажу Музея Москвы распределен максимально широкий набор предметов, создававшихся студентами ВХУТЕМАСа (с 1927 года — ВХУТЕИН). Все залы требуют пристального осмотра: кроме особо крупных работ найдите здесь журнал «Металлическое кольцо», отсылающий к любимой родченковской геометрической фигуре и металлообрабатывающему факультету, где он преподавал, артефакты из Клуба Сезанна, существовавшего при ВХУТЕМАСе с 1920-го и организованного учеником Малевича, проекты черноморских курортных гостиниц и еще сотни объектов, которые помогут достроить представление о ВХУТЕМАСе в редкой для многих выставок полноте.

Николай Соколов. «Курортная гостиница. Индивидуальный домик. Перспектива». Мастерская Александра Веснина 1928....

Николай Соколов. «Курортная гостиница. Индивидуальный домик. Перспектива». Мастерская Александра Веснина, 1928. Государственный музей архитектуры им. А. Н. Щусева

Как в СССР появилась мебель из гнутых металлических трубок и какими в 1920-х были трансформирующиеся светильники студентов дерметфака (факультета по обработке дерева и металла), в чем суть противостояния академических и авангардных методов в архитектуре, кто отвечал за новаторство в этих и других охваченных ВХУТЕМАСом сферах — на эти и многие другие вопросы в Музее Москвы будут отвечать еще долгое время, в том числе онлайн. 12 ноября начнется параллельная онлайн-программа с лекциями, а также занятиями для детей, записаться можно на сайте выставки.

Александр Сильченков. Дипломный проект на тему «Дом промышленности и торговли». Мастерская Николая Ладовского 1928....

Александр Сильченков. Дипломный проект на тему «Дом промышленности и торговли». Мастерская Николая Ладовского, 1928. Музей МАрхИ

Что еще

Говоря о ВХУТЕМАСе и его влиянии на образование вообще, в отдельном зале Музей Москвы показывает и работы «последователей». Александра Селиванова убеждена, что многое из вхутемасовского наследия актуально по сей день, подтвердить это призваны программы и студенческие работы десяти институтов и студий, в том числе МАрхИ, Строгановки, Британки, РАНХиГС и других. Отголоски великого института сейчас можно застать и на «Винзаводе», где 11 ноября открылось пространство U Contemporary c выставкой «Foundations – 100 лет после ВХУТЕМАСа».

Тем временем в Музее Москвы стоит успеть и на вторую часть основного проекта VII Биеннале молодого искусства — подробнее о ней мы рассказывали здесь.

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Александр Галактионов с макетом и деталями своего дипломного проекта «Стандарт оборудования передвижных выставок» ....

Александр Галактионов с макетом и деталями своего дипломного проекта «Стандарт оборудования передвижных выставок» (комплект сборно-разборного оборудования из стандартных конструктивных элементов). Руководитель Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН, 1929

Архив Александра Родченко и Варвары Степановой
Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Владимир Татлин со студентами дерметфака ВХУТЕИНа. Вторая половина 1920х. Фотография А. Родченко

Владимир Татлин со студентами дерметфака ВХУТЕИНа. Вторая половина 1920-х. Фотография А. Родченко

Архив Александра Родченко и Варвары Степановой