© Николай Рогожин. Мягкий рессорный стул из гнутого дерева. Руководитель курсового проекта — Владимир Татлин. Дерметфак (деревообделочное отделение), ВХУТЕИН, 1927–1929

Выставки

Главное о выставке «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда» в Музее Москвы

Кого еще стоит знать, кроме звезд института — от Родченко и Поповой до Татлина и Мухиной, — и как в нем все было устроено, смотрите в этом масштабном проекте 

Вслед за всемирным празднованием 100-летия немецкого Баухауса в 2019-м, ту же круглую дату в 2020-м отмечает и легендарный ВХУТЕМАС, в XX веке определивший для нашей страны подход к образованию в дизайнерских, архитектурных, текстильных, полиграфических и художественных вузах. Юбилей института с 10 ноября и до 7 февраля 2021 года чествуют объемной выставкой в Музее Москвы. 

Сложность изучения ВХУТЕМАСа состоит в том, что он слишком велик; его немецкий визави Баухаус по количеству студентов и преподавателей был меньше в несколько раз

13 ноября Музей Москвы, как и многие другие столичные институции, временно приостанавливает работу. Хотя изначально организаторы сообщали, что 11 и 12 ноября время посещения увеличится до 23:00, на продление показов пришел запрет — выставка в эти дни будет открыта до 21:00. Резюмируем то, что можно увидеть офлайн, ниже.

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Основы выставки «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Высшие художественно-технические мастерские, созданные в Москве в 1920 году и заложившие основы для многих современных вузов, впервые рассмотрены столь глубоко в выставочном проекте. Как отмечает куратор Александра Селиванова, «сложность изучения ВХУТЕМАСа состоит в том, что он слишком велик; его немецкий визави Баухаус по количеству студентов и преподавателей был меньше в несколько раз». Если работы звезд советского авангарда и самого института — от Александра Родченко и Любови Поповой до Владимира Татлина и Веры Мухиной — широко известны (акцент на них поэтому делать не стали), то студенческие проекты, детали учебного процесса, повседневность ВХУТЕМАСа до настоящего момента не были на виду. Ими в Музее Москвы и занялись — вплоть до программных документов по дисциплинам вроде «Выявления цвета» и зачетных книжек.

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Проект «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда» разделен по факультетам — производственным и художественным. Посвященные им залы расположены по обе руки от магистральной линии выставки, где рассказывают предысторию института и о его роли, а также об Основном отделении, радикально отличавшем ВХУТЕМАС от других художественных учебных заведений. «Цвет», «Графика», «Объем» и «Пространство» — эти дисциплины входили в общий одно-двухгодичный курс, обязательный для всех студентов. Оттолкнувшись от изучаемой ими «азбуки искусства и проектирования» переходите на выставке к живфаку, керамфаку и прочим залам факультетов. Для доскональной работы над каждым Александра Селиванова пригласила в проект 10 сокураторов — искусствоведов, историков архитектуры и дизайна.

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

От текстфака до дерметфака 

Живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты и макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель — по второму этажу Музея Москвы распределен максимально широкий набор предметов, создававшихся студентами ВХУТЕМАСа (с 1927 года — ВХУТЕИН). Все залы требуют пристального осмотра: кроме особо крупных работ найдите здесь журнал «Металлическое кольцо», отсылающий к любимой родченковской геометрической фигуре и металлообрабатывающему факультету, где он преподавал, артефакты из Клуба Сезанна, существовавшего при ВХУТЕМАСе с 1920-го и организованного учеником Малевича, проекты черноморских курортных гостиниц и еще сотни объектов, которые помогут достроить представление о ВХУТЕМАСе в редкой для многих выставок полноте.

Николай Соколов. «Курортная гостиница. Индивидуальный домик. Перспектива». Мастерская Александра Веснина, 1928. Государственный музей архитектуры им. А. Н. Щусева

Как в СССР появилась мебель из гнутых металлических трубок и какими в 1920-х были трансформирующиеся светильники студентов дерметфака (факультета по обработке дерева и металла), в чем суть противостояния академических и авангардных методов в архитектуре, кто отвечал за новаторство в этих и других охваченных ВХУТЕМАСом сферах — на эти и многие другие вопросы в Музее Москвы будут отвечать еще долгое время, в том числе онлайн. 12 ноября начнется параллельная онлайн-программа с лекциями, а также занятиями для детей, записаться можно на сайте выставки.

Александр Сильченков. Дипломный проект на тему «Дом промышленности и торговли». Мастерская Николая Ладовского, 1928. Музей МАрхИ

Что еще

Говоря о ВХУТЕМАСе и его влиянии на образование вообще, в отдельном зале Музей Москвы показывает и работы «последователей». Александра Селиванова убеждена, что многое из вхутемасовского наследия актуально по сей день, подтвердить это призваны программы и студенческие работы десяти институтов и студий, в том числе МАрхИ, Строгановки, Британки, РАНХиГС и других. Отголоски великого института сейчас можно застать и на «Винзаводе», где 11 ноября открылось пространство U Contemporary c выставкой «Foundations – 100 лет после ВХУТЕМАСа».

Тем временем в Музее Москвы стоит успеть и на вторую часть основного проекта VII Биеннале молодого искусства — подробнее о ней мы рассказывали здесь.

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Александр Галактионов с макетом и деталями своего дипломного проекта «Стандарт оборудования передвижных выставок» (комплект сборно-разборного оборудования из стандартных конструктивных элементов). Руководитель Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН, 1929

© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой

Выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда»

Владимир Татлин со студентами дерметфака ВХУТЕИНа. Вторая половина 1920-х. Фотография А. Родченко

© Архив Александра Родченко и Варвары Степановой