Афиша

Лучо Фонтана в Мультимедиа Арт Музее — главная выставка зимы

Смотрите более 60 работ итальянского художника, в том числе с прорезями и дырами в холсте
Лучо Фонтана в Мультимедиа Арт Музее — главная выставка зимы
Лучо Фонтана. «Пространственная концепция. Ожидания», 1961

27 ноября Мультимедиа Арт Музей открывает три новые выставки во главе с ретроспективой Лучо Фонтаны — первой в Москве. Вместе с ней показывают работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, диалог их искусства с Лучо крайне важен, и фотопроект молодого китайского художника Ву Гоюна. Vogue осмотрелся в пространстве, из которого исчезли Филип Колберт и Розмари Трокель, и обнаружил редкую возможность познакомиться с Лучо Фонтаной так близко.

Лучо Фонтана. «Пространственная концепция», 1949

Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Одна из работ Фонтаны была в Москве на недавней выставке «Восточный джаз / East West Jazz» в Пушкинском, но в Мультимедиа Арт Музее их собрали более 60: они прибыли из Фонда Лучо Фонтаны, итальянских музейных и частных коллекций при поддержке посольства Италии в РФ и Итальянского института культуры в Москве. Многие знают Лучо Фонтану по фирменным «Разрезам» и «Дырам», но изменения, которые художник породил в послевоенном искусстве, связаны с куда более широким набором работ. По словам директора музея Ольги Свибловой, выступившей сокуратором выставки, Фонтана более полувека назад предвосхитил все, на чем строится современное искусство сегодня. Это касается и перформанса, и тотальных инсталляций, и работы с неоном и флуоресцентной краской.

«Только в конце жизни Фонтана приходит к разрезам, в шестидесятые, — подчеркивает Ольга Свиблова. — Это то, за чем люди едут в Тибет, — здесь Фонтана приходит к чувству бесконечности».

Лучо Фонтана. «Пространственная концепция. Маленький театр», 1961

Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Искусство Фонтаны — не просто громада экспериментов и инновационных приемов в работе с материалами, это рефлексия о мире под напором научно-технического прогресса и о глубинном смысле понятия «свобода», которую Лучо искал вне холста. «Чем больше я смотрела на Фонтану, тем больше меня интересовал этот художник, — вспоминает Свиблова в день открытия. — Увидев барочную керамику, которую он делал с 1948-го по 1961-й, я поняла, что искал Фонтана, эти распятия оказали на меня особенное влияние». Экспериментируя с пространством холста, Лучо активно работал как скульптор, стиль барокко был ближе всех к его эмоциональной природе, а керамика стала одним из его излюбленных материалов.

Лучо Фонтана. «Распятие», 1955–1957

Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Первый этаж музея занимает часть выставки Франциско Инфанте и Нонны Горюновой — их связь с философией Фонтаны Ольга Свиблова считает особенно важной. Художники пересекаются только в шестидесятых — первые работы Инфанте были созданы в начале десятилетия, Фонтана умер в 1968-м, — но близки в своей философии. Фонтана начинается на втором этаже, с «Пространственных концепций» — как самих полотен с легендарными разрезами (tagli) и дырами (buchi), так и фотографий, на которых запечатлен процесс.

«Проделать в холсте дыру было для меня радикальным способом преодолеть пространство картины, — такие слова Фонтаны сокуратор выставки Елена Джеуна, ранее работавшая с МАММ над выставками коллекции Дэмиена Херста и «Арте повера», выносит в эпиграф к своему тексту. — Тем самым я говорил: после такого мы вольны делать все, что захотим».

Лучо Фонтана. «Пространственная концепция. Ожидания», 1964

Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

В 1949-м Фонтана впервые протыкает холст с помощью шила и в том же году создает первую инсталляцию — «Пространственную среду в черном свете». Погружая всю миланскую галерею Навильо в темноту, Лучо превращает зрителя из простого наблюдателя в действующее лицо — и впоследствии еще не раз продолжит цикл «Пространственных сред». «Эта серия позволяет осознать, насколько тотальными были замыслы Фонтаны, — объясняет Елена Джеуна. — Ему важно вовлечь зрителя в противостояние не только с физическим, но и с умозрительным, бесконечным пространством». В поздние годы художник много работает в этом ключе: «Пространственные среды» продолжаются на 33-й биеннале в Венеции, где Фонтана в 1966-м получает Гран-при, и парой лет позже на 4-й «Документе» в Касселе, незадолго до своей смерти.

Лучо Фонтана. «Портрет Терезиты», 1940

Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Московская ретроспектива Фонтаны заняла три этажа: от прорезанных и продырявленных холстов переходите ко всему, что также сделало его первопроходцем в искусстве. «Творчество Фонтаны будет правильнее представить себе в виде кристалла, каждая грань которого наделена особым, неповторимым блеском», — уверен историк искусства Лука Массимо Барберо. «Разрезам» противопоставлена, например, серия «Маленькие театры» — Лучо использует холст как задник, накладывая на него лакированные рамы, или многоугольные «Кванты», эти картины предвосхитили живопись на фигурных холстах. Увидеть Фонтану в полном объеме и со всех сторон в Мультимедиа Арт Музее можно до 23 февраля 2020 года.

Что еще?

Кроме Фонтаны смотрите выставку «Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Метафизика, метафора, метаморфозы» (до 16 февраля): это подробный экскурс в искусство российского классика, одного из ярчайших в советской неофициальной культуре. Инфанте родился в 1943 году в Саратовской области, в семье испанского эмигранта-республиканца, к 19 годам стал блестящим академическим рисовальщиком и уже тогда начал работать с абстракцией и геометрией, размышляя о бесконечности космоса и структуре вселенной.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. «Артефакты». Из цикла «Пейзаж диктует». 1997

Предоставлено авторами

В новой выставке МАММ сосредотачиваются и на раннем искусстве Инфанте, созданном в шестидесятые, одновременно со многими работами Фонтаны, и на цикле «Артефакты» — над ним Франциско в соавторстве с Нонной Горюновой работал почти сорок лет.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. На съемках «Артефактов», 1993

Предоставлено авторами

Самый юный герой зимнего сезона МАММ — китаец Ву Гоюн, чей проект «Мест нет» показывает, как благая идея может привести к катастрофе, если будет доведена до абсурда или останется непродуманной. Распространившийся в Китае велошеринг — казалось бы, шаг в сторону ЗОЖ и концепция экологически чистой транспортной системы — привел к тому, что на окраинах городов появились «кладбища» лишних прокатных велосипедов. Им Гоюн и посвящает серию своих фотографий, которые можно посмотреть до 26 января.

Ву Гоюн. «Шэньчжэнь, Китай. Зеленая зона рядом с жилым кварталом, временно используемая для складирования старых прокатных велосипедов», 2018

wuguoyong