«Можно было пуститься во все тяжкие», — Джиллиан Андерсон о сериале «Великая», токсичных матерях и вдохновляющих историях

«Если в «Великой» заменить декорации XVIII века на современные, многие ситуации выглядели бы легко узнаваемыми»
Кадр из сериала «Великая»

На платформе more.tv выложили все серии второго сезона сериала «Великая» — раблезианской сатиры на Россию времен Екатерины II, — в котором молодая императрица в исполнении Эль Фэннинг сумела отобрать власть у бестолкового мужа и забеременеть наследником, а вот убедить страну в необходимости перемен у нее получается куда хуже. Обстановка накаляется, срок родов близится, и только фраза «Мамочка приехала!» может все окончательно осложнить. Маму императрицы, которая быстро завоевывает статус самой харизматичной дамы при дворе, играет Джиллиан Андерсон. Звезда «Секретных материалов», «Сексуального воспитания» и «Короны» рассказала Vogue про съемки в сатире, моду на экране и вне его и проблемы воспитания нового поколения. 

Кадр из сериала «Великая»

Маргарет Тэтчер в «Короне», мать Екатерины в «Великой», а на днях вы появились в инстаграме в образе Элеоноры Рузвельт — ваши героини сплошь исторические персонажи. Есть ли разница в подготовке к этим ролям?

Огромная. О Джоанне, которую я играю в «Великой», почти нет информации, ничего о ее детстве или происхождении. Понятное дело, никаких видео. Разве что пара старых портретов, которые, конечно, не имеют ничего общего с тем, что вы видите на экране. Этот тот случай, когда опереться не на что, да и не надо. Я быстро поняла, что обширный ресерч результата не принесет, и даже от той пары исторических фактов, которые вроде как мне известны, особой пользы не будет, поэтому я просто опиралась на сценарий. И это, конечно, полностью противоположная история по сравнению с ролями Элеонор Рузвельт или Тэтчер — там нужно постараться быть максимально близкой к прототипу, быть предельно аккуратной, а тут можно было пустить свою актерскую природу во всех тяжкие. Комедия вообще предполагает определенный уровень спонтанности. Твоя задача — попасть в общее настроение, уловить вибрацию на площадке. Как далеко ты можешь зайти — вот главный вопрос. И так как я за годы карьеры переиграла столько серьезных ролей, я всегда рада возможности посмеяться.

Чем вам понравилась «Великая»? 

Я пропустила премьеру первого сезона и посмотрела его, только когда мне предложили роль во втором. И обнаружила, что это истерически смешно. Мне нравится непочтительность и хулиганство «Великой». Это ровно тот вид сатиры, который я люблю. Да и прошлый проект Тони Макнамары «Фаворитка» был отличным. А сценарий наших с Эль Фэннинг общих сцен обещал массу веселья на съемках, так что грех было отказываться. 

Что делает эту историю актуальной?

В конечном итоге она о том, что есть жизнь на этой планете, а именно — о любви, власти и выживании. Есть удивительные отношения между Екатериной II и Петром III. Есть преобразования, которые императрица пытается совершить в России (все же понимают, что речь идет про вымышленную страну?), вроде образования для девочек и вообще расширения женских прав, свободы крестьянам и других высокопарных, философских и в то же время очень практических идей. Вот только огромная страна с миллионным населением совершенно не заинтересована во всех этих реформах, к тому же исходящих от женщины-правительницы. Если заменить декорации XVIII века на современные, многие ситуации выглядели бы легко узнаваемыми.

Ваша Джоанна ведь токсичная мать? Или у вас есть для нее оправдания?

Никаких! Хотя поначалу она по-своему старается защитить дочь от перспективы быть обезглавленной. А потом, поняв, какую кашу заварила Екатерина, она преследует единственную цель — направить события в такое русло, чтобы помочь себе и другим своим дочерям.

Instagram content

View on Instagram

Как насчет современных матерей и дочерей? Проблема поколений еще существует?

Главная проблема — соцсети, смартфоны, экраны, которые окружают нас со всех сторон. И родителям надо найти баланс между желанием защитить детей от неподходящего для них контента, от кибербуллинга и при этом не перегнуть палку. Мир технологий совершил невероятный скачок за последние десять лет, и мы вступили в эпоху, когда нет возможности опереться на опыт предыдущих поколений, никто до нас не сталкивался с теми вызовами и поводами для тревоги, которые стоят перед нами в том числе в вопросах воспитания детей. Все проблемы, сражения, разногласия и вообще все, что происходило в мои подростковые годы, потеряло актуальность. То есть вопросы «могу ли я остаться ночевать у друга» или «пойти на эту вечеринку» возникают по-прежнему, но все главные конфликты разгораются вокруг того, что происходит в телефонах детей. 

Вы нашли решение проблемы?

Мои дети привыкли проводить большую часть времени на улице, и двое моих младших сыновей предпочтут играть на воздухе, чем сидеть в телефонах. В этом смысле мне повезло. Хотя и они, возвращаясь домой, первым делом пытаются зайти в YouTube, поэтому приходится вводить домашние правила и ограничения.

При этом вы сами весьма активны и смелы в инстаграме, один хештег #penisoftheday чего стоит. 

И при этом у меня на телефоне нет ни инстаграма, ни фейсбука, ни твиттера. Я не хочу на них отвлекаться и никак не взаимодействую с соцсетями, кроме тех случаев, когда мне специально советуют что-то посмотреть или прочитать мои помощники, которые следят за тем, чтобы я не пропустила что-то важное. Так что это не совсем обычный способ взаимодействия с соцсетями.

Instagram content

View on Instagram

За посты тоже отвечает команда?

Нет, все проходит через меня, все фотографии делаю я сама, но это часть моей работы в отличие от привычки постоянно просматривать ленту.

Девяностые и нулевые снова в моде, вы чувствуете ностальгию по тому периоду? Стали бы носить что-то из гардероба тех лет?

Что-то я совсем забыла, что носила тогда. Назовите три вещи на выбор.

У нас как раз вышел декабрьский, предновогодний номер, так что там речь про мини-платья, пайетки и джинсы, которые из повседневной одежды превращаются в модный фетиш.

Мини? Пожалуй, нет, хотя, наверное, что-то из той эпохи я могла бы надеть, если бы вспомнила что.

Джиллиан Андерсон, 1990-е

Getty Images

Как выбираете, что надеть, сейчас?

Я довольно скучно одеваюсь. Когда я играю очередную стильную героиню, ловлю себя на мысли, почему бы мне не одеваться так каждый день? Я же люблю вещи, которые ношу на съемках. Но заканчивается все тем, что я каждый день надеваю одно и то же. Когда я не снимаюсь, я — мама. Поэтому на мне джинсы, футболка, кардиган и что-то еще очень практичное. В смысле моды у меня не так уж много фантазии. Или мне просто не хочется тратить ее на выбор одежды.

Наш ноябрьский номер был посвящен изнанке модельного бизнеса и глянца и тому, как новая этика и ковид меняют их. А как насчет киноиндустрии? Как изменилась она?

Проблема в том, что прямо сейчас кино нет вообще. Вернее, его производится ничтожно мало. Кинотеатры пытаются выживать. А люди размышляют, вернемся ли мы когда-нибудь к тому, чтобы сидеть щека к щеке перед экраном, или все это останется в прошлом. Понятно, что на этом фоне стриминговые сервисы, вроде Hulu или Netflix, становятся все популярнее и успешнее, зрители предпочитаются оставаться дома и часами потреблять контент. Что-то бросая на полпути, перескакивая с сериала на сериал, отвлекаясь на разговоры по телефону или делая домашние дела параллельно с просмотром. То есть это совсем другая история по сравнению с тем временем, когда все ждали выхода новой работы любимого режиссера, раскупали билеты заранее и стояли в очередях перед кинотеатрами. Моя карьера сейчас связана с разными медиа. Первые десять лет я была привязана к одному проекту, но с тех пор стараюсь чаще менять обстановку и очень рада, что в моем возрасте по-прежнему получаю интересные предложения. Но при этом я искренне люблю кино, и мне жаль, что сегодня оно оказалось в такой тяжелой ситуации. 

Что вас сейчас вдохновляет?

Современное искусство и истории людей. Я слушаю множество подкастов, которые дают возможность прикоснуться к кусочку реальной жизни, рассказывают о том, как люди по всему миру сражаются с трудностями и следуют за мечтой, добиваются целей, несмотря ни на что. Например, вчера ночью я слушала про мужчину из Испании, который занимается тем, что находит тела мигрантов, которые утонули, пытаясь перебраться из Северной Африки в Европу. Их трупы выбрасывает на берег, а этот мужчина, который раньше работал в похоронном бизнесе, собирает их, приводит в порядок, старается найти их родню в Африке и переправить обратно, чтобы их можно было по-человечески похоронить. Я была невероятно растрогана этой историей.

Джиллиан Андерсон на премии BAFTA, 2020 

Getty Images