Музы Хаяо Миядзаки. Почему каждая из главных героинь легендарного режиссера достойна стать вашей ролевой моделью

 От воинственной принцессы волков Мононоке до робкой и отважной Тихиро из «Унесенных призраками» 
Наследие Хаяо Миядзаки. Почему каждая из главных героинь легендарного режиссера достойна стать вашей ролевой моделью
Кадр из мультфильма «Унесенные призраками»

Сегодня легендарному режиссеру Хаяо Миядзаки, заставившему весь мир полюбить японскую анимацию, исполняется 81 год. Все работы его студии Ghibli актуальны до сих пор — и дело не только в потрясающей графике, волшебных персонажах и до мелочей проработанных вымышленных мирах, но и в том, что фильмы Миядзаки только кажутся детскими — на самом деле среди поклонников аниматора множество взрослых, которые ритуально пересматривают его мультфильмы каждый год и всегда находят в них новые, актуальные для себя смыслы. 

Среди них оказался и креативный директор Loewe Джонатан Андерсон. 7 января Loewe выпускают коллаборацию со студией Ghibli, и посвящена она визитной карточке Миядзаки — мультфильму «Унесенные призраками», которому в этом году исполняется 20 лет и за который режиссер получил «Оскар» в 2003-м. Это уже второй раз, когда Loewe объединяются с Ghibli — первый был в январе прошлого года, когда Андерсон выпустил капсулу, посвященную фильму «Мой сосед — Тоторо». И, как и в прошлый раз, в новую коллекцию Loewe x Spirited Away войдут сумки, картхолдеры, шарфы, футболки и даже свечки с изображением героев мультфильма: от Юбабы и черных пушистых существ, называемых сусуватари, до, конечно же, главной героини — девочки по имени Тихиро.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Есть вероятность, что Джонатан Андерсон вдохновлялся не только графикой Миядзаки, но и его сильными женскими персонажами. А в «Унесенных призраками» он особенно яркий. 10-летняя Тихиро ради спасения родителей соглашается на любую работу под начальством злой колдуньи, которая похищает и настоящее имя, и ее личность. Тихиро бывает и одиноко, и страшно, и грустно, но она все равно возвращает семью, освобождает от чар своего друга Хаку и топит добротой сердца даже самых злых духов. И если вы еще не погружались в волшебные миры режиссера, мы не без зависти сообщаем: вас ждут незабываемые знакомства и с другими девочками, девушками и женщинами, каждая из которых достойна стать вашей ролевой моделью.

Начиная с 1980-х вместе с другими пятью мужчинами (!) сооснователями Ghibli Миядзаки создавал кино, где в основе сюжета были сильные женские героини (задолго до того, как это стало модным в Голливуде). И не одно поколение, выросшее на его мультфильмах, усвоило урок, что быть женщиной — не значит соответствовать тому или иному поверхностному идеалу. В конечном итоге дело не в том, как вы выглядите или как вы действуете, а в том, кто вы на самом деле. 

Знакомство со вселенной Миядзаки чаще всего начинают именно с «Унесенных призраками», поскольку это действительно самая известная работа режиссера, которую раньше даже частенько крутили по федеральным каналам. Однако останавливаться на нем мы вам не советуем. Пусть он и стал самым коммерчески успешным, другие мультфильмы Миядзаки ему по масштабу мысли точно не уступают. После «Унесенных призраками» включайте мультфильм «Навсикая из Долины ветров» 1984 года. Действие там разворачивается спустя тысячу лет после войны, уничтожившей всю индустриальную цивилизацию. Государства обрушили друг на друга биологическое оружие, и теперь планету покрывают отравленные растения и огромные ядовитые насекомые. Свободно передвигаться люди могут только в респираторах и на летающих кораблях, словно позаимствованных из романов Жюля Верна. Тех, кто появится на улице без защитной маски, ждет смертельная болезнь (не хотим пугать, но критики часто называют работы Миядзаки пророческими). 

Кадр из мультфильма «Навсикая из Долины ветров»

Судьба человечества оказывается в руках юной княжны Навсикаи: она мечтает очистить природу от токсинов, поэтому в своей секретной лаборатории пытается найти противоядие. И она, как и Тихиро, готова на все, чтобы защитить своих близких, даже в одиночку противостоять армии врага. Безоружная Навсикая встает на свой воздушный глайдер и расставляет руки в стороны, полностью открываясь для обстрела. Такая смелость и самоотверженность поражают юношу по ту сторону прицела — выстрелить он так и не смог. 

С конфликтом цивилизации и природы вы столкнетесь и в «Принцессе Мононоке». На этот раз речь пойдет об альтернативном прошлом, где с появлением технологического прогресса люди принялись вырубать деревья, истреблять зверей и объявили войну лесному духу (он изображен в виде огромного мифического оленя, способного дарить жизнь). После просмотра этих картин возникает вопрос: есть ли у человечества шанс на спасение, а главное — достойны ли мы его? На него предстоит ответить и главной героине, принцессе Мононоке, которая в детстве была брошена людьми и воспитывалась волками. Cвою жизнь она посвящает мести человечеству за убийство животных и леса. Однако после встречи с молодым принцем Аситакой, сражающимся за спасение природы, она вновь обретает веру в людей. 

Кадр из мультфильма «Принцесса Мононоке»

Да, в мирах Хаяо Миядзаки есть место и мужчинам. И у Мононоке, и у Навсикаи, и у Тихиро встречаются на пути достойные напарники, помощники и компаньоны, но они никогда не становятся их спасателями. В мультфильмах Ghibli женщины и мужчины равны: и это было умышленным решением со стороны режиссера. «Во многих моих фильмах главные женские персонажи — смелые, самодостаточные девушки, которые не будут раздумывать перед тем, как бороться за то, во что они верят всем своим сердцем, — говорил Хаяо Миядзаки. — Им понадобится друг или сторонник, но не спаситель. Любая женщина так же способна быть героем, как и любой мужчина». Даже самая романтичная девушка в коллекции режиссера — Софи из «Ходячего замка» — не ждет спасения от единственного человека, который сможет снять с нее проклятье. Чародей Хаул сам находит в Софи то, чего не смог найти ни в одном из миров — родственную душу и истинную любовь. 

Кадр из мультфильма «Ходячий замок»

«Ведьмина служба доставки» не стала исключением из правил феминиста Миядзаки. Здесь 13-летняя ведьма Кики, следуя семейному обряду, должна покинуть родной дом и отправиться на год в другой город, чтобы стать самостоятельной. Кики приходится бороться с чем-то, возможно даже более страшным, чем конец света — с экзистенциальным кризисом. То бишь, с самой собой. Получится ли у нее? Думаем, вы уже знаете ответ.

Отдельного внимания заслуживают наряды муз Миядзаки (а режиссер неоднократно называл героинь мультфильмов своими главными музами). Их костюмы здесь — отражение личности: Навскиая носит прочный защитный комбинезон, в котором удобно рассекать по небу, Тихиро носит шорты, полосатую майку и кроссовки, как среднестатистическая японская школьница, а принцесса Мононоке катается верхом на волках, с ожерельем из клыков, в платье из лоскутов ткани, укрываясь шкурой (надо же соответствовать собственной стае). Такой подход к созданию образов дает возможность сосредоточиться на характере и личности героя, подчеркивая его индивидуальность. 

При всей своей непобедимости музы Миядзаки остаются живыми людьми, способными ошибаться и сомневаться. Именно это делает их похожими на всех нас — а потому на них особенно хочется равняться. Путь каждой из них доказывает: кем бы вы ни были — княжной из постапокалиптического мира, городской ведьмой или воспитанницей волков, — главное, что вы остаетесь верны себе и вашим идеалам. 

Одеться как культовые героини из волшебных миров Хаяо Миядзаки

Галерея5 Photos
Смотреть галерею

Кадр из мультфильма «Ведьмина служба доставки»