Афиша

«Тату» в Пушкинском: что о выставке говорят кураторы и как она устроена

Знаменитая парижская экспозиция доехала до Москвы — с важными изменениями
«Тату» в Пушкинском что о выставке говорят кураторы и как она устроена
Неизвестный автор. Татуированный житель Маркизских островов, Океания, XIX век. Холст, масло. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж

3 марта в Пушкинском музее открывается выставка «Тату», организованная в сотрудничестве с парижским Музеем на набережной Бранли имени Жака Ширака, показанная во Франции, Канаде, США и Тайване и в каждой стране адаптированная к местным реалиям. Это проект про татуировку во всем многообразии: о значениях и формах, трансформациях в ходе истории, региональных особенностях и влиянии на современную культуру. На втором этаже Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, где до того работала выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1», теперь можно увидеть архивные документы и объекты, работы современных художников, древние артефакты — в единой структуре и в близком соседстве. 

Вместе с французскими кураторами Анн Ришар и Жюльеном Дэфлиском — знатоками истории татуировки и основателями журнала HEY! Modern Art & Pop Culture — над российской версией «Тату» работали два куратора со стороны Пушкинского музея — Варвара Шкерменёва и Александра Савенкова. «Идея появилась, когда наш директор [Марина Лошак. — Прим. Vogue] увидела выставку 2014 года в парижском Музее Бранли, ей очень понравилось, — рассказала Vogue Варвара Шкерменёва незадолго до открытия. — Это и стало точкой отсчета». Позже проект дополнили предметами из российских коллекций, музейных и частных, а также работами современных художников. Желая представить тату и искусство как «сообщающиеся сосуды» — тату-художники неизбежно черпают идеи из арт-мира и наоборот, — Варвара и Александра включили в экспозицию работы Вима Дельвуа и Фабио Виале, «самые яркие» тому образцы. Виале, наносящий русские криминальные татуировки на изваяния из белоснежного каррарского мрамора, к тому же максимально близок к музейному контексту. 

Увидеть серию из 12 работ Дельвуа и скульптуры Виале можно в финальном зале выставки. Его, как и открывающий «Тату» экспонат — египетскую ложечку в виде плывущей девушки с цветком лотоса, — Варвара и Александра, разделяясь во мнениях, называют особой гордостью проекта.

Ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса. Египет. XIV век до н. э. Слоновая кость эбеновое дерево краска. ГМИИ...

Ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса. Египет. XIV век до н. э. Слоновая кость, эбеновое дерево, краска. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Вышеупомянутая ложечка, добавленная в «Тату» из коллекции ГМИИ, — самый древний экспонат среди всех, датируемый XIV веком до н. э. Узоры на поясе девушки, по словам кураторов, ученые сопоставляют с рисунками татуировок. С этого объекта начинается маршрут по тату-культуре, который протянется от Аляски до Чукотки через Японию, Океанию, Европу, Россию и Америку, и кратко расскажет обо всех.

Маска коруру или парата XIX век Новая Зеландия. Резьба и гравировка по дереву белый пигмент ракушка пауа . Музей на...

Маска коруру, или парата, XIX век, Новая Зеландия. Резьба и гравировка по дереву; белый пигмент; ракушка пауа (Haliotis iris). Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж

Thierry Ollivier, Michel Urtado

Татуировки как клеймо или знаки, составляющие «калейдоскоп идентичности», свидетельство обряда инициации или принадлежности к маргинальным кругам, традиционный символ, связывавшийся с «женским плодородием», или часть художественного измерения, которой чуждо деление на «высокое» и массовое, — этот спектр значений в Пушкинском показывают на примерах из прошлого и настоящего. Редкие исторические артефакты и снимки, предметы тату-антиквариата и эскизы здесь соседствуют с работами Филипа Лю, Хенка Шиффмахера, Джека Рудиа, Гая Атчисона, Алекса Бинни и еще пятерки современных тату-художников. Каждая выполнена специально для выставки, на объемных силиконовых моделях ног, рук или туловища.

Тоёхара Кунитика. Часть триптиха с актерами в пьесе «Нацумацури»  1877. Цветная ксилография. Музей на набережной Бранли...

Тоёхара Кунитика. Часть триптиха с актерами в пьесе «Нацумацури» («Летний фестиваль»), 1877. Цветная ксилография. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж

Модель руки с расплывчатым рисунком авторства Джека Руди, например, на выставке представляют как образец стиля black and grey — довольно популярного и появившегося из маргинального слоя. В соседстве с этим экспонатом будут и красочные чемоданы из коллекции Хенка Шиффмахера — не только важного татуировщика, но также обладателя самой большой коллекции антиквариата по теме, — и ширма, служившая «каталогом», и снимки челябинского фотографа Сергея Васильева, изображавшего носителей криминальных татуировок. В восьмидесятых и девяностых Васильев много путешествовал по России в поисках интересных образцов. Рядом с одним из таких, «Полны любви» (именно такая надпись набита под глазами портретируемого), ищите айпад с расшифровками — здесь объясняют многое из той символики, что встречается на теле заключенных. Это лишь малая часть знания: Варвара Шкерменёва напоминает о трехтомной энциклопедии криминальной татуировки, изданной на Западе, и в том же объеме можно рассказывать едва ли не о каждом подразделе выставки.

Неизвестный автор. Ширма . Северная Африка и Ближний Восток XIX век. Дерево стекло краска. Музей на набережной Бранли...

Неизвестный автор. Ширма (каталог татуировщика). Северная Африка и Ближний Восток, XIX век. Дерево, стекло, краска. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж

Claude Germain

Экспозиция «Тату» открыта с 3 марта до 31 мая, далее в планах Пушкинского музея значится долгожданная выставка Билла Виолы (с 16 июля), показ современной графики из коллекции семьи Герлен (с 27 октября) и многое другое.

Изабель Муньос. Портрет члена банды мара. Из серии «Марас». 2006. Собрание автора Мадрид

Изабель Муньос. Портрет члена банды мара. Из серии «Марас». 2006. Собрание автора, Мадрид

Isabel Muñoz, 2020