© Фото: Лиз Джонсон Артур 

Lifestyle

Три женщины-фотографа, которые ломают стереотипы о мужественности

Участницы выставки Masculinities: Liberation Through Photography, которая сейчас проходит в Лондоне, рассуждают о маскулинности 

«Женщинами не рождаются, а становятся», — писала Симона де Бовуар в 1949 году в книге «Второй пол». В своей революционной работе она обратилась к ключевым догматам из антропологии, социологии, биологии и психоанализа, чтобы разбить в пух и прах типичные представления о женственности. И новая выставка Masculinities: Liberation Through Photography, которая сейчас проходит в лондонском Центре Барбикан, стала визуальной презентацией убеждений Бовуар. Экспозиция исследует природу маскулинности и показывает, как видоизменялись представления о ней с 1960-х годов. 

Masculinities: Liberation Through Photography 

По словам куратора выставки Алоны Пардо, интерес к этой теме обусловлен нынешней социополитической обстановкой. «В последнее время идеи, связанные с маскулинностью, стали объектом особого внимания и часто сопровождаются такими эпитетами, как «токсичный» и «уязвимый», — говорит Пардо. — Мы наблюдаем возрождение ультраправых идеологий и «маскулинного национализма», которые формируются под влиянием лидеров мировых держав, воплощающих образ сильного мужчины, причем все это происходит на фоне движений #MeToo и Time’s Up». В 2020 году, добавляет Пардо, куда уместнее использовать слово «маскулинность» во множественном числе, как в названии выставки, поскольку мужественность может проявляться совершенно по-разному. 

Мы попросили трех фотографов-участниц выставки рассказать, что они понимают под этим термином.

Masculinities: Liberation Through Photography

Лиз Джонсон Артур

В 2019 году у фотографа русско-ганского происхождения Лиз Джонсон Артур было целых две сольных выставки — в лондонской South London Gallery и Бруклинском музее в Нью-Йорке. В Лондон она переехала в 1991 году и продолжила здесь свой проект Black Balloon Archive, документирующий жизнь локальных африканских диаспор.

Специально для выставки Masculinities вы создали серию When You’re Cool… the Sun Always Shines, в которой объединили фотографии, сделанные на вог-балах, вышивки по мотивам работ старых мастеров и строки из поэмы Эммануэля Балогуна. В чем заключалась идея проекта?

«Мне хотелось раскрыть тему маскулинности с женской точки зрения. Вышивки («Тайная вечеря» и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и «Ифигения» Ансельма Фейербаха. — Прим. Vogue) сделала моя мама. Она начала работать над «Тайной вечерей», когда мне было 15 лет, и у нее ушло два года на то, чтобы ее закончить. Она создала очень много вышивок, но никогда и никому их не показывала. То же самое можно сказать о занятиях вогингом, которые я фотографировала: девчонки танцевали для себя, а не для того, чтобы кого-то развлечь».

Лиз Джонсон Артур, When You're Cool… the Sun Always Shines

Работа с текстилем традиционно считалась женским занятием в противовес изобразительному искусству. Вам хотелось подчеркнуть это разделение за счет использования вышивок?

«Фотография — это основа того, что я делаю, и я могу назвать себя довольно традиционным фотографом: снимаю на пленку и не использую рамки. Но в этом проекте мне хотелось сохранить вышивки моей мамы. Я создала для них безопасное пространство, поместив их в рамы. Думаю, не стоит забывать о том, что, хотя навык шитья во многом ассоциируется именно с женщинами, мужчины тоже могут им владеть.

Серия When You’re Cool… the Sun Always Shines — это проекция безопасных пространств — клубов и танцевальных студий, — в которых я бывала во время работы. Один из танцоров тогда сказал, что они решили заниматься вогингом, чтобы сделать свои движения менее маскулинными. Мне показалось интересным то, как они заново учатся всему, от манеры держать руки до положения ног. В своем проекте я хочу показать, что маскулинность может быть нежной и деликатной».

Что термин «маскулинность» значит для вас сегодня и как он менялся в ходе истории?

«Я не часто использую это слово, но мне кажется, каждый раз, когда мы говорим о маскулинности, нам также стоит рассуждать о женственности. Во всем нужен баланс».

Фото: Лиз Джонсон Артур

Кольер Шорр

За свою 30-летнюю карьеру Шорр выпустила более десятка книг, включая Jens F (2005), 8 Women (2014) и опубликованную в прошлом году Paul’s Book — совместный проект с французской моделью Полом Амелиным. Известная своими портретными и модными съемками для Dior, Saint Laurent и Vogue, Шорр в своих работах часто поднимает тему идентичности.

Как тема маскулинности раскрывается в вашей работе Americans #1 2012 года, представленной на выставке?

«Это коллаж, состоящий из двух элементов: фото юного участника родео, сделанное мной для журнала The New York Times, и страницы из книги документальной фотографии American Pictures Якоба Гольдта. У меня было много сомнений относительно традиционной манеры работы фотографов-документалистов, и мне хотелось раскрыть тему маскулинности, а не классового неравенства или угнетения меньшинств. В центре работы — белый мужчина, демонстрирующий пассивность на фоне более агрессивных образов. Моей целью было показать, что маскулинность не однобока».

Кольер Шорр, Americans #1

Термин «женский взгляд» широко используется в отношении женщин-фотографов. При этом мужчин, как правило, не категоризируют подобным образом. Как вы относитесь к такому определению?

«Если вы покажете мне работы 20 женщин-фотографов, я идентифицирую лишь пару из них, точно не всех. Иногда я задумываюсь о том, существует ли некий гомосексуальный и гетеросексуальный взгляд, потому что есть очевидная разница между феминистскими работами, созданными гетеросексуальными женщинами в 1980-х и лесбиянками. Первые проводят жизнь в очень близком контакте с мужчинами. Но я, будучи лесбиянкой, не чувствую такого сильного влияния мужчин на мои работы. Не думаю, что у фотографии есть политическая повестка. Это скорее история про нечто личное».

Masculinities: Liberation Through Photography

Ваша книга Paul’s Book, опубликованная издательством MACK в 2019 году, ставит под вопрос традиционные представления о маскулинности. Снимок развалившегося на полу Амелина контрастирует с фотографией боксера Дмитрия Салиты, готового нанести удар. Как вы сами определяете понятие маскулинности в 2020 году?

«Мне казалось, я понимаю свое отношение к маскулинности, но теперь вовсе в этом не уверена и, возможно, никогда этого не узнаю. Дмитрий — боксер родом из Украины, которому пришлось переехать в Бруклин вместе со своей семьей из-за гонений. Он еврей и отказывался участвовать в боях во время шаббата — наглядный пример дихотомии силы и уязвимости. 

На мой взгляд, индустрия моды помогла изменить традиционные представления о мужественности, особенно в больших городах и креативных кругах. Она вывела из тени различные маргинальные группы, например транс-комьюнити. Нельзя сказать, что сама идея маскулинности устарела, просто оказалось, что она в принципе никогда не имела значения».

Кэтрин Опи

Опи называют одним из величайших современных документалистов американской панорамы как в социополитическом, так и в буквальном смысле. В 2009 году фотографии Опи, сделанные на озере Мичиган, так понравились Бараку Обаме, что он распорядился повесить их в Белом доме, где они и оставались до конца его президентского срока.

Кэтрин Опи, Stephen

На выставке Masculinities представлены сразу две серии ваших работ: Being and Having 1991 года и High School Football, снятая в 2007–2009 годах. Как раскрыта тема маскулинности в каждой из них?

«Меня постоянно принимают за мужчину. В проекте Being and Having я размышляла о своих друзьях и о том, как мы трансформируем маскулинность и мужеподобность — в то время многие из нас участвовали в дрэг-вечеринках в культовом лос-анджелесском клубе Club Fuck. В каждом портрете мне хотелось отделить человека от его привычной среды — я фотографировала своих моделей на желтом фоне крупным планом, чтобы акцентировать внимание зрителей на накладных усах, в которых они позируют. На одной из моих выставок кто-то принял их за мужчин. Тогда я сказала: «Вы понимаете, что все они лесбиянки с накладными усами?». Мне кажется интересным, что, когда люди видят кого-то с растительностью на лице, они автоматически воспринимают этого человека как мужчину. 

Проект High School Football показывает уязвимость молодых мужчин, которые часто оказываются под влиянием стереотипов. На момент 2008 года мы семь лет как были втянуты в войну, и эти ученики старшей школы имели все шансы стать солдатами — для меня они являются продолжением той самой американской панорамы. Некоторые из моих друзей, которых фотографировала в начале 1990-х, в конечном итоге умерли от СПИДа, и я видела такую же уязвимость в глазах этих парней».

Ваши представления о маскулинности изменились со времен создания этих работ?

«Думаю, что они изменились после рождения моего сына. Мы живем в достаточно квир-ориентированном комьюнити, и я считала, что моя мужеподобность поможет мне в воспитании мальчика: мне казалось, я буду днями напролет играть с ним в машинки и строить из лего. Обожала заниматься всем этим сама, будучи ребенком, но мой сын любит розовый цвет, наслаждается своей гендерной флюидностью и в пять лет написал письмо компании Toys R Us с вопросом, почему они делят игрушки на девчачьи и мальчиковые. У меня было неверное представление об идентичности моего ребенка, и мне пришлось поставить под сомнение собственные стереотипы».

Кэтрин Опи, Devin

Почему, на ваш взгляд, нам стоит дать более тонкое определение понятию маскулинности?

«Сегодня звучит слишком много разговоров о токсичной маскулинности, и выставка, которая исследует язык и визуальную репрезентацию этого термина в контексте не только гендера, но также этнического и культурного разнообразия, дает надежду на то, что после нее у зрителей будет более сложное и глубокое понимание вопроса».

Насколько сильно визуальная культура может повлиять на смену традиционных нарративов?

«Верю ли я, что кто-то может перестать быть гомофобом, просто посмотрев на мои работы? Нет, но я всегда верила в то, что визуальная культура крайне важна. Когда люди говорят мне, что увидели себя в моих работах и поняли, что с ними все в порядке, это прекрасно. И я рада дать кому-то возможность почувствовать это».

Masculinities: Liberation Through Photography

Выставка Masculinities: Liberation Through Photography в музее Барбикан в Лондоне продлится до 17 мая, после чего отправится в галерею Les Rencontres de la Photographie в Арле (29 июня20 сентября), а осенью 2020 годав Дом Мартина Гропиуса в Берлине. Книга с представленными на выставке работами выпущена издательством Prestel.