Алекс Кац. «Джессика». 2007. Из коллекции Альбертины
Пока V-A-C представляет планы по открытию чудо-пространства ГЭС-2 на Болотной набережной, Австрийский культурный форум выводит интерес к художественной жизни за пределы центра с проектом «На районе», а внутри Садового кольца происходит беспрецедентный по меркам биеннале московско-венский обмен. Музей Альбертина стал главным партнером 8-й Московской международной биеннале современного искусства, основной проект с темой «Ориентирование на местности» открывается в Новой Третьяковке 31 октября при поддержке ЦУМа. Как сориентироваться во всем, что происходит, рассказываем подробнее.
Состав
Венский музей Альбертина привозит на биеннале треть из 33 участвующих в основном проекте художников, поставляя из своей коллекции шедевры Георга Базелица, Герхарда Рихтера, Стефана Балкенхола и не только. В диалоге мэтров искусства с современными российскими авторами организаторы биеннале видят новизну и особенность: директор Альбертины Клаус Альбрехт Шредер считает, что это поможет «смелее смотреть на современное искусство», а президент смотра Юлия Музыкантская называет восьмой выпуск «необычным и ярким», добавляя, что никто еще такого не делал. Альбертина тесно сотрудничает с российскими музеями от Эрмитажа до Пушкинского, но впервые работает с Третьяковской галереей. По словам Шредера, многие из художников ранее не были представлены в России.
С российской стороны участников 12, от Александра Бродского и Андрея Кузькина до Натальи Ситниковой и Марии Суворовой, все подготовили проекты специально к биеннале. Наряду с ними выставили работы художников из США, Китая, Германии, Италии, Нидерландов, Азербайджана, а также Саудовской Аравии и Бахрейна. Австрии в восьмом выпуске тоже много: на биеннале страну представляют шесть авторов, от Сони Гангл и Марии Лассниг до Мунтин/Розенблюм, Ксении Хауснер, Вали Экспорт и Германа Нитча. Куратором выступил оперный режиссер Дмитрий Черняков.