Радости жизни

8-я Московская биеннале современного искусства и что о ней нужно знать

Шоукейс музея Альбертина и диалог с российскими художниками

Алекс Кац. «Джессика». 2007. Из коллекции Альбертины

Пока V-A-C представляет планы по открытию чудо-пространства ГЭС-2 на Болотной набережной, Австрийский культурный форум выводит интерес к художественной жизни за пределы центра с проектом «На районе», а внутри Садового кольца происходит беспрецедентный по меркам биеннале московско-венский обмен. Музей Альбертина стал главным партнером 8-й Московской международной биеннале современного искусства, основной проект с темой «Ориентирование на местности» открывается в Новой Третьяковке 31 октября при поддержке ЦУМа. Как сориентироваться во всем, что происходит, рассказываем подробнее.

Состав

Венский музей Альбертина привозит на биеннале треть из 33 участвующих в основном проекте художников, поставляя из своей коллекции шедевры Георга Базелица, Герхарда Рихтера, Стефана Балкенхола и не только. В диалоге мэтров искусства с современными российскими авторами организаторы биеннале видят новизну и особенность: директор Альбертины Клаус Альбрехт Шредер считает, что это поможет «смелее смотреть на современное искусство», а президент смотра Юлия Музыкантская называет восьмой выпуск «необычным и ярким», добавляя, что никто еще такого не делал. Альбертина тесно сотрудничает с российскими музеями от Эрмитажа до Пушкинского, но впервые работает с Третьяковской галереей. По словам Шредера, многие из художников ранее не были представлены в России.

С российской стороны участников 12, от Александра Бродского и Андрея Кузькина до Натальи Ситниковой и Марии Суворовой, все подготовили проекты специально к биеннале. Наряду с ними выставили работы художников из США, Китая, Германии, Италии, Нидерландов, Азербайджана, а также Саудовской Аравии и Бахрейна. Австрии в восьмом выпуске тоже много: на биеннале страну представляют шесть авторов, от Сони Гангл и Марии Лассниг до Мунтин/Розенблюм, Ксении Хауснер, Вали Экспорт и Германа Нитча. Куратором выступил оперный режиссер Дмитрий Черняков.

Георг Базелиц. «В. для Ларри (Ремикс)». 2006. Из коллекции Альбертины

«Очень ценно, что в Московской биеннале 2019 года планируется участие коллекции современного искусства знаменитого музея Альбертина в Вене и показ произведений важнейших современных художников, уже зачастую ставших классиками, — напоминает о преемственности поколений директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, — в том пространстве, в котором в конце 1980-х — начале 1990-х годов проходили прорывные, как мы теперь это понимаем, выставки современного искусства таких великих художников, как Раушенберг, Тэнгли, Gilbert & George, Розенквист и многих других. Очень важен и показ работ, сделанных в последние годы русскими художниками. Это подчеркивает линию непрерывности традиций присутствия современного искусства как европейского, мирового, так и отечественного в пространстве Третьяковской галереи на Крымском Валу».

Хедлайнеры

В «белом городе», как концепцию выставки обозначает архитектор Сергей Чобан, можно найти все, что угодно. Поверните направо — будут медведи в перьях, инсталляция итальянки Паолы Пиви. Далее — зал с ближневосточным искусством, в том числе Мохаммеда Ходжи, чья работа параллельно открывает арт-программу в ЦУМе. Везде, будь то зал с живописью Виталия Пушницкого в диалоге с Алексом Кацем, или основное пространство с деревянными скульптурами Стефана Балкенхола, работы дышат полной грудью. Как ориентироваться на разреженной местности, где «Черный цикл» Германа Нитча, лидера венского акционизма, пересекается с кроваво-красной живописью Натальи Ситниковой, а Герхард Рихтер запрятан в один из залов-коконов, каждому предстоит решить самостоятельно.

Если оказались в Новой Третьяковке, дойдите до зала с Андреем Кузькиным и Георгом Базелицем, где первый громадой инсталляции «Молельщики и герои» — в ней более тысячи фигурок из хлеба — смело смотрит в лицо двум работам немецкого классика. В одном из залов рядом австрийка Вали Экспорт разбрасывает игральные кубики по потолку, в соседнем Александр Бродский переносит зрителей в пространство подземного перехода. Отыщите и новый фильм Евгения Гранильщикова «Тактика», в котором играют Ирина Старшенбаум и Вера Брежнева. «Мне очень понравилось, что мы запланировали одно, а сделали другое», — улыбалась Вера на открытии минувшим вечером. 8-я Московская биеннале продлится до 22 января 2020 года, с полным списком участников и параллельной программой можно ознакомиться на сайте смотра.

Паола Пиви. We are the baby Gang. 2019

Что до Мохаммеда Ходжи, его бомберы из серии June 24 Driving Jacket с 31 октября можно увидеть не только в Новой Третьяковке, но и на первом этаже ЦУМа. Ходжи выпустил куртки лимитированным тиражом под своим брендом Hindamme, представив вещь не только как арт-объект, но и символ перемен в обществе. Вышив на спине каждого дату «24 июня 2018», художник отметил день, когда в Саудовской Аравии был принят закон, разрешающий женщинам водить машину. Запрет действовал с 1950-х годов. Бомбер появлялся на страницах Vogue Arabia в 2018-м, несколько экземпляров из этой коллекции были приобретены Национальным музеем мировой культуры в Нидерландах.

Моххаммед Ходжи. June 24 Driving Jacket, 2018

«Одни вопросы. Опять»

При всей ценности имен, фигурирующих в финальном списке участников, и редком шансе впервые увидеть в России многих авторов из коллекции Альбертины, трудно обойти вниманием развернувшийся накануне скандал. В июне 2019 года участвовавшие в 7-й Московской биеннале зарубежные художники, в числе которых Лор Пруво, Сесиль Б. Эванс и Бахар Бехбахани, написали открытое письмо президенту смотра Юлии Музыкантской на сайте Biennale Foundation, призывая других отказываться от участия в выпуске 2019 года. По словам авторов, биеннале в 2017 году была организована чудовищно, и в плане отношения к художникам и персоналу, и в плане выплаты гонораров, задержанных на год и более, личные и коллективные письма и даже вмешательство куратора Юки Хасэгавы не принесли результата. Как отмечает «Артгид», на пресс-конференции в честь 8-й Московской биеннале Юлия Музыкантская подчеркнула, что все выплаты были произведены еще до момента публикации письма. 5 октября в фейсбуке появилось ответное письмо администрации, но многие вопросы сообщества до сих пор остаются открытыми.

Незадолго до открытия 8-й биеннале был опубликован перевод письма зарубежных художников на русский, за ним последовало следующее письмо, уже от представителей российского культурного сообщества. Солидарность с участниками седьмой биеннале выразили кураторы Екатерина Иноземцева, Валентин Дьяконов и Александр Буренков, куратор архива музея «Гараж» Саша Обухова, художники Евгений Антуфьев, Арсений Жиляев, Ирина Корина, Паруйр Давтян, Ирина Петракова, Света Шуваева и Кирилл Савченков, режиссер Дмитрий Волкострелов и многие другие деятели искусства.

Нео Раух. «Давайте перейдем к следующему». 2005. Из коллекции Альбертины

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Читайте также

Красота

Декаф декафу рознь: как правильно выбирать напитки без кофеина

Мода

Гоша Рубчинский. Время перемен

Мода

Этой зимой вам необходима любимая дубленка Эммануэль Альт

Edition