Что русские женщины везут в Венецию на время биеннале

Главное о проекте Фонда V-A-C и «священном братстве» Тинторетто
Венецианская биеннале 2019 фото работ русских художников

В этом году на Венецианской биеннале как никогда мощное представительство женщин. Наши не отстают, хоть и выступают вне зачета.

Искусство без границ

Современный миропорядок полностью изменил восприятие времени, а вместе с ним меняется и подчиненный часовым стрелкам уклад жизни. Что с этим делать — вопрос не из простых. И если коучи по тайм-менеджменту не справляются, на помощь приходят современные художники.

8 мая в венецианском «Дзаттере» фонд V-A-C представляет новый проект Time, Forward!/«Время, вперед!» — плод изысканий российской команды V-A-C и Омара Холефа, молодого и проактивного арт-деятеля, успевшего к тридцати с небольшим занять место куратора чикагского Музея современного искусства. Вместе с куратором фонда Марией Крамар, выпускницей Высшей школы экономики и Kingston University London, свою работу они называют просто проектом и никак не выставкой, оперируя между собой понятиями «танец», «балет», «постановка». Такое словотворчество фонд уже опробовал в прошлом году на «Генеральной репетиции» — театральном действе и выставке одновременно, длившейся почти целый год на территории Московского музея современного искусства. «Люди по привычке полагают, что выставка — это организованные ряды картин на стенах, но у искусства не может быть границ. Мы много экспериментируем с формами презентации, если требуется, изобретаем новые, чтобы гарантировать максимальную свободу творческого поиска не только художникам, но и зрителям», — объясняет свою позицию директор фонда Тереза Мавика.

Дарья Иринчеева. Вид на Сургут, Сибирь. 2016. Изображение к видео Anthropocene Markers. ©NASA Goddard Space Flight Center и U.S. Geological Survey

Вместе с V-A-C ответы ищут 14 художников и художественных групп со всех концов света: Джоана Аджитомас и Халил Джорейдж, Роза Барба, Александра Доманович, Дарья Иринчеева, «Куда бегут собаки», Адам Линдер, Харун Мирза, Тревор Паглен, Валид Раад, Джеймс Ричардс, Кирилл Савченков, Александра Сухарева, Кристофер Кулендран Томас в сотрудничестве с Анникой Кульман, Валентин Фетисов. В бой брошены аудиоинсталляции, скульптура, фото- и видеоарт, иммерсивные пространства.

На Марии Крамар: пиджак из хлопка с шерстью Alexander Wang, хлопковые брюки Helmut Lang. На Александре Сухаревой: твидовый жакет и хлопковая блузка Gucci, хлопковые брюки COS. На Дарье Иринчеевой: шелковое платье Izeta, кольца — собственность героини. На Евгении Сусловой: атласное пальто Prada

Кто такие «мы»?

Отказ от игры в алхимию с мужским и женским в составе участников Time, Forward! на фоне расширения женского присутствия и так называемой morte dell’uomo (итал. смерть мужчины) в Венеции — еще один шаг к освобождению искусства, считает Тереза: «Феминизм — это не про то, чтобы все было поровну. Да и гендер в искусстве, на наш взгляд, не самое главное. Поверхностные разговоры и механическое квотирование только укрепляют существующие границы».

Название «Время, вперед!» отсылает к XX веку — эпохе лозунгов и манифестов. «Только наш лозунг — это ирония, — признается Мария. — Раньше люди всерьез говорили: «Мы строим светлое будущее». И сразу становилось понятно, кто что строит и зачем. Сегодня ситуация кардинально поменялась: прямолинейные лозунги не работают. В формуле «Мы строим светлое будущее» каждая переменная вызывает вопрос. Строим ли? Будущее ли? Что такое «будущее»? И вообще, кто такие «мы»?»

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Из наших соотечественниц в проекте принимает участие Дарья Иринчеева, которая изучает время через наблюдения за антропогенным влиянием на планету и создает сложносочиненные объекты из кафельной плитки и снимков из Google Earth. А также дуэт художницы Александры Сухаревой и поэтессы Евгении Сусловой, работающих над «зеркалами, соединяющими реальность и сверхчувственное бытие». В их стекле благодаря примеси токсичных сплавов непредсказуемым образом отпечатываются пойманные отражения: «Не только предметы и лица, но и длящиеся во времени события, память места, сознание и идеи людей».

Дарья Иринчеева. Эскиз к инсталляции Anthropocene Markers для проекта «Время, вперед!». 2019

Диалоги, цели, смыслы

Однако искать ответы в этих работах, равно как и в других, разместившихся на трех этажах «Дзаттере», устроители не советуют. «Мы лишь задаем вопросы, а ответы на них могут родиться только в диалоге, — напоминает Крамар. — Наша первостепенная задача — спровоцировать общественную дискуссию и вовлечь в нее как можно больше людей. Поэтому проект будет сопровождать большая публичная программа, которая выйдет за пределы «Дзаттере». Мы хотим поработать с другой публикой. Не той, что приезжает в Венецию ради биеннале. Нам интересны местные сообщества: пенсионеры, школьники, студенты и так далее. Мы собираемся предложить им самые разные форматы общения: от прогулок по городу до разговоров о смерти в Death Cafe. Возможно, вместе мы приблизимся к новому пониманию времени или придем к выводу, что современному человеку вообще стоит отказаться от попыток его понять».

Присоединиться к команде исследователей может каждый, кто купит билет в Венецию и заглянет в «Дзаттере» до 20 октября. Количество мест не ограничено.

Кристофер Кулендран Томас и Анника Кульман. Кадры из работы Being Human. 2019

Тинторетто, феминизм, братство

«Художницы? Феминизм? Знаете, недавно мы дома это обсуждали, и оказалось, что у меня две дочери феминистки, мама почти феминистка, а я нет. Я не настаиваю на гендерном принципе при создании проектов. Я за коллективное творчество и проектность», — говорит Ольга Шишко, руководитель отдела кино и медиаискусства в ГМИИ и сокуратор (вместе с директором Пушкинского музея Мариной Лошак) выставки «В конце пребывает начало...», которая организована совместно с фондом Stella Art Foundation в венецианской церкви Сан-Фантин. Она откроется 8 мая и будет бесплатно работать для публики с 11 мая до 11 сентября.

Проект посвящен живописцу XVI века Якопо Тинторетто — как говорит Ольга, «невероятно живому», вдохновлявшему Дэвида Боуи и придумавшему все, чем живет искусство сегодня: иммерсивность, сериальность, оптические иллюзии. Над разными аспектами творчества Тинторетто размышляет команда современных художников. Причем каждый получит на полчаса в свое распоряжение все пространство церкви, это будет скорее двухчасовое действо, чем выставка.

Ирина Нахова. Визуализация для выставки «В конце пребывает начало». 2018

Театральный режиссер Дмитрий Крымов делает видеоинсталляцию о соединении возвышенного и обыденного в «Тайной вечери» Тинторетто. Концептуалистка Ирина Нахова отвечает за связь классика с сегодняшними социальными явлениями. Пионер видеоарта американец Гари Хилл превратит «Тайную вечерю» в звуковые и световые волны. А молодой дуэт из Цюриха !Mediengruppe Bitnik готовит «тайную интервенцию».

На Ольге Шишко: водолазка из хлопка с кашемиром Falconeri. Фото: Павел Харатян. Стиль: Анастасия Митина.

Что значит скуола?

«Чтобы создать цельное произведение искусства, сегодня необходимо участие людей из разных профессий, областей, поколений и представителей разного гендера в том числе, — говорит Ольга. — Собственно, и Тинторетто работал в артели, причем предпочитал выполнять заказы не дожей — к ним он отправлял своих сына с дочкой и подмастерьев, — а скуол». Что такое венецианская скуола? Это объединение людей по какому-то духовному принципу, независимое от церкви и государства. Тема братства для Тинторетто очень важна. Он и действие «Тайной вечери» перенес в подвал к бедным людям, превратив ее из истории предательства в историю причастия, приобщения».

Дмитрий Крымов. «Тайная вечеря». 2019

Идея братства важна и кураторам Ольге Шишко и Марине Лошак, затеявшим проект «Пушкинский XXI», чтобы собрать коллекцию современного мультимедиа-искусства и наладить связь между классиками из цветаевского собрания и нашими современниками. Причем самыми технически продвинутыми. Ольга и сама сыплет терминами из экономики и программирования так, будто окончила физтех, а не изучала живопись барокко на истфаке МГУ. Шишко рассказывает, что американка Ив Суссман создала свою видеоработу как оммаж «Менинам» Веласкеса, а теперь, разбив запись на 2034 фрагмента, продает кусочки всем желающим с помощью технологии блокчейн.

«Для нас с Мариной концепция совместного владения искусством — тоже идея братства, — отмечает Ольга Шишко. — Когда вы делите произведение и владеете кусочками, это возможность иногда собраться и эти кусочки соединить. А тот, у кого не вышло приехать, может открыть свой файл на другом конце света. И необязательно, чтобы собрались все 2000 фрагментов, — 200 штук тоже воссоздадут работу, пусть и с черными квадратиками».

У Шишко и Лошак есть план — осенью 2020 года привезти венецианскую выставку в Москву и устроить криптовечеринку, где гости будут майнить себе роли в тайном обществе. Уже и слоган готов: «Присоединяйтесь к братству Тинторетто». Осталось только разобраться, что все это значит.

Ирина Нахова. Визуализация для выставки «В конце пребывает начало». 2018

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: ©USGS, пресс-служба V-A-C, Joseph Kadow & Christoph Rohrscheidt, Дэвид Беббер, собственность художника