Энциклопедический дворец

1 июня в Венеции официально открылась 55-я биеннале современного искусства, VOGUE.ru выбрал лучшие проекты главного культурного события в арт-мире, которое будет доступно для публики до конца ноября
Энциклопедический дворец

Для того чтобы посмотреть все выставки и проекты 55-й биеннале в Венеции, необходимо запастись несколькими свободными месяцами, лишиться сна и обедов. Именно поэтому мы постарались составить список обязательных к просмотру вещей.

Основной проект

Основной проект «Энциклопедический дворец», куратором которого стал Массимилиано Джони, расположился в павильоне в садах Джардини и в Арсенале по соседству. Название основной проект 55-й биеннале получил благодаря работе американского художника Марино Аурити. Если посвятить пару дней, то получится посмотреть все работы основного проекта, которые включают художников Павла Альтхамера, Артура Жмиевского, Ричарда Серра, Алистера Кроули и многих-многих других. В основном проекте принимают участие 150 художников из 37 стран. Главная задача Массимилиано Джони расширить диалог между культурой и современным искусством, а также вспомнить забытых художников и аутсайдеров от искусства.

Победители

Ангола

Венецианского «Золотого льва» за национальный павильон получила Ангола. У Анголы такое сильное желание победить, что название павильона вторит названию основного проекта — «Луанда. Энциклопедический дворец». Фотограф Эдсон Чагаc (Edson Chagas) размышляет о городе Луанда, по полу разбросаны плакаты, которые каждый посетитель может взять себе домой в любом количестве и устроить дома свою выставку. Не все оценили выбор жюри, но раз теперь Ангола обладает «Львом», то туда надо идти обязательно.

Энциклопедический дворец
Галерея2 Photos
Смотреть галерею

Специальное упоминание жюри

Специальное упоминание получили павильоны Японии и Кипра. Павильон Японии находится в садах Джардиньи, и там необходимо провести прилично много времени. В основном, японцы представили свои задокументированные перформансы — в одном видео девять парикмахеров одновременно стригут девушку, в другом — каждый по очереди рассказывает о своем имени. Коки Танака занимается вопросами «коллективных действий и совместной неопределенности». Все видеоинсталляции посвящены трагедии Фукусимы, но каждый может их прочитывать по-своему, в зависимости от воображения и памяти.

Энциклопедический дворец
Галерея3 Photos
Смотреть галерею

Павильон Кипра выглядит, как идеальное место для проведения показа Гоши Рубчинского. В спортивной школе расставлены стены, на ступеньках всевозможные предметы, ведра и метлы, а над ними сидит девушка, которая медленно передвигается между этими предметами.

Сады Джардиньи

Если позволяет время и силы, то в садах Джардиньи стоит посетить все национальные павильоны.

В павильоне России — проект Вадима Захарова «Даная». Концептуалист Захаров сделал все чисто, красиво и в самую точку про Россию. С потолка сыпятся золотые монеты, на которых написано «Trust, Unity, Freedom, Love». На первый этаж, куда падают монеты, пускают только девушек, которые могут взять себе несколько. Все, как в России.

Много отсылок к русским и деньгам в павильоне Великобритании. На стене развешены сертификаты МММ, какие-то русские чеки, облигации, рядом на стене кто-то похожий на Карла Маркса держит в руках яхту Романа Абрамовича. Художник Джереми Деллер работает с традиционными и ультрасовременными жанрами одновременно. Поэтому здесь же есть видеоработы, инсталляции, документации. Все посвящено жизни современного общества, а Лондон без русских уже представить невозможно.

В павильоне Венеции еще один приятный сюрприз — здесь AES + F показывают свою Allegoria Sacra. В соседних залах работы художницы из Канады Марии Казоун, Мариялуизы Тадеи из Италии, Шилпа Гупта из Индии и Ицин Инь из Китая. Кураторы хотели показать Венецию как место, которое объединяет Запад и Восток, их культуру и религию.

Энциклопедический дворец
Галерея2 Photos
Смотреть галерею

В павильоне Германии представлены видео- и фотоработы Ая Вэйвэя о сложностях творческого процесса, множество стульев, которые развешаны по всему пространству, «паутина» творчества. Также здесь можно увидеть короткометражные фильмы Ромуальда Кармакара и черно-белые снимки Даяниты Сингх.

В павильоне Финляндии все экологично, с озерами и деревьями. Художница Терике Хаапойя вдохновилась прошлой Венецианской биеннале, где на павильон Финляндии упало дерево. Она задается вопросом о взаимосвязи природы и искусства, а падающие деревья — метафора непредсказуемости. Помимо деревьев можно увидеть, как меняется температура тела умирающих животных.

Павильон Испании можно спутать со складом со строительным мусором. Но стоит внимательнее присмотреться к работам испанки Лары Альмарсеги. Она не просто разбросала по павильону камни и стекла, Лара исследует современный город на границе между созданием и разрушением. Ее вдохновляют пустыри и заброшенные стройплощадки, что можно сразу понять по павильону.

Нидерланды в своем павильоне организовали «комнату нарушенных смыслов». Скульптуры, инсталляции и графика Марка Мандерса отличаются кропотливой работой и игрой с фактурой. Здесь глина похожа на медь, смола выглядит как глина, а медь «притворяется» деревом.

В павильоне США представлены скульптуры Сары Зе из бытовых предметов. Ощущение, что ты находишься в средневековой лаборатории, где разбросаны деревянные палочки, все привязано нитками. Художница реорганизует пространство только своими инсталляциями, а при выходе из павильона расположилась ее самая масштабная инсталляция.

В павильоне Австрии видеоинсталляции Матиаса Поледна могут задержать надолго. В темной комнате на большом экране показывается мультфильм в лучших традициях Диснея — птицы, олени, осел, поющий Fooling with me. Художник изучает связь искусства и масс-медиа, каким образом сегодня создаются изображения, как они влияют на сознание и внимание зрителей. Из этого павильона долго не хочется уходить, и короткий мультфильм можно смотреть и смотреть.

Павильон Румынии сделал очень оригинальный и бюджетный проект. В пустом помещении пять человек воспроизводят перформансы, в некоторых можно при желании принять участие.

Трудности перевода, Ca Foscari

В университете Ca Foscari масштабно представлено русское искусство за последние 40 лет. Василий Церетели провел масштабную работу, показав на биеннале работы Комара и Меламида, Сергея Шутова, Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Мамышева-Монро и многих других. Куратор Антонио Джеуза поднимает проблему понимания русского искусства вне контекста, его перевода. Ведь, кроме России, мало кто видел «17 мгновений весны» и знает, кто такая Элеонора Шашкова, которую изображает в своей видеоработе Мамышев-Монро. Еще сложнее объяснить, что такое коммунальная квартира, как в работе Пивоварова «Чайник кипит».

Энциклопедический дворец
Галерея4 Photos
Смотреть галерею

«Трудности перевода» — качественный проект, способный показать, что в России есть арт-сцена, есть художники помимо Ильи Кабакова. А главное — помочь иностранцам понять, что художники имели в виду.

Точки пересечения параллельных прямых, Casa dei Tre Oci Sestiere Dorsoduro

Еще один русский проект — работы Анатолия Осмоловского и Павла Альтхамера, представленные московским некоммерческим фондом «Виктория — искусство быть современным». Здесь можно увидеть скульптуры, инсталляции, видео и документацию перформансов московского художника Анатолия Осмоловского. Особенно интересна ретроспектива, где Осмоловский вместе с коллегами снимал штаны на фоне московского Белого дома, устраивал перформансы на Красной площади, на которой сегодня нельзя даже присесть, сразу же выгоняют полицейские. Благодаря его работам, можно почувствовать, как изменились время и государство. Варшавский художник Павел Альтхамер представил бронзовые скульптуры, а также видеоинсталляции, в которых он экспериментирует с наркотическими веществами.

Рудольф Стингел, Palazzo Grassi

Пространство Палаццо Грасси, принадлежащее фонду Франсуа Пино, отдали итальянскому художнику Рудольфу Стингелу. Десять лет назад здесь же на венецианской биеннале он покрыл оранжевым интерактивным ковром стену в Арсенале, а в этом — все полы и стены трех этажей палаццо закрыл распечатанным в увеличенном масштабе узором восточных ковров. Всего 75 000 квадратных метров покрытия с имитацией реальных ковров с потертостями и выцветшими узорами. «Ковер» стал фоном для черно-белых работ, изображающих австрийских святых.

Энциклопедический дворец
Галерея3 Photos
Смотреть галерею

Ранние коллажи, Peggy Guggenheim Collection

Коллажи — главные произведения американского абстрактного экспрессиониста Роберта Мазервелла. Вдохновляясь Матиссом и Швиттерсом, Мазервелл разбирается со своей идентичностью, экспериментирует с фактурой, выкладывая слои разорванной бумаги. Для выставки в Венеции коллажи Мазервелла собирали со всего мира.

Азербайджан, Palazzo Lezze

Не имея постоянного павильона в садах Джардиньи, Азербайджан расположился в Palazzo Lezze на площади S. Stefano. Как всегда, к представлению своей страны подошли масштабно. На первом этаже сразу попадаешь в комнату, полностью обитую коврами, на втором этаже фотографии и инсталляции. Инсталляции, чем-то напоминающие работы Дмитрия Гутова, — самое интересное на данной выставке. Перед вами просто набор балок и палок, которые при правильном освещении превращаются в традиционный орнамент. Другую инсталляцию сложно разобрать без фотокамеры, глаз не может правильно сфокусироваться, поэтому только в объективе видишь фразу It's not Chaos. Практически интерактивное искусство.

Isola di San Giorgio Maggiore

Самым заметным, в прямом смысле, проектом стала выставка Марка Куинна. С набережной Сан Марко виднеется большая скульптура беременной Элис Лаппер. Внутри выставки фотография беременной Лары Стоун, скульптуры и самые значимые работы Марка Куинна.

Энциклопедический дворец
Галерея2 Photos
Смотреть галерею

Рядом с Марком Куинном выставка Fragile, на которой собраны работы известных художников разных лет. Здесь и Йозеф Бойс, и Дэмиан Херст, Ай Вэйвэй, воздух Парижа Марселя Дюшана.

Немного дальше проект художника Not Vita «700 снежков», где в маленькой вытянутой комнате разложены стеклянные шары, а зеркальная стена создает ощущение бесконечности этих «снежков». Соседняя дверь — совсем маленькая инсталляция Джона Поусона, реализованная Swarovski Foundation. Под куполом находится стеклянный объект, в который видно всю красоту Базилики ди Сан Джорджо Маджоре. В прошлый раз Аниш Капур делал здесь же инсталляцию, в рамках которой большой столб дыма должен был подниматься ровно в центр купола, но что-то не заладилось, и в финале получилась просто маленькая струйка неровного дыма, которая двигалась туда, куда ей было угодно.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Getty Images