Радости жизни

Новая Третьяковка открыла выставку о Тарковском и неофициальном искусстве 1960–1980-х

«Свободный полет»

Пока Пушкинский музей принимает первых гостей на выставках «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» и «Щукин. Биография коллекции», Новая Третьяковка и Музей AZ тоже представляют летнюю премьеру — «Свободный полет» — и открывают западное крыло здания на Крымском Валу, где прежде размещался ЦДХ. Теперь Третьяковская галерея будет проводить там «крупные междисциплинарные выставки, связанные с поиском актуальных тем и смыслов в современном искусстве». Все начинается с режиссера Андрея Тарковского и его современников, представителей неофициального советского искусства и важнейших авторов второй половины XX века. Как их объединили в единый нарратив и связали с катастрофой на Чернобыльской АЭС и космическим кораблем, смотрим с 22 июня.

Франциско Инфанте. Проект системы «Плод». 1971. Бумага, темпера

Выставка «Свободный полет» — это 68 живописных, графических и скульптурных произведений, а также видеоинсталляции и архивные документы. Куратор и автор проекта Полина Лобачевская вместе с художником-постановщиком Геннадием Синевым сопоставили Тарковского с художниками, с которыми он почти не пересекался — Анатолием Зверевым, Дмитрием Плавинским, Владимиром Немухиным, Лидией Мастерковой, Петром Беленком, Франциско Инфанте, Юло Соостером и многими другими. Их произведения же очевидно перекликались. В 1970-е, за десять лет до трагедии в Чернобыле, Петр Беленок, например, изобразил в серии картин страшную катастрофу. Свою художественную систему он называл паническим реализмом. Тарковский же в 1979-м, за семь лет до взрыва, снял «Сталкер», где показал мир после катастрофы. Третьяковская галерея подчеркивает, что на выставке есть множество сложных ассоциаций и подобных сопоставлений, подчас парадоксальных.

Кадр из фильма «Сталкер» Андрея Тарковского

В 2019 году отмечают 50-летие премьеры «Андрея Рублева» на Каннском кинофестивале и 40-летие фильма «Сталкер», выставка в Новой Третьяковке тоже посвящена этим фильмам, а ее космическая часть, с медиа и видеоартом Александра Долгина и Платона Инфанте, — картине «Солярис». Проект «Свободный полет» завершает трилогию, в которой Музей AZ несколько лет рассказывал о Тарковском и художниках его времени.

Владимир Янкилевский. Голова. 1964. Дерево, металл, масло, рельеф

Первую выставку «Предвидение» Музей AZ показал в «Электротеатре Станиславский» в 2016-м, «Прорыв в прошлое» — в Новом пространстве Театра наций в 2017-м, а в прошлом году экспозицию «Новый полет на Солярис» свозили на гастроли в Италию — во Флоренцию и в Монцу. Хотя в Новой Третьяковке эти три проекта соединяются, все построено иначе — к теме нашли новые подходы и пластические решения, фигуре Андрея Тарковского дан особый размах и выделено 3500 квадратных метров музейной площади. Посмотреть на режиссера в контексте работ нонконформистов и отправиться в космическое путешествие на сконструированном внутри бывшего ЦДХ «корабле» можно все лето и даже дольше, до 22 сентября.

Дмитрий Краснопевцев. Кувшины и висячий камень. 1970

Дмитрий Плавинский. Космическая черепаха. 1995. Холст, масло

Петр Беленок. Активное пространство. 1977. Оргалит, акрил, коллаж

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Читайте также

Красота

Как усталость влияет на выбор еды

Дизайн

Столы Fendi, стеллаж Louis Vuitton и другие модные предметы с ярмарки Design Miami

Красота

Как окрашивание и выпрямление волос связаны с раком груди

Edition