You are viewing the Russian Vogue website. If you prefer another country’s Vogue website, select from the list

Новая Третьяковка открыла выставку о Тарковском и неофициальном искусстве 1960–1980-х

«Свободный полет»

Новая Третьяковка открыла выставку о Тарковском и неофициальном искусстве 1960–1980-х

Анатолий Зверев. Супрематическая композиция. 1958. Бумага, гуашь

Пока Пушкинский музей принимает первых гостей на выставках «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» и «Щукин. Биография коллекции», Новая Третьяковка и Музей AZ тоже представляют летнюю премьеру — «Свободный полет» — и открывают западное крыло здания на Крымском Валу, где прежде размещался ЦДХ. Теперь Третьяковская галерея будет проводить там «крупные междисциплинарные выставки, связанные с поиском актуальных тем и смыслов в современном искусстве». Все начинается с режиссера Андрея Тарковского и его современников, представителей неофициального советского искусства и важнейших авторов второй половины XX века. Как их объединили в единый нарратив и связали с катастрофой на Чернобыльской АЭС и космическим кораблем, смотрим с 22 июня.

Франциско Инфанте. Проект системы «Плод». 1971. Бумага, темпера
Франциско Инфанте. Проект системы «Плод». 1971. Бумага, темпера

Выставка «Свободный полет» — это 68 живописных, графических и скульптурных произведений, а также видеоинсталляции и архивные документы. Куратор и автор проекта Полина Лобачевская вместе с художником-постановщиком Геннадием Синевым сопоставили Тарковского с художниками, с которыми он почти не пересекался — Анатолием Зверевым, Дмитрием Плавинским, Владимиром Немухиным, Лидией Мастерковой, Петром Беленком, Франциско Инфанте, Юло Соостером и многими другими. Их произведения же очевидно перекликались. В 1970-е, за десять лет до трагедии в Чернобыле, Петр Беленок, например, изобразил в серии картин страшную катастрофу. Свою художественную систему он называл паническим реализмом. Тарковский же в 1979-м, за семь лет до взрыва, снял «Сталкер», где показал мир после катастрофы. Третьяковская галерея подчеркивает, что на выставке есть множество сложных ассоциаций и подобных сопоставлений, подчас парадоксальных.

Кадр из фильма «Сталкер» Андрея Тарковского
Кадр из фильма «Сталкер» Андрея Тарковского

В 2019 году отмечают 50-летие премьеры «Андрея Рублева» на Каннском кинофестивале и 40-летие фильма «Сталкер», выставка в Новой Третьяковке тоже посвящена этим фильмам, а ее космическая часть, с медиа и видеоартом Александра Долгина и Платона Инфанте, — картине «Солярис». Проект «Свободный полет» завершает трилогию, в которой Музей AZ несколько лет рассказывал о Тарковском и художниках его времени.

Владимир Янкилевский. Голова. 1964. Дерево, металл, масло, рельеф
Владимир Янкилевский. Голова. 1964. Дерево, металл, масло, рельеф

Первую выставку «Предвидение» Музей AZ показал в «Электротеатре Станиславский» в 2016-м, «Прорыв в прошлое» — в Новом пространстве Театра наций в 2017-м, а в прошлом году экспозицию «Новый полет на Солярис» свозили на гастроли в Италию — во Флоренцию и в Монцу. Хотя в Новой Третьяковке эти три проекта соединяются, все построено иначе — к теме нашли новые подходы и пластические решения, фигуре Андрея Тарковского дан особый размах и выделено 3500 квадратных метров музейной площади. Посмотреть на режиссера в контексте работ нонконформистов и отправиться в космическое путешествие на сконструированном внутри бывшего ЦДХ «корабле» можно все лето и даже дольше, до 22 сентября.

Дмитрий Краснопевцев. Кувшины и висячий камень. 1970
Дмитрий Краснопевцев. Кувшины и висячий камень. 1970
Дмитрий Плавинский. Космическая черепаха. 1995.  Холст, масло
Дмитрий Плавинский. Космическая черепаха. 1995. Холст, масло
Петр Беленок. Активное пространство. 1977. Оргалит, акрил, коллаж
Петр Беленок. Активное пространство. 1977. Оргалит, акрил, коллаж
комментарии