Патрик Уркад о выставке «Восточный джаз / East West Jazz»» в Пушкинском музее

Экскурсия сокуратора, сценографа и бывшего арт-директора французского Vogue
Патрик Уркад о выставке «Восточный джаз  East West Jazz»» в Пушкинском музее

1 октября в главном здании Пушкинского музея открывается масштабный проект «Восточный джаз / East West Jazz», объединяющий послевоенную живопись и 30 редких среднеазиатских халатов. Сокуратор и сценограф Патрик Уркад, также известный как арт-директор французского Vogue в 1980-х и «частный куратор» коллекции Карла Лагерфельда, провел нас по выставке, где завершались последние приготовления к открытию, и рассказал самое важное.

«Идея провести параллель между икатами (это группа художественных тканей Востока с «плывущими» контурами рисунков. — Прим. ред.) и абстрактной живописью превосходна и оригинальна», — улыбается Патрик, глядя на главного куратора Сурию Садекову; она мастерски собрала вместе художников из коллекции швейцарца Жана Клода Гандюра, добавив к этому списку работы из коллекций Пушкинского музея и парижского Центра Помпиду. «Эта выставка интересна в историческом, дидактическом, педагогическом планах, здесь можно увидеть, как работали Колдер и Вазарели, но не это главное, — продолжает Уркад. — Важнее всего, что она дает новый оптический опыт. В том числе детям, надеюсь. Для них я даже соорудил «бассейн» cо стеклянными перегородками», — Уркад ведет в Белый зал, кардинально преобразившийся после выставки щукинской коллекции.

Анри Матисс. Рисунок «Метатель ножей», таблица 15 из серии «Джаз». Коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина

В центре Белого зала смотрите графику Анри Матисса из редко экспонируемой серии «Джаз» — работы разложены рядом с икатами так, чтобы даже ребенок легко заметил общую динамику цвета, форм, рисунка. По периметру идите ради пары десятков живописных произведений: от Фонтаны и Кандинского до Бюрена и Штейнберга, напротив каждой — по экземпляру халата. «Не нужно искать точных совпадений между картинами и рисунком на ткани, — подсказывает Патрик Уркад, — но их оптическую связь сразу можно почувствовать».

«Халаты почти всегда подвешены выше картин: мы сделали это, чтобы дистанцироваться от ассоциаций с одеждой как чем-то носибельным — и показать графичность принтов в чистом виде», — рассказывает Патрик. По его словам, Сурия Садекова выписала всю восточную роскошь из Петербурга, где находится коллекция Александра Клячина, до настоящего времени малоизвестная. Один из крупнейших российских инвесторов, владелец отеля «Метрополь», начал коллекционировать праздничные, повседневные и ритуальные халаты Средней Азии более четверти века назад и к настоящему моменту собрал около 250 экземпляров, созданных в период с середины XIX до середины XX века. Показывая тридцать из них вместе с живописью, кураторы подчеркивают, как труд анонимных мастеров Востока — явно или косвенно — влиял на искусство модернистское и современное.

Женское нарядное платье — куртайи пешкушо, бухарский крой. Вторая половина XIX века. Шелк. Из собрания Александра Клячина

В другом конце «Восточного джаза / East West Jazz» все построено вокруг Бюрена и вертикальной работы американки Джоан Митчелл. Образцы тканей в сияющих витринах вступают в диалог и с ее живописью, и со всеми остальными работами в зале, но максимум динамики ему придает стена в «бюреновский» горох: самая сложная, по словам Уркада, в установке работа французского художника создает перед глазами «оптический взрыв».

Большинство живописных работ привезены в Москву из женевского Фонда Жана Клода Гандюра, основанного в 2010 году. В их числе — полотна основателя оп-арта Виктора Вазарели, а также Джима Дайна, Франсуа Морелле и других именитых художников. 14 работ, в том числе Фонтаны и Колдера, происходят из Центра Помпиду и частных французских коллекций, столько же графических листов Матисса и три произведения Кандинского взяты из собрания Пушкинского музея.

Василий Кандинский. «Импровизация № 20 (Две лошади)», 1911. Коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина

«Эта выставка позволяет не столько увидеть, сколько прожить что-то новое», — подытоживает Патрик Уркад, напоминая, как замечательно со всем своим наследием Пушкинский музей двигается в новом ключе. Два стратегических направления последних лет — работа с частными российскими коллекциями и новый подход к созданию выставок, который можно было увидеть и на примере коллекции Fondation Louis Vuitton, и в показе работ «новой лондонской школы» во главе с Фрэнсисом Бэконом.

Жан Базен. «Камни, деревья и равнины», 1952. Коллекция Фонда Жана Клода Гандюра

«Как я только что говорил директору Марине Лошак, у Пушкинского музея есть настоящая миссия — открыться международному сообществу, стать главным музеем страны», — уверяет Патрик. Сам он, отойдя и от мира моды, и от всех проектов прошлого, занят собственным искусством — Уркад, например, фотографирует Версаль в ночи, готовится издать книгу о Карле Лагерфельде — релиз намечен на следующую осень — и экспериментирует с музейным пространством так, чтобы выставки могли «дышать». Посмотреть на «Восточный джаз / East West Jazz»» в главном здании можно до 15 ноября, узнать больше о среднеазиатских тканях — на лекции об икатах, которая 2 октября пройдет в Итальянском дворике.

Анри Матисс. Рисунок «Кошмар белого слона», таблица 4 из серии «Джаз». Коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина

До 29 ноября в Главном здании изучите также работы Якоба Йорданса из российских собраний, а в конце октября — свежую выставку «Князья Юсуповы и Цветаевский музей» c работами Ф. П. Реймана из серии 1900 года, фотографиями и фотооткрытками из петербургских и московских фотоателье.

Женский зимний нарядный халат — мунисак Бухара. Вторая половина XIX века, шелк шои. Собрание Александра Клячина, Москва

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: © ADAGP, Paris; © Fondation Gandur pour l’Art, Genève; Photo: Sandra Pointet; © Succession H. Matisse