После «Зимней сказки» Большого смотрите эти 10 спектаклей

От «Иранской конференции» и балетных вечеров к экспериментальным постановкам
Лучшие спектакли весны 2019 фото анонсы премьер в театрах Москвы

Накануне, 4 апреля, в ГАБТе состоялась главная балетная премьера весны — «Зимняя сказка» Кристофера Уилдона по одноименной пьесе Шекспира, одной из самых поздних и прежде не использовавшейся балетмейстерами. Музыку к постановке, впервые показанной в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден в 2014 году, написал прославленный британский композитор Джоби Тэлбот. Все билеты на первые дни, с 4 по 7 апреля, раскуплены. Рассказываем, что еще стоит увидеть в Москве в ближайшие недели.

Фрагмент афиши к балету «Зимняя сказка» Кристофера Уилдона

«Всем кого касается»

«Сатирикон», 5 апреля Московская школа, старшие классы, два загадочных ученика — братья, говорящие на понятном им одним языке жестов, — премьера «Всем кого касается» Константина Райкина основана на новой пьесе поэта, драматурга и иллюстратора Даны Сидерос. «Этот спектакль о важной теме нашей жизни — о способности понимать и принимать иного, другого, — отмечает режиссер. — Для меня важно, что пьеса рассказывает об этом в позитивном ключе». Главные роли исполняют молодые актеры «Сатирикона»: Константин Новичков, Илья Рогов, Даниил Пугаёв и Полина Райкина. В сценографии Марфы Гудковой школа получилась пространством стерильным и вычищенным — кабинет кажется холодным и отчужденным, пока за окном бесконечное голубое небо, прорыв в большой мир. «Самым интересным и сложным было создать ощущение тепличности, замкнутости, — отмечает художник спектакля. — Школьники существуют в этой комфортной и безопасной среде, но будто замурованы, они сталкиваются и с осознанием себя как личности, и с принятием чего-то непохожего, инопланетного».

Илья Рогов и Даниил Пугаев в спектакле «Всем кого касается»

«Она это мы»

Арт-центр «Эфир», 5 апреля Великая пьеса американской активистки Ив Энцлер «Монологи вагины» в руках Лидии Руссковой приобретает локальные ноты: историям женщин, откровенничающих со сцены, режиссер добавляет персонажей из российской действительности и актуальные для 2019 года ситуации. В основе сценария — пронзительные, тонкие, смешные, порой наивные и изящные истории о любви к собственному телу, принятии себя и своей сексуальности, о любви, дружбе, сестринстве и свободе. В России спектакль-вербатим «Она это мы» поддерживает правозащитная организация Amnesty International, выступившая партнером премьеры в Театральном центре на Страстном. Постановку посвящают не только борьбе за равноправие полов, но и проблеме домашнего насилия. Против стигм и предубеждений, за природу современной женщины с ее желаниями и особенностями четыре актрисы — Наталья Анисимова, Мария Денкова, Екатерина Финевич и Анастасия Попкова — выступают в костюмах Ria Keburia Gallery и Маруси Низовцевой.

Сцена из спектакля «Она это мы»

«Орфические игры. Панк-макраме»

«Электротеатр Станиславский»; c 6 по 11 апреля Экспериментальное, потустороннее, неизвестное, новопроцессуальное — то, из чего сплетено «панк-макраме» Бориса Юхананова. По словам постановщика, все «участники — это люди-амфибии, которые работали и как режиссеры, и как актеры, и как художники», а само действо — «не только история любви, но и мистерия смерти» на основе мифа об Орфее. В этом году проект выдвинут на премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент/спектакль»; его показывают частями ежедневно с 6 по 11 апреля в 14:00 и 19:00. Всего в «Орфических играх» 33 акта, они размещены в 12 спектаклях. «Сюжет об Орфее и Эвридике прогоняется через самые разные «программы» — объясняют в «Электротеатре», — а именно, голоса, которые принадлежат ста молодым режиссерам, вышедшим из Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР-5) Бориса Юхананова. Закон «Орфических игр» — никогда не ставить точку и всегда подхватывать заявленный мотив или идею».

Сцена из спектакля «Орфические игры. Панк-макраме»

«Иранская конференция»

Театр наций; 9, 10, 11 и 12 апреля Первый для Театра наций спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева, поставленный Виктором Рыжаковым, — одна из главных премьер года. Действие происходит в Копенгагене на симпозиуме по вопросам Ближнего Востока, но научная дискуссия превращается в рассуждение о вечном — о смысле жизни, Боге, свободе, гуманизме и любви. Подробнее о «Иранской конференции», ее истоках и участниках рассказываем здесь и пересматриваем трейлер, снятый Петром Дрангой на высохшем озере в Калифорнии. На сцене сплошь звезды: Евгений Миронов, Игорь Верник, Чулпан Хаматова, Авангард Леонтьев, Юрий Стоянов, Ингеборга Дапкунайте, Игорь Золотовицкий, Ксения Раппопорт, Равшана Куркова и другие.

«Урод»

Центр им. Вс. Мейерхольда, 10 апреля Артем Дубра, актер Мастерской Виктора Рыжакова, дебютирует как режиссер со спектаклем по Мариусу фон Майенбургу. «Урод», по пьесе немецкого драматурга, — современная притча про «казаться, а не быть». Для Артема Дубры это «спектакль о выборе, который человек делает каждую минуту». «Начиная от того, что приготовить на ужин, заканчивая тем, во что я верю и где вообще этот «я», — объясняет режиссер. — Понятно, что каждый из нас «урод». Интересно, каков процент человека в этих «уродах».

Сцена из спектакля «Урод»

«1968. Новый мир»

Музей современного искусства «Гараж», 15 апреля Еще один номинант «Золотой маски» — «1968. Новый мир» Дмитрия Волкострелова. Его проект заявлен в числе лучших образцов драмы/спектакля малой формы. Постановка была создана к 50-летию Театра на Таганке в 2014 году, показана четыре раза, прошлым летом трижды побывала в «Гараже» и в апреле возвращается вновь: разбираем коллаж из известных и забытых текстов о литературе, кино, театре и музыке 1960-х, слушаем разговоры о любви, делаем «производственную гимнастику».

Сцена из спектакля «1968. Новый мир»

Гала-шоу «К 130-летию Вацлава Нижинского»

Государственный Кремлевский дворец, 18 апреля Три легендарных балета «Русских сезонов» в один вечер — такой оммаж Вацлаву Нижинскому готовят лучшие мировые танцовщики и народный артист России Андрис Лиепа, ведущий и режиссер гала-шоу. Он восстановил «Шехеразаду», перенес «Видение розы» и «Послеполуденный отдых фавна» на сцену Кремлевского дворца и готов рассказать зрителям больше о жизни и творчестве Нижинского в ходе вечера. Кроме 130-летия великого танцовщика и хореографа, которого именовали и восьмым чудом света, и «человеком-птицей», в 2019 году отмечают еще одну балетную дату. 110 лет назад на сцене парижского театра Шатле впервые показали «Русские сезоны» Сергея Дягилева — с участием балетмейстера Михаила Фокина и артистов императорского балета, в числе которых — Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский.

«Знакомые чувства, смешанные лица»

«Театриум на Серпуховке»; 18, 19 апреля

«Знакомые чувства, смешанные лица» Кристофа Марталера — отреставрированная драгоценность в списке зарубежных спектаклей «Золотой маски». В 2017 году спектакль исчез вместе с легендарным берлинским театром «Фольксбюне», где работал Кристоф Марталер, но позже был восстановлен режиссером. На два дня «Театриум на Серпуховке» превратится в музей без экспонатов. В нем — меланхоличное действо: шедевры старых мастеров сменяются живыми людьми в тележках, царят безмолвие, абсурд и нелепица. Зрелище и смешное, и грустное, оформила Анна Фиброк, в спектакле задействованы 13 немецких артистов.

Сцена из спектакля «Знакомые чувства, смешанные лица»

«Пассажиры»

Community Stage, 20 апреля Российский иммерсивный спектакль, переведенный на английский и сыгранный русскими актерами для американцев, приезжает в Москву после показов в особняке 1844 года на Манхэттене. «Здание принадлежит клубу The Players, членами которого были Марк Твен, Эрнест Хемингуэй и Никола Тесла, — отмечает Дмитрий Мельник, один из актеров и продюсер проекта. — На несколько вечеров старинный нью-йоркский особняк превратился в поезд, в котором зрители стали пассажирами, а висящие на стенах портреты американских актеров — молчаливыми свидетелями русского шоу». Похожие вещи произойдут и с Community Stage, новой театральной площадкой Синиши Лазаревича. На месте, где некогда был клуб Fabrique, появятся винтажные лампы и стены из книг, мельхиоровые подстаканники и проводницы, а сам поезд, следующий по Транссибирской магистрали, станет местом, где раскрываются секреты. Подслушиваем чужие откровения и погружаемся в происходящее — «Пассажиры» обещают увлечь в путь по изучению себя.

Сцены из спектакля «Пассажиры»

«Ингер/Браун/Прельжокаж»

МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко; 20, 21 и 22 апреля Одноактные балеты трех хореографов-новаторов связаны в единый нарратив дирижером-постановщиком Феликсом Коробовым. С «Прогулки сумасшедшего» Йохана Ингера, в прошлом танцовщика NDT, переходим к O złożony/O composite американской постмодернистки Триши Браун — этот балет в 2004 году был создан для трех этуалей Парижской оперы — и «Cвадебке» Анжелена Прельжокажа, ранней и фантазийной работе француза албанского происхождения.

Red Square

Театр на Таганке, 24 апреля Единственным показом этого спектакля Саввы Савельева театр отметит свое 55-летие. В Red Square драматург и режиссер цитирует легендарные постановки Театра на Таганке, собирает три поколения его актеров, изобилует метафорами и готовит сюрприз в виде секретного гостя. Переосмысляя историю театра-юбиляра, Савельев скрещивает современную драматургию и новаторскую хореографию, добавляет ритуальных танцев и мультимедийных фрагментов. Попасть на спектакль можно лишь по пригласительным, заполучить несколько из них можно, если на следующей неделе пристально следить за соцсетями Театра на Таганке.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Ира Полярная, Валерия Титова, Маргарита Денисова, ©ROH, Johan Persson, 2014, архив пресс-служб