Дэниел Аршам: о московском проекте, работе с adidas и любви к кроссовкам

Один из самых интересных молодых американских художников готовится к первой выставке в России
Интервью с Дэниелом Аршамом накануне открытия выставки «Архитектура в движении» в России

В эту субботу, 30 сентября, в рамках Московской биеннале современного искусства на ВДНХ откроется проект «Архитектура в движении» — первая большая выставка американского художника Дэниела Аршама в России. Сооснователь модной дизайн-студии Snarkitecture и один из самых ярких молодых художников Америки прогулялся с нами по летней ВДНХ, рассказал о дружбе с Вирджилом Абло, поделился мыслями о творчестве Гоши Рубчинского и намекнул, чего ждать от его проекта в павильоне «Карелия».

Дэниел Аршам: о московском проекте, работе с adidas и любви к кроссовкам
Галерея2 Photos
Смотреть галерею

Расскажите, чего же нам ждать от «Архитектуры в движении»? Ведь это будет не путешествующая инсталляция, как, например, игровая площадка «Пляж» дизайн-студии Snarkitecture, а совершенно новый выставочный проект.

Все девять экспонатов, что вы увидите на выставке «Архитектура в движении», в определенном смысле новые и сделаны специально для этого проекта. Некоторые из них основаны на моих предыдущих работах, но теперь они будут выполнены в большем размере, ведь и такого масштабного павильона для выставки у меня никогда раньше не было. Уже несколько раз я показывал эти работы в комбинациях с другими картинами и скульптурами, они задавали друг другу определенный контекст. Здесь же все поменяется, раньше я так их не комбинировал. К тому же все объекты «Архитектуры в движении» будут белого цвета, как наши инсталляции для Snarkitecture. В своей личной творческой практике раньше такого не делал.

Войдя в пространство инсталляции, сначала вы увидите фигуру некоего человека, словно выпирающего из белой простыни. А когда вы ее обойдете, обнаружите, что там никого нет. Просто пустая, полая фигура. Из стены рядом будет «выталкиваться» текст. В следующем зале две стены будут буквально завязываться в огромный узел. Это трудно представить, лучше приходите посмотреть. На другой стене часы будут «стекать»  вниз и тянуть стену за собой, будто она сделана из ткани.

Еще одна вещь, которую я очень хотел сделать, — правильное освещение, оно будет тщательно контролироваться. Мы повесили гигантский софтбокс с белой тканью, он подсветит все объекты так, чтобы теней осталось совсем мало.

А будет ли в инсталляции что-то именно про Москву или это универсальный проект?

Нет, никакой особенной привязки к городу не будет, все объекты, что я придумал, можно показывать в самых разных местах по всему миру.  Я старался сделать их такими, чтобы они были актуальными и в Соединенных Штатах, и в Южной Америке, и в Азии.

**Что вас вдохновило на этот проект, как вы его придумывали и почему вы работаете с таким тяжелым материалом, как бетон? **

Окончив школу, я занимался преимущественно живописью. Когда вы только заканчиваете учиться, самое простое и доступное, что вы можете использовать, это окружающее пространство. Я рисовал пейзажи с реальных архитектурных сооружений. Точнее, они получались где-то между конструкциями и руинами. Вы не можете точно сказать, здание разрушено или только строится. Когда я начал создавать скульптуры, первым делом пробовал воспроизвести архитектурные конструкции, используя природные процессы. Представьте себе, как образуется ледовый нарост на стене или как капля воды, падая на поверхность, потом расходится вокруг волнами. А бетон вроде знакомый всем нам материал, и в то же время он пугает, а работы, выполненные из этого материала, почему-то вызывают в нас чувство беспокойства. И ведь бетон — это и есть сама архитектура, стены же из него и построены, так мои работы связаны со стенами, на которых они демонстрируются.

Поделитесь вашими впечатлениями от Москвы. Вы здесь не в первый раз?

Я побывал здесь прошлой осенью, но, к сожалению, у меня не было времени на близкое знакомство с городом. Я был очень занят работой над этой выставкой. Но, мне кажется, в Москве очень интересная архитектура, ее масштабы совершенно уникальные. Накануне я ездил в Санкт-Петербург, там, конечно, совершенно по-другому все ощущается.

А что скажете о московской моде?

Мода здесь совсем молодая и стала особенной совсем недавно. То, что делает Гоша Рубчинский, и все модное движение в этом направлении мне представляется очень аутентичным. Я чувствую, будто он и его единомышленники действительно понимают что-то в том, как все в мире устроено. За этим очень интересно наблюдать со стороны, но я не могу сказать, что знаю много, чтобы судить о российской моде с уверенностью.

Совсем недавно вы сотрудничали с adidas, а до этого у Snarkitecture были работы с Calvin Klein, COS и Valextra. Какие у вас с модой отношения?

Не многие знают, что история студии Snarkitecture началась 10 лет назад с коллаборации с Dior. Когда Эди Слиман был креативным директором Dior Homme, мы делали для него проект в Лос-Анджелесе. Такое грандиозное сотрудничество позволило вырасти только начинавшей студии Snarkitecture. Мы работали и работаем сейчас, беря за основу архитектурные приемы. Проекты для Valextra, Calvin Klein и другие — они все очень близки к архитектуре.

Проект с adidas — это что-то больше, чем просто моя любовь к кроссовкам, я старался смотреть шире. Я давно знаком с некоторыми людьми из дизайн-команды adidas, как-то мы говорили с ними, что марка часто сотрудничает с атлетами и людьми из модной индустрии. А коллаборация с художником — это для них был бы очень особенный опыт. Они разрешили мне побывать в их архивах и выбрать пару-тройку старых моделей, чтобы объяснить, какими я вижу новые кроссовки. На их основе я сконструировал свою собственную пару кроссовок adidas. Обязательно посмотрите фильм, который я о них снял, вы узнаете, как в этом проекте отразился мой собственный жизненный опыт.

**Вот с adidas работает и Гоша Рубчинский. Вам близка эстетика нормкора и, в частности, эта мода на русскую субкультуру? **

Я как уже говорил, наблюдать за движением этой моды со стороны очень интересно. Я не могу сказать, что и сам одеваюсь в похожем стиле, а если и одеваюсь, то не знаю об этом. (Смеется.) Я думаю, что мне интересно наблюдать за стилем Гоши Рубчинского во многом потому, что у нас с ним похожая идея — идея нового взгляда на вещи. Множество моих проектов основаны на ином подходе к самым простым, всем знакомым предметам. Это же очень заметное движение моды — акцентировать внимание на вещах, которые на первый взгляд кажутся банальными, переизобретать их и давать им новый контекст. Если получается, они тут же остановятся особенно актуальными.

Кто вам ближе — Гоша или Канье Уэст и Вирджил Абло?

Я обязательно должен выбрать одного? Мне кажется, Вирджил Абло меньше всех связан с нормкором, он на сто процентов про графику и классные принты, он может делать узнаваемые вещи. И что важно, он, в отличие от Гоши и Канье, не носит одежду, которую сам создает. При этом Вирджил одевается очень даже в духе нормкора, а его марка вообще не такая. Я знаю Вирджила очень давно и хорошо, было очень любопытно наблюдать, как он строил идею Off-White, имея за плечами архитекторский опыт. Когда вы — архитектор, вы работаете с графикой и переводите ее в физический мир. Способ, которым это делает Вирджил, очень интересный.

А что думаете о Канье Уэсте-дизайнере?

Мне нравится продукт, который он делает. У меня есть даже пара вещей Yeezy, но это все-таки не совсем про меня. В его случае мне тоже скорее интересно просто наблюдать. Вообще вся эта одежда — не та, в которой я живу. Самому мне нравится носить Rick Owens, лос-анджелесский бренд Stampd (в 2014 году Аршам делал с маркой совместную коллекцию. — Прим. ред.) или нью-йоркский Kith. Вот эти три — мои любимые марки «на выход».

**А треники вы носите и можете ли похвастаться коллекцией кроссовок? **

Да, кроссовки я правда очень люблю. Не знаю, сколько пар точно, но обуви у меня явно больше, чем у моей жены. Представьте, как это выглядит, когда я в очередной раз возвращаюсь к ней домой с грудой новых кроссовок. На самом деле я просто хорошо знаком с теми, кто эти кроссовки придумывает и делает. Большую часть моей коллекции мне подарили мои друзья.

Есть ли у вас какие-то самые любимые или очень особенные вещи?

Вы знаете, мой большой друг, владелец Kith, уже много лет делает для меня самые простые футболки, брюки и халаты, в которых я работаю в своей лаборатории. Они полностью белого цвета и не продаются у них в магазине. Это как раз та одежда, что я ношу каждый день.

Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.

Фото: Yana Davydova