Балерина Элеонора Севенард о классике, любви и карьере в Большом

Первое большое интервью новой ведущей солистки театра для Vogue
Балерина
elya_7ard

Балерина, а с недавних пор и ведущая солистка Большого театра Элеонора Севенард сумела прославиться и стать «надеждой русского балета» всего за пару лет после выпуска из Вагановской академии в Петербурге. Ее пуантам легко поддаются сцены главных театров в мире, а сама она к 22 годам, кажется, успела впитать все величие своих знаменитых предков (в роду Элеоноры отметилась сама Матильда Кшесинская). Чем живет и о чем мечтает Элеонора, а главное, как ей удается быть сильным и выносливым воином в теле хрупкой статуэтки — Vogue узнал у нее лично.

Instagram content

View on Instagram

18 февраля появилась новость о том, что вы стали ведущей солисткой Большого театра — поздравляю с повышением! Для вас это тоже стало сюрпризом? 

Конечно, я ничего не знала, танцевала в тот момент в спектакле «Дон Кихот» с одной репетицией. К слову, у нас достаточно непростой сезон: сложные условия в мире накладывают отпечаток и на театр. Артисты болеют, у нас часто случаются экстренные замены, и я достаточно много в последнее время буквально влетаю в какие-то спектакли по замене — но делаю это с удовольствием, потому что безумно люблю свою работу. 

Тем вечером я точно так же с огромным удовольствием выступала без какой-либо задней мысли о повышении. Но к концу спектакля пришел художественный руководитель Махар Хасанович Вазиев (заслуженный артист России, руководитель балетной труппы Большого театра. — Прим. Vogue) и сказал, что заслуженно назначает меня на новую должность, завтра нужно прийти написать заявление. Я особенно запомнила момент, когда мы выходили на поклон — спектакль сам по себе поразительный, а тут еще и такое действительно важное для меня событие.

Instagram content

View on Instagram

Расскажите, как в балете происходит карьерный рост.

Прежде всего нужно набрать репертуар. Разница между обычной балериной и ведущей на самом деле очень большая — ведущая солистка исполняет только главные роли в спектаклях, а для этого нужно набрать определенное количество спектаклей с ведущей ролью, чтобы показать, что ты это можешь. И соответственно, идти к цели, если этого действительно хочется. В противном случае об этом нельзя и мечтать. Это повышение означает, что я теперь официально не могу исполнять «двоечки» или «троечки» — хоть это и соло, но все же не ведущие партии. Мое же время теперь будет уходить преимущественно на подготовку главных ролей. 

Instagram content

View on Instagram

Какими качествами должна обладать балерина, чтобы выйти из кордебалета солисткой при такой колоссальной конкуренции? Что помогло лично вам? 

Могу сказать вам честно: изначально многих берут в кордебалет, но с перспективой повышения до будущей солистки или даже примы. Театру ведь тоже нужны новые солисты, поэтому они заинтересованы в том, чтобы давать дорогу молодым. Когда меня взяли в театр, я танцевала и в кордебалете, и в небольших сольных вариациях — то есть периодически мне давали шанс и пробовали меня. Так в первый сезон я уже исполняла сольные партии, а спустя полгода работы мне досталась роль Мари в балете «Щелкунчик» — это была моя первая ведущая партия в спектакле. Почему мне тогда дали шанс? Наверное, видели, что я стараюсь, пробую и репетирую с моим педагогом — то, что мне предоставили репетитора, тоже очень важно для роста. А вообще есть люди, которые приходят работать именно в кордебалет — это ведь тоже очень сложно и интересно. Для меня в свое время это было целой школой: глаза должны одновременно смотреть во все стороны, чтобы видеть девочек перед собой и по сторонам, сохраняя на сцене ровный рисунок и двигаясь как одна. Это очень непросто и вместе с тем безумно красиво. Даже на репетициях меня часто завораживает, как наш кордебалет танцует на одном дыхании — это очень большая и важная часть нашей труппы. 

Instagram content

View on Instagram

То есть в большей мере важно личное стремление?

Конечно. Многие даже боятся исполнять некоторые партии, потому что это физически очень сложно. Например, в балете «Дон Кихот», о котором я говорила, бывает безумно сложно скрыть усталость уже после первого акта, кажется, что сил просто не хватит. Это огромная нагрузка, а выносливость у всех разная: кто-то может физически не выдерживать соло, а в кордебалете прекрасно работать в свое удовольствие. Конечно, он все равно будет уставать, но в целом будет куда легче. 

Кроме того, у нас есть характерные солисты — они танцуют народные русские или восточные танцы не в пуантах, а в туфлях. В каждом балете свой сюжет и всегда есть эмоциональные танцы — мазурка, чардаш. Есть и просто актерские роли — например, балерины могут исполнять маму Жизель или Джульетты. Театр дает артистам большой выбор и возможности проявить себя: кто-то хочет быть характерным персонажем, кто-то актером, кто-то классическим танцовщиком, а кто-то современным. Каждый человек на сцене находит свою нишу, и это очень здорово. 

Instagram content

View on Instagram

Вы говорили, что начали заниматься балетом в четыре года — наверняка тогда вы и не предполагали, что будете танцевать в Большом. Расскажите, когда и как к вам пришло понимание, что вы хотите посвятить балету всю свою жизнь.

Только в последнее время я осознаю, что, сколько себя помню, всегда занималась балетом. Детские воспоминания ведь сохраняются примерно с трех-четырех лет, а в этом возрасте я уже занималась. У меня такое чувство, что балет всю жизнь был рядышком, с самого детства. Конечно же, чтобы посвятить этому жизнь, нужно начать достаточно рано, а дети не понимают всей серьезности и ходят на занятия как бы для общего развития. В более осознанном подростковом возрасте ощущение, что это действительно мое, ко мне и пришло.

Instagram content

View on Instagram

В это время вы как раз учились в Вагановской академии в Петербурге, расскажите, чему вас научил классический русский балет в жизни в целом, не считая великолепно поставленных вращений и прыжков.

Балет особенным образом закаляет характер, и я думаю, что в какой-то мере его можно сравнить со спортом. Как искусство он сильно отличается, но в плане дисциплины и характера он, безусловно, очень похож на спорт. Нужно уметь преодолевать себя и свою боль — опять же повторюсь, что это большая физическая нагрузка, из-за которой часто случаются мелкие травмы, болят мышцы. После обычных тренировок в зале тело может гудеть на следующий день, а теперь представьте, что вы проходите определенные элементы классического танца каждый день с утра до ночи. Таким образом ты учишься преодолевать себя с самого детства — не вести себя как ребенок, а постоянно бороться. Также регулярно проходят отчетные концерты, на которых бывают просмотры: после долгих репетиций и проб кого-то на них пускают, а кого-то нет. Так впервые сталкиваешься с неудачей. А если и проходишь дальше, то ты не должен радоваться: впереди еще больше работы. Я считаю, что конкуренция в балете все-таки должна присутствовать, но не злая, чтобы всегда было стремление развиваться и расти. Конечно, все это здорово воспитывает характер.  

Сама Академия классического русского балета является самой старинной балетной школой в России — в ней чувствуется определенный дух. Заходишь внутрь и понимаешь, что именно здесь учились величайшие балерины и танцовщики. В этих стенах через картины в тебя буквально врастает эта культура, мы ведь учимся там долго. После четвертого класса общеобразовательной школы я поступила в академию и проучилась там восемь лет. Эта школа отличается от обычной: первым уроком может быть математика, а вторым — урок классического танца. Занятия заканчиваются здесь не днем, а в семь часов вечера каждый день, а каникулы всего два раза — зимой и летом. Ты сразу же понимаешь, что находишься в особенном месте, где педагоги учат методике классического русского танца, на которой выстроен репертуар всех главных театров в мире — Мариинского в Санкт-Петербурге, Большого в Москве, Гранд-опера в Париже, Ла Скала в Милане, Королевской оперы в Лондоне, Метрополитен-оперы в Нью-Йорке.

Instagram content

View on Instagram

Ежедневно вы проводите в зале колоссальное количество времени — расскажите, что вы делаете и как проходит ваша обычная тренировка.

Мы называем это не тренировкой, а уроком или классом. У нас есть два таких класса ежедневно — в 10 и в 11 часов, там преподают разные педагоги, и артисты сами распределяются по ним. В Большом театре всего пять залов для занятий, поскольку труппа очень большая. В начале дня у нас проходит этот урок как своего рода разогрев перед репетициями и спектаклями, чтобы мышцы размялись и стали мягкими. Это классический урок танца, которому нас учат в школе — стоим у станков, вертимся, прыгаем. Затем у нас начинаются репетиции и иногда прогоны спектаклей. В зависимости от загруженности мы чаще всего проводим в театре весь свой день. Единственное исключение — если у тебя вечером спектакль, то можно приехать к нему, разогреться и на сцену. Дело в том, что практически невозможно весь день работать и хорошо станцевать, чтобы хватило сил. Выходной у нас всего один, это понедельник, а в субботу и воскресенье мы работаем для тех, кто отдыхает, как и в праздники.

Instagram content

View on Instagram

А как вы отдыхаете? В представлении многих балерины и в свободное время не изменяют своему образу жизни, слушают классическую музыку и смотрят исключительно исторические фильмы — развеете этот стереотип?

Я абсолютно искренне могу сказать, что действительно люблю классическую музыку. Когда ты в такой особенной среде, начинаешь это сильно ценить. Мы действительно видим самых разных артистов и у нас в театре и во время гастролей в других, что просто потрясающе. Но это не значит, что мы не можем послушать какую-то современную музыку или сходить на концерт — это уже, скорее, стереотип. Мы целыми днями вращаемся в определенной среде, а классическая музыка — наш аккомпанемент на классе и на выступлении, без нее никуда. Репетируем под рояль, танцуем под оркестр — она всегда с нами.

Вне театра, когда бывают сложные недели, хочется просто выспаться и никуда не бежать — это самый лучший отдых. Все как у всех людей, честно говоря. Единственное — иногда хочется сделать массаж, чтобы помочь организму быстрее восстановиться. В баню можно не всегда, хотя я знаю, ребята у нас часто ходят попарить мышцы, чтобы они были мягче. Но лично мне помогает хороший часовой массаж, во время которого можно убрать все зажимы в ногах, спине, руках, шее. Иногда действительно нужно, чтобы тело почувствовало, что ты отдохнул, а то бывает такое, что лежишь весь день — и в итоге становится еще хуже. Еще бы, ты прыгал всю неделю, а тут прилег — у организма шок.

Instagram content

View on Instagram

Понятно, что этого требует от вас профессия, но не могу не сказать, что выглядите вы просто потрясающе. Расскажите про свою диету — позволяете себе сладкое или калорийное?

Спасибо! Скажу честно — сладкое позволяю. Ограничиваю себя только по вечерам, если нужно похудеть. Опять же, балет — это большая нагрузка, для которой нам нужны силы. Нам необходимо хорошо питаться, иначе где еще нам черпать энергию, когда все внутри буквально горит? Расскажу вам одну историю: многие сейчас носят умные часы Apple Watch, у нас некоторые девочки тоже раньше носили, а сейчас перестали, потому что они мешают репетировать. Там есть функция подсчета калорий, и одна наша балерина решила ради интереса включить счетчик во время репетиции «Дон Кихота». Оказалось, что за час она сожгла больше тысячи калорий, а это только одна репетиция. Поэтому нам в принципе не нужно худеть специально, иначе может случиться травма: попросту говоря, у организма не будет энергии для движения, и он начнет затрачивать дополнительные ресурсы, тем самым травмируясь. Так что я просто стараюсь не есть булочки и придерживаться здорового, сбалансированного питания. По возможности, конечно. (Смеется.) А вот следовать режиму, к сожалению, невозможно, так как расписание меняется каждый день. После вечернего спектакля есть вообще не хочется, как и обычным людям после изнурительной тренировки в зале. Стоит прийти домой, расслабиться, и уже ближе ко сну просыпается чувство голода — благо завтра ждет репетиция, на которой все снова сожжется. 

Instagram content

View on Instagram

Расскажите про свой макияж в жизни и на сцене.

Каждый день я подкрашиваюсь — мне это добавляет уверенности. Я не из тех людей, кто любит выходить без косметики: всегда пользуюсь тональным средством из линии Dior Backstage, добавляю румяна и тушь. Это что касается макияжа на каждый день. Создание образа для спектакля — всегда определенный процесс. Конечно, у нас есть гример, но он один на всех, и иногда бывает такое, что мне хочется накраситься именно самой.  

Тональная основа Dior Backstage, Dior, 2240 рублей

А какую косметику используете для выступлений? Специальный стойкий грим или средства из обычной косметички?

Сейчас такая косметика, что нет особой надобности использовать специальную сценическую. Все привычные бронзеры и хайлайтеры, наоборот, очень красиво смотрятся во время спектаклей — единственное, хайлайтер нужно наносить осторожно, так как на сцене очень яркий свет. По этой же причине нужен более плотный и темный тон: очень плоское освещение прожектора, прямо как в студии, съедает все тени и делает кожу бледнее, и нам приходится краситься достаточно сильно. Например, если вы будете смотреть спектакль из зала, а потом зайдете за кулисы, то вы заметите разницу в том, как это выглядит издалека и вблизи. Так что секрет сценического макияжа в том, что мы красимся той же косметикой, только ярче, из-за чего получается такой обман зрения. Сцена Большого театра сама по себе огромная, и чтобы с последнего ряда были видны наши глаза, мы клеим ресницы и делаем стрелки — это целый процесс.

Накладные ресницы Lashes 36, M.A.C, 1150 рублей

Есть ли у вас явные фавориты среди продуктов? 

Люблю помады M.A.C и Nars, потому что они матовые, а нам особенно важно, чтобы, когда мы улыбаемся, не оставалось следов от косметики на зубах. Быть красивым на сцене — это тоже наша задача. Туши у меня очень много — сейчас даже открою косметичку — под каждое настроение своя. Если я веду спектакль, то всегда клею ресницы. Тени использую Too Faced — мне нравится, что у них большой выбор цветов, и под разные образы можно найти нужный оттенок.

Жидкая матовая помада Retro Matte Liquid Lipcolour, M.A.C, 1980 рублей

А как создаются образы для спектаклей? Насколько вы свободны в этом процессе?

Мне очень нравится, что в нашей профессии мы можем экспериментировать с макияжем. Бывают роли, в которых это даже приветствуется. Это тоже особый вид творчества — ты думаешь, чего тебе хочется, какие тени выбрать под наряд, как лучше накрасить губы. 

Буквально на днях я танцую в спектакле «Четыре персонажа в поисках сюжета». Когда только намечалась премьера, хореограф дал нам некую свободу в разработке образов. Наши костюмы там лазурно-голубого цвета, а сам балет разворачивается на фоне картины Айвазовского «Девятый вал» — мы могли придумать на лице рисунки волн или морской пены. Для этого нам как раз-таки принесли специальный грим, о котором вы спрашивали, в этом случае он был необходим, чтобы мы могли кисточками изобразить на лице свое видение морской тематики. В итоге все пришли к тому, что мальчики красят синим цветом только шею, а девочки наносят голубые тени с мерцающими блестками — это напоминает отражение луны в воде и выглядит очень красиво. Кстати, и сейчас можно продолжать экспериментировать: некоторые, например, пробуют синеватые скулы. Свет на сцене во время спектакля приглушенный, поэтому это выглядит особенно необычно и эффектно.

А что насчет ухода? Понимаю, что мы с вами ровесницы, и каких-то особенных проблем с кожей в нашем возрасте нет. Есть ли незаменимые средства, которые особенно нравятся?

На самом деле уже с самого начала работы на сцене меня начало беспокоить большое количество плотного тона на коже. После умывания лично у меня кожа требует серьезного увлажнения. Я не очень люблю маски — может быть, только пока. Но мне нравится увлажняющий крем Hydra Life Dior, с которым очень комфортно при минусовой температуре и сухом воздухе в квартире. Еще мне нравится натуральный увлажняющий крем My Clarins.

Увлажняющий крем-сорбе Hydra Life, Dior, 3430 рублей

Тонизирующий крем для лица Re-Boost Refreshing Hydrating Cream, My Clarins, 1950 рублей

Говорят, что из-за конкуренции в балете нет места дружбе, но тем не менее вы нашли в нем место любви. То, что ваш молодой человек (артист балета, премьер Большого театра Денис Родькин. — Прим. Vogue) из вашей же профессии, больше помогает или мешает? 

На самом деле мне очень комфортно, учитывая, что мы весь день проводим в театре. Если кто-то из нас работал бы в другой сфере, мы бы виделись только рано утром и поздно вечером, а выходные у нас были бы в разные дни. А так мы запросто можем между репетициями пойти выпить чашечку кофе, поболтать и чуть-чуть отдохнуть вместе — для этого нам даже не нужно выходить из театра. Поэтому здесь одни плюсы.

И наверняка проще поддерживать друг друга?

Да, к примеру, очень легко быть за кулисами на всех спектаклях с участием друг друга — для этого даже не нужно просить билет. Находясь всегда рядом, ты можешь принести воды между актами, поддержать морально, выйти посмотреть выступление из зала. Это действительно большой плюс — просто огромный. 

Instagram content

View on Instagram

В одном из интервью вы говорили, что все балерины делятся на тех, кому проще дается либо адажио, либо технические элементы. Себя вы отнесли ко второму типу. Почему?

По природе я и правда отношу себя к типу технических балерин — повращаться и попрыгать мне от природы дается легче, чем исполнить какое-то адажио. Но недавно мы ездили в Сочи на ежегодный фестиваль зимних искусств Юрия Абрамовича Башмета, в рамках которого танцевали адажио из балета «Ромео и Джульетта». Было безумно приятно исполнять такое романтическое адажио со своим любимым человеком. Партии там очень эмоциональные и доставляют какое-то внутреннее удовлетворение: происходит буквально упоение танцем. Это немного отличается от тех моментов в спектакле, когда ты все время прыгаешь, крутишься, устаешь и бежишь дальше. Здесь ты именно танцуешь.

Сложно ли переключаться?

Как раз-таки наоборот, гораздо приятнее, когда в одной роли есть все, и ты можешь показать максимум. Исполнять их — огромное счастье. Вообще в последнее время я поняла, что очень люблю большие сюжетные балеты в несколько актов, в которых ты проживаешь целую историю на сцене. Недавно был балет «Корсар», и там вокруг тебя пистолеты, имитирующие выстрелы, огромный корабль, который потерпел кораблекрушение прямо на сцене. Участвовать в такой захватывающей истории действительно большое удовольствие для артиста. У нас очень много таких балетов, поэтому я стремлюсь пробовать, готовить и показывать подобные масштабные роли все больше.

Instagram content

View on Instagram

На Западе все стремительнее развивается направление модерна в балете. Не хотели бы вы в будущем немного отойти от классики и попробовать себя в современном танце?

Есть спектакли, в которых я танцую современную хореографию в балетках, а не в пуантах — то есть я уже себя пробую. Но пока что мне более интересно классическое направление. Как я сказала, мой особенный интерес вызывают большие сюжетные спектакли. У зрителя, кстати, судя по комментариям и отзывам в инстаграме, больший отклик находят именно такие классические постановки. Артистам в них всегда интересно — удастся ли справиться с серьезными актерскими и техническими задачами в таком масштабном действии. И когда все получается, ты радуешься гораздо сильнее, получая большой заряд на дальнейшие достижения.

Instagram content

View on Instagram

Над какими спектаклями вы работаете и где вас можно увидеть на сцене уже сейчас?

Сейчас как раз репетирую партию в балете «Спартак». Теперь пробую другую женскую роль. Премьера намечена на седьмое марта — я впервые буду выступать в статусе ведущей солистки. Это будет интересно, потому что премьера досталась мне неожиданно. Но мы сейчас вовсю готовимся и репетируем с моим педагогом: уже выучили весь порядок спектакля и теперь работаем над образом. 

Какая партия для вас самая особенная?

На самом деле все роли, когда ты их исполняешь, становятся любимыми, поэтому выбирать сложно. Но у меня есть одно особенное воспоминание: два года назад меня поставили исполнять Фригию в балете «Спартак» на гастролях в Лондоне. Это был первый раз, когда я участвовала в таком сюжетном балете и испытала все эти невероятные эмоции. Поэтому лично для себя я выделяю ее, хотя люблю все партии, которые исполняю. 

Что бы вы хотели сделать за свою карьеру, чтобы могли сами себе сказать — все было не зря?

Сложно сказать, потому что все так быстро и непредсказуемо. Даже если сейчас вдруг все закончится, я скажу, что все было не зря. Для меня удовольствие — просто выходить на сцену. 

Instagram content

View on Instagram

На сайте могут фигурировать ссылки на внешние ресурсы, которые мы не администрируем и не контролируем. Политика конфиденциальности, практикуемая другими сайтами, не находится в сфере нашего влияния. Как только вы осуществляете переход на другие ресурсы, вы должны найти информацию об их политике конфиденциальности, прежде чем вводить на них свои данные.