Стрелки — один из самых ярких и самых популярных приемов макияжа всех времен. Чувственные «раскосые» линии на веках любили и любят многие: от древнеегипетских цариц до современных визажистов, работавших на показах весна-лето 2021. Dior, Valentino, Chloé — они были повсюду.

Vogue изучили невероятную историю культового макияжа и готовы рассказать ее вам.
Как появились стрелки
Стрелки — старейший вид макияжа, история которого уходит далеко во времена Древнего Египта. Своей известностью прием обязан царицам той поры — Нефертити и Клеопатре, которые рисовали стрелки при помощи минеральных красителей (медной руды и малахита). Вариантов начертания было два: довольно жирные линии, плавно протянутые от уголков глаз до линии роста волос, и изящные параллельные бровям штрихи, чуть выглядывающие за края век. Такой макияж любили и мужчины. Фараон Сети I, например, очень уважал стрелки.
Как утверждает Дорин Блох, историк макияжа и основательница нью-йоркского Makeup Museum, минеральную подводку для глаз использовали в первую очередь по медицинским соображениям. «Растворы обладали антибактериальными и иммунологическими свойствами, они поддерживали здоровье глаз и минимизировали вредное воздействие яркого солнца, — поясняет Дорин. — То есть для древних египтян, в особенности для представителей правящего класса, стрелки были профилактическим средством — глаза подводили не для красоты, а для здоровья». И действительно, в древнеегипетских красящих составах, тех, которые сейчас выставлены в Лувре, были обнаружены следы оксида азота, а он способствует повышению иммунитета.
Согласно верованиям египтян, еще одно свойство подводки — способность отгонять злых духов. «Женщины столетиями подводили веки, чтобы защититься от сглаза, — говорит еще один основатель Makeup Museum, звездный визажист Рейчел Гудвин. — Но, как это часто бывает, обычай со временем превратился в один из маркеров социального статуса и в конечном счете стал одним из компонентов эталонной красоты как для женщин, так и для мужчин».
И пускай родиной стрелок принято считать Египет, этим приемом пользовались также в Древней Азии и на Ближнем Востоке. Первые примеры датируются 3000 до н. э. Перетертый в пудру сульфид свинца смешивали с водой, и полученный раствор наносили на область вокруг глаз как средство защиты в условиях сурового пустынного климата.
Двадцатые — «эпоха возрождения» стрелок
На Западе история кошачьих стрелок (в том виде, в котором мы их знаем) началась в 1920-е. Благодарить за это следует неподражаемую французскую артистку Жозефину Бейкер, которая именно с таким макияжем выходила на сцену исполнять свои дурманящие танцы. Актрисы Луиза Брукс и Грета Ниссен, в свою очередь, нередко выгуливали подводку на красных дорожках. К стрелкам непременно прилагались объемные ресницы и тонкие как ниточки брови.
«Находки времен Древнего Египта (сделанные как раз в 1920-е) — тот же бюст царицы Нефертити — посеяли в общественном сознании интерес к стилистике и образам той далекой эпохи, — объясняет Блох. — В кино, скажем, в фильме «Клеопатра» 1917 года, прелесть кошачьих стрелок демонстрировали суперзвезды (в данном случае актриса Теда Бара). Зрители ими любовались и тянулись повторить. А дальше чем доступнее становилась косметика для простых женщин, тем большей популярностью пользовалась подводка».
Подведенные глаза ассоциировались с чем-то загадочным, театральным, экзотическим и стали неотъемлемым элементом бунтарской моды той поры. Женщины тогда активно избавлялись от неудобной, сковывающей движения одежды, коротко стригли волосы, а подводку изготавливали самостоятельно, смешивая сажу с вазелином.
Как стрелки носили иконы золотого века Голливуда
В 1950-х и 1960-х стрелки вновь стали главным трендом — причем не парадно-выходным, а повседневным. Макияж был уже не таким драматичным, как в 1920-е: пин-ап-дивы, вроде Хеди Ламарр, носили тонкую, чуть приподнятую от век подводку.
В середине века косметика эволюционировала в большой бизнес, ее производство встало на промышленные рельсы — тогда же изобрели жидкую подводку в современном понимании. «Это новшество в купе со стараниями звездных визажистов — Макса Фактора, Бена Ная, семейства Уэстмор — и знаменитых актрис — Мэрилин Монро, Авы Гарднер и Одри Хепберн — положило начало совершенно новой эры в истории красоты», — отмечает Гудвин.
В Италии ведущие кинозвезды — та же Софи Лорен — дразнили публику своими версиями теперь уже культового макияжа: чернильно-черные стрелки, густые ресницы и мазок темно-коричневых или голубых теней в складке века. «Есть даже одна старая реклама косметической марки Borghese, в ней производитель призывает итальянских женщин попробовать новый вид макияжа глаз — кошачий», — вспоминает Блох.
В Англии за популяризацию стрелок отвечала модель Твигги. Она переосмыслила этот прием в духе космической эры — предельная графичность линий и акцент на нижние ресницы. Свою лепту в развитие тренда внесла и Элизабет Тейлор, сыгравшая Клеопатру в одноименном фильме 1963 года — ее образ только подогрел и без того горячий интерес к подводке. И, разумеется, нельзя не упомянуть Патти Бойд, еще одну модель, которая в 1965-м написала для американского глянцевого журнала 16 целую колонку о том, как рисовать идеальные стрелки.
Кошачьи стрелки в музыкальных кругах и молодежной культуре
1970-е и 1980-е — бум молодежной культуры, отразившийся и на стрелках. Панки, готы, поклонники гранжа, металлисты — все использовали этот прием, но интерпретировали по-своему. Солистка группы Blondie Дебби Харри, икона 1980-х, носила чуть смазанную подводку. Само собой, за ней повторяли фанаты, и не только они — позднее трюк возьмет на вооружение еще одна певица Пэт Бенатар.
Грейс Джонс и Дэвид Боуи по-разному обыгрывали cat eye, использовали неочевидные цвета и дополняли яркие стрелки не менее яркими румянами. Боуи вообще славился тем, что подводил глаза индийским пигментом, красил и слегка подкручивал ресницы. «Я всегда испытывал эту одиозную потребность — быть не просто человеком, а сверхчеловеком», — заявил он однажды журналу Rolling Stone в ответ на вопрос макияже.
Сьюзи Сью тем временем экспериментировала с острыми линиями и графичными формами, то же самое делал Роберт Смит из группы The Cure. Египетская актриса Суад Хосни была помешана на кошачьих стрелках, как и сингапурская звезда китайского происхождения Гун Ли. Это особенно ощущалось на заре ее карьеры в конце 1980-х — начале 1990-х.
С приходом 2000-х фанаты подводки поделились на два лагеря. Эми Уайнхаус предпочитала гипертрофированную версию классики — довольно жирные и длинные стрелки с хвостиками, уходящими аж за бровь. Другие знаменитости, например звезда американского сериала «Лагуна-Бич» Лорен Конрад, наоборот, выбирали более утонченное исполнение.
Стрелки на подиуме и в соцсетях
Сегодняшние именитые визажисты — Пэт Макграт, Фатима Томас и Исамайя Френч — тоже рисуют стрелки, переосмысляя и видоизменяя их, согласно запросам своих современников. Макграт, например, для показа Chloé весна-лето 2021 подвела глаза моделей длинными штрихами, чуть усилив начертание под нижним веком и слегка растушевав. Томас для Chromat сделала двухцветные неоновые стрелки — сначала глубокий синий, потом яркий зеленый в качестве хайлайтера.
Питер Филипс для Dior рисовал насыщенные минималистичные стрелки, очерчивая ими все веко целиком. А Френч для Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood подвела глаза моделей массивными линиями до самых висков а-ля 1980-е, используя для этого черно-белый пигмент. Благодаря всем этим творческим порывам, скромные кошачьи стрелки выходят на новый уровень, подстраиваясь под предпочтения тех, кому предстоит их носить.
Что касается соцсетей, тут тоже есть чему подивиться. Бьюти-гуру вроде Джулианы Хорнер из самых обычных кошачьих стрелок создают настоящие шедевры. Еще один пример — визажист Роуи Сингх. Если забить в поисковик инстаграма формулировку cat eye, он выдаст 2 миллиона 600 тысяч доказательств популярности подводки.
«В чем заключается эволюция кошачьих стрелок? В том, что раньше они символизировали некий социальный статус, а теперь все совершенно наоборот, — подводит итог Гудвин. — Современные стрелки куда более универсальны, они легко порхают между классикой и субкультурами, на полном серьезе, безо всякой иронии».