В SPF-средствах очень много микропластика — что с этим можно сделать?

Не хотим вас пугать, но в одном средстве солнцезащитного крема может быть до 100 триллионов намеренно добавленных туда пластиковых частиц
SPF
Фото: Oliver Hadlee Pearch / Art Partner

Если этим утром вы воспользовались SPF-средством, велики шансы, что на вас теперь полно микропластика. В одной бутылке средства может содержаться до 100 триллионов пластиковых частиц — их добавляют намеренно, чтобы скрепить ингредиенты друг с другом и чтобы при нанесении на коже формировалась тонкая водостойкая пленка. Таковы данные Plastic Soup Foundation, голландской некоммерческой организации, которая занимается предотвращением попадания пластика в водоемы. Счастливчики, которые прямо сейчас загорают где-нибудь на пляже, имейте в виду, пластик с удовольствием составит вам компанию.

Instagram content

View on Instagram

Вообще, любому, кто покупает самые обычные бьюти-средства, прожить июль (месяц без пластика) без этого самого компонента будет очень нелегко, и дело не только в упаковке. Несмотря на то, что в некоторых странах — в тех же США и Великобритании — синтетические микрогранулы запрещены законом (запрет распространяется на элементы диаметром до 5 мм), множество продуктов все равно состоят из пластика: просто его кусочки настолько крошечные, что их невозможно разглядеть невооруженным глазом, и под регулировки они не подпадают — опять же из-за величины.

Большинство SPF-средств содержат микропластик

Согласно последнему исследованию Plastic Soup Foundation, порядка 83 процентов солнцезащитных средств, 80 процентов санитайзеров, 71 процент шампуней и 61 процент кремов для лица содержат микропластик. Если сомневаетесь в достоверности этой информации, просто скачайте их приложение Beat the Microbead и просканируйте с его помощью состав любой банки в вашей ванной. Результат вас неприятно удивит.

Но разве можно винить в этом потребителей? Мы ведь просто покупаем то, что предложено. Этим вопросом задается Сиан Сазерленд, одна из основателей организации A Plastic Planet. «Какой у нас выбор? Индустрия уклонялась от ответственности десятилетиями».

Все не так просто. «Микропластик, намеренно добавляемый в продукты, — довольно хитрый прием, — отмечает Мадхури Прабхакар, активистка Plastic Soup Foundation. — Мы совсем недавно поняли, что он пагубно влияет на окружающую среду и здоровье людей». Тут необходимо отметить, что альтернативные ингредиенты существуют, однако пластик ощутимо дешевле и доступен практически везде.

Instagram content

View on Instagram

Также Прабхакар отмечает, что не существует единого мнения относительно того, что именно считать микропластиком. Виной тому этимология термина — он произошел от слова microlitter (микромусор), которое, в свою очередь, означает «попавшие в океан частицы разложившихся более крупных пластиковых отходов». Добавим ко всему этому загадочные химические названия — и получим ситуацию, когда бренды порой сами не в курсе, что используют пластиковые ингредиенты. И еще одна важная вещь: осознанное применение пластика постоянно растет, на рынке каждый день появляются новые игредиенты, поэтому регулировать всю эту историю очень сложно.  

Суть проблемы

Имеет ли значение, что мы, сами того не подозревая, регулярно пользуемся продуктами с высоким содержанием пластика? Некоторые ученые уверены, что да. Доктор Хизер Лесли, известный экотоксиколог, сотрудник Амстердамского свободного университета, объясняет это тем, что «размер пластиковых фрагментов, содержащихся в несмываемой косметике, как правило, измеряется микронами или того меньшими единицами» (микрон — одна тысячная миллиметра). Чем незначительнее частица, тем она опаснее: «Если ее величина не превышает 10 микрон, велика вероятность, что она сможет преодолеть биологическую мембрану». Проще говоря, такой крошечный микропластик способен буквально проникать под кожу.

Instagram content

View on Instagram

Научно обоснованных доказательств влияния такого пластика на наше здоровье пока нет, однако, по словам Лесли, есть основания полагать, что он может нанести ущерб не только нам, но и будущим поколениям тоже. Ее текущая гипотеза заключается в том, что микропластик вреден для человеческого иммунитета.

«Если бы речь шла о еде, супермаркеты не начали бы продажи, не убедившись заранее в ее абсолютной безопасности, — добавляет Джо Чидли, химик-аналитик и основатель бренда Beauty Kitchen, чьи продукты не содержат пластика вообше (ни внутри, ни снаружи). — Прикрываться недостатком информации очень опасно».

Экологический вред, разумеется, тоже присутствует. Напитаться микропластиком рискуют не только люди, но и обитатели флоры и фауны. Исследования показывают, что наночастицы — величиной от 0,001 до 0,1 микрона — способны вмешиваться в биологические процессы как пресноводных, так и морских животных. И попав в чей-то организм однажды, они смогут продолжить свое путешествие по пищевой цепи. 

Как мы можем решить вопрос

Начнем с хорошей новости — Евросоюз уже готовит закон, который запретит использование микропластика в косметике, бытовой химии, красках и удобрениях — там, где есть риск навредить человеку или природе. А теперь плохая новость — запрет вступит в силу не раньше 2026 года и не будет распространяться на пластик величиной меньше 0,1 микрона (то есть на тот, что представляет наивысшую опасность). Так у недобросовестных производителей появится лазейка: «Вероятно, бренды просто начнут использовать более мелкий или жидкий пластик», — поясняет Прабхакар. Участники стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях предложили урегулировать применение микропластиковых химикатов на мировом уровне, однако расследователи Greenpeace выяснили, что нефтехимическая промышленность активно этому противодействует.

К счастью, насыщенному микропластиком cанскрину или любому другому средству всегда найдется альтернатива. Во главе революционного движения стоят маленькие бренды, появившиеся в тот момент, когда их основатели — такие же рядовые потребители, как и мы — взглянули на состав очередного крема и ужаснулись. Так датчанин Йохем Нес — четырежды отец и основатель марки Naïf — однажды понял, что продуктов для детей без сомнительных ингредиентов почти не найти на рынке, и решил создать свой собственный бренд. Избежать микропластика, как он сам признает, «было нелегко» — но таково главное условие. Весь ассортимент Naïf сертифицирован B Corporation — солнцезащитный крем, средства для волос и кожи, салфетки, упакованные в биопластик из сахарного тростника, можно приобрести почти везде в Европе и Азии. Товары других брендов — Beauty Kitchen, Weleda и еще 138 имен — также признаны свободными от микропластика приложением Beat the Microbead.

Instagram content

View on Instagram

Можем ли мы, потребители, что-то изменить? Можем. «Как покупатели, мы ответственны за одну вещь, — говорит Сазерленд. — Давайте показывать свою позицию при помощи кошелька». Еще она рекомендует активнее отмечать бренды, использующие микропластик в SPF, в соцсетях. «Спросите напрямую, зачем им микропластик, и попросите от него избавиться». Быть может, давление со стороны общества поможет сдвинуть ситуацию с мертвой точки. «Информация быстро распространяется, осведомленность растет, — говорит Прабхакар. — Грядет время, когда крупные бренды просто не смогут больше это игнорировать и начнут производить то, что будет продаваться».

Weleda, 1758 рублей, goldapple.ru

Bioderma MAX SPF 50+, 1299 рублей, lamoda.ru

Soleo Organics, 1548 рублей, soleoorganics.com

Anthelios, 1571 рубль, laroche-posay.ru

Suntribe Zinc Sunscreen, 1460 рублей, notino.ru

Avène, 807 рублей, eapteka.ru

На сайте могут фигурировать ссылки на внешние ресурсы, которые мы не администрируем и не контролируем. Политика конфиденциальности, практикуемая другими сайтами, не находится в сфере нашего влияния. Как только вы осуществляете переход на другие ресурсы, вы должны найти информацию об их политике конфиденциальности, прежде чем вводить на них свои данные.