Мода

Chanel cruise 2021: зачем Виржини Виар цитирует Жана Кокто и почему ее не стоит ругать за однообразные коллекции

В основу новой коллекции Chanel лег фильм «Завещание Орфея» 1960 года
Chanel cruise 2021 как Виржини Виар цитирует в новой коллекции Жана Кокто и как она работает с ДНК модного Дома
Chanel Cruise 2021

Прежде чем посмотреть показ круизной коллекции Chanel 2021, мы увидели ее тизеры в инстаграме — черно-белые фото и видео с моделью Лолой Никон, снятые знаменитым дуэтом фотографов Инез и Винуд. Эти кадры были сделаны на 31 Rue Cambon в квартире Габриэль Шанель, куда она часто приглашала знаменитых гостей. В их числе был и человек-оркестр Жан Кокто: поэт, писатель, художник, сценарист, режиссер и дизайнер, а также близкий друг Шанель, который в письмах к Габриэль называл ее работу «настоящим чудом с его простыми, чистыми и элегантными чертами». Виржини Виар эти письма Кокто к Коко явно читала, потому что решила положить в основу круизной коллекции Chanel его фильм «Завещание Орфея» 1960 года. И в своем заявлении после шоу она будто цитировала Жана, рассказывая о том, что хотела создать «очень чистую» коллекцию. 

Instagram content

Отсылки к экспериментальному «Завещанию» (последнему фильму из «Орфической трилогии» Кокто) появились уже в тизерах. Первая и самая очевидная — цветок гибискуса, который Лола Никон держала на одном из видео в руках. Точно такой же сопровождал героя Жана Кокто (главную роль в фильме сыграл сам режиссер) на протяжении всей картины. Он же был символом жизни и вдохновения художника, которого Кокто играл. Примечательно, что в тизере, снятом Инез и Винуд, волосы модели неестественно перебрасываются с груди за ее плечи, что выдает реверсивную съемку — прямо как в одном из фрагментов фильма, где Кокто не отрывает от цветка лепестки, а наоборот — прикрепляет их к его чашечке. 

Все тизеры были черно-белыми — как и часть самого показа. Такая гамма выбрана неслучайно — фильм Кокто почти полностью черно-белый, и только некоторые кадры режиссер раскрасил ярким цветом. Вот и коллекция у Виар в этот раз на 95 процентов состоит всего из двух цветов: черного и белого. Черные образы вдохновлены образом человека с головой коня, который в начале фильма Кокто заходит в Карьер де Люмьер на юге Франции. Белые — светлыми стенами этого Карьера, на фоне которых Жан и снимал свое «Завещание». 

Кадр из фильма «Завещание Орфея». Chanel Cruise 2021

Кадр из фильма «Завещание Орфея». Chanel Cruise 2021

Некоторые из вещей в новой коллекции Chanel покрылись все теми же цветами гибискуса — их Виар зашифровала в черно-белый принт. И все те же цветы, как и в тизере, модели держали в руках, выходя на подиум. Еще один связанный с Кокто принт — голубь, вышитый на одном из кардиганов. Он напомнил нам рисунки Жана, которыми он часто украшал письма к Габриэль. Отсылали к фильму и силуэты, представленные Виржини в этом сезоне. Например, длинное белое платье в пол — почти такое же, как мы видели в «Завещании Орфея» на «машине, превращающей любого в звезду». А черно-белый костюм с массивным воротником намекал на «секретаря министра, президента и его высочества», который встретился Кокто в одном из эпизодов. Даже украшения на круизном шоу Chanel перекликались с теми, что были в фильме — например, длинные цепи с декоративными элементами в виде цветов и массивными медальонами. 

Chanel Cruise 2021. Кадр из фильма «Завещание Орфея»

Chanel Cruise 2021. Кадр из фильма «Завещание Орфея»

Финалы показа и фильма тоже перекликаются между собой — в картине Жан Кокто идет по набережной и останавливается на фоне белоснежной женской фигуры с белыми крыльями, а на шоу модели выпускают в небо белых голубей. Но несмотря на всю красоту неочевидных ссылок, собранных Виар в новой коллекции Chanel, невольно задаешься вопросом: а в чем принципиальность выбора именно «Завещания Орфея» в качестве референса? Ведь и цветы, и голуби, и черно-белая картинка были и во множестве других картин XX столетия. Да и не только его. Виржини утверждает, что ее вдохновляла именно экспериментальность фильма Кокто — но, как ни крути, в круизной коллекции Chanel 2021 никакой экспериментальности нет. Многочисленные черные костюмы мы видели как минимум в пяти последних ready-to-wear коллекциях бренда. Как и украшения с цепями и медальонами. 

Неочевидные отсылки не подвергают риску общую концепцию бренда – возможно, именно поэтому Виар решила действовать так. Критики регулярно ругают Виржини за то, что она продолжает монотонно рассказывать все ту же историю, которую когда-то начала Габриэль и продолжил Карл Лагерфельд. Но ее стратегия работает, и это подтверждают цифры. В 2020-м Chanel подвели финансовые итоги первого года Виар на посту креативного директора Дома и выяснили: прибыль выросла почти на 15 процентов. 

Chanel Cruise 2021. Кадр из фильма «Завещание Орфея»

Chanel Cruise 2021. Кадр из фильма «Завещание Орфея»

Еще одна причина, по которой Виржини, возможно, не хочет цитировать важный в истории кинематографа фильм напрямую – грустный опыт коллег, чьи отсылки были слишком прямолинейны. Вспомните хотя бы недавний показ одного дизайнера, который не просто воспроизвел дизайн Павильона Германии в Барселоне, построенного знаменитым немецким архитектором, но и «подогнал» под него всю коллекцию. Получилось не очень.

Другим поводом выбрать именно «Завещание Орфея» в качестве референса действительно была трогательная дружба Жана Кокто и Габриэль Шанель. Кокто не раз просил Коко создавать костюмы для своих постановок. Конкретно над «Завещанием» Шанель не работала, зато одевала его театрального «Орфея» в 1926-м. Потому не удивительно, что эстетика картины Кокто перекликается с эстетикой круизной коллекции Chanel. И здесь не нужны никакие видоизменения со стороны Виар. Вероятнее всего, при просмотре «Завещания» Виржини просто еще раз убедилась, что с 1960-го одежда в этом фильме не потеряла своей актуальности. 

К тому же отсылки к Кокто будто слегка затуманили критикам разум. Все оказались настолько очарованы глубинными смыслами увиденного, что не сразу поняли: перед ними почти то же самое, что Виржини показывает из сезона в сезон. Но с каждой новой коллекцией бренда, наполненной твидовыми жакетами и жемчугом, мы все больше убеждаемся, что в случае Виар однообразие — не признак отсутствия идей. Это простое уважение и преданность бренду. И, признаться честно, такой подход все чаще вызывает у нас симпатию. Слишком уж много в последнее время дизайнеров, которые занимают посты креативных директоров больших Домов и пытаются привлечь к себе внимание тиктокеров, водрузив на историях культовых марок тяжелую могильную плиту. 

Chanel Cruise 2021

Chanel Cruise 2021