Мода

Что не так с «воинственной принцессой» Simone Rocha?

Анализируем новую коллекцию Симон и делаем выводы
Simone Rocha представили новую коллекцию. Разбираем тенденцию на воинственную женщину
Simone Rocha

Если бы прошлогодние Недели моды осень-зима 2020 были конкурсом, он назывался бы так: «Лучшая интерпретация современной женственности». Победил бы Энтони Ваккарелло, совместивший в Saint Laurent фетишистский латекс с традиционными элементами пауэр-дрессинга. Это было ярко, дерзко, оригинально и смело. Да и чего уж греха таить, очень сексуально. Другие же конкурсанты накануне Недель будто пересмотрели «Храбрую сердцем» и настолько впечатлились воинственной принцессой Меридой, что о соперничестве вообще забыли. В итоге в коллекциях Vivienne Westwood, Alexander McQueen, Molly Goddard и Gucci появился почти идентичный образ сильной и независимой. У кого-то — одетой в платье и настроенной на бунт, а у кого-то — на концерт глэм-рок-группы.

Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood, Alexander McQueen, Molly Goddard, Gucci; все — осень-зима 2020

Симон Роша на просмотр опоздала — дух воинственности наполнил ее привычно романтичные силуэты только год спустя, в сезоне осень-зима 2021. На показе без зрителей, который в минувшие выходные прошел в англиканской церкви в лондонском Гайд-парке, тридцать две модели вышли на «подиум» в грубых кожаных ботинках, характерных для Симон объемных платьях и — некоторые — в кожаных тренчах и куртках.

В интервью Vogue после шоу Роша как бы ласково назвала моделей «хрупкими бунтарками» и пояснила: «Это коллекция о том, как мы защищаем себя и прячем свою хрупкость». И в этом тоже есть свойственная дизайнеру романтика. Но если задуматься, с современными реалиями у этих «пряток» мало общего — сегодня мы не хотим скрывать абсолютно естественное желание почувствовать себя хрупкой и беззащитной. И тем более — прятать его под покрытой клепками кожей. Равно как и силой своей мы хотим гордиться, а не стесняться ее и маскировать платьем в рюшах. И в этом смысле предыдущие коллекции Simone Rocha были чуть более честными.

Но Симон можно понять — сегодня, даже если ты выпускаешь великолепные «платья принцессы», которые пользуются коммерческим успехом, спустя пять сезонов кто-то обязательно скажет: «А можно относиться к женщинам серьезно?» К Роша, правда, подобных претензий пока не было, поэтому ее «хрупкие бунтарки» — скорее результат самоцензуры. И вот к чему она привела — к довольно поверхностной работе с феминистской повесткой, потому что в таком вопросе сложно придумать что-то более очевидное, чем совмещение традиционно женского и характерно мужского.

Simone Rocha осень-зима 2021

Так, может, и не надо было с ней работать? Неужели мир моды действительно обязал себя реагировать абсолютно на все, что происходит за его пределами? Ведь трогательный романтизм Simone Rocha никого не ущемлял (да и брендов с подобной эстетикой сегодня в принципе немного — разве что Cecilie Bahnsen). А значит, можно было смело продолжать двигаться в этом направлении, не смазывая вектор новыми определениями женской силы. И если примеру Роша последуют другие дизайнеры, пока не отклонявшиеся от своей привычной эстетики (Жакмюс, например), то по-настоящему честным в своем творчестве останется один лишь Филипп Пляйн — и то просто потому, что к нему уже никто не относится всерьез.

Это нормально, что кто-то, как Simone Rocha и Cecilie Bahnsen, регулярно снабжают нас наивными платьями, кто-то, как Jil Sander и Proenza Schouler, постоянно воспевают комфортный минимализм, а кто-то, как Vivienne Westwood, бунт и панк. Дизайнер — это художник, вечно находящийся в поиске новых смыслов, но если его сердцу дороги смыслы старые, совершенно необязательно идти на поводу у новых и общепринято важных. И уж тем более — пытаться нагрузить все свои решения интеллектуальным смыслом. Предметы традиционного женского гардероба в сочетании с грубыми маскулинными предметами — это просто красиво, но воинственных принцесс все же стоило оставить в 2020-м. В 2021-м такое прочтение современной женственности кажется уже настолько банальным, что хочется вспомнить слова Миранды Пристли в фильме «Дьявол носит Prada» — «Florals? For Spring? Groundbreaking».