© Фото: Nadine Fraczkowski. Vogue Россия, июнь 2020. На Элайзе: комбинезон, Balenciaga

Искусство

Художница и модель Элайза Дуглас о своем искусстве, Анне Имхоф и Демне Гвасалии

Многие знают американку по участию в перформансах «Секс» и «Фауст», показах Balenciaga и Vetements, но сильна Дуглас и в собственных работах

«Я не училась живописи и поначалу писала просто абстрактные полотна», — ­рассказывает Дуглас о начале своей ­карьеры. Тогда, в 2015-м, еще и речи не шло о музейных выставках. Путь в большое искусство Элайза начала с участия в перформансах Анне Имхоф: ее заметили в трилогии «Страх» (2016), последовавший «Фауст» (2017) взял «Золотого льва» на Венецианской биеннале, а в прошлом году «Секс» с участием Дуглас показали в Tate Modern. Сейчас Элайза работает над музыкой для выставки Имхоф в парижском Palais de Tokyo и ждет открытия собственной, Lord of the Fucking Wasteland, в галерее Air de Paris. После снятия карантина в Париже сразу назначили новую дату — 20 июня.

Элайза Дуглас. Без наз­вания, 2018

Та же галерея, представляющая в числе прочих Карстена Хёллера, Филиппа Паррено и дуэт Клэр Фонтен, в 2016-м устраивала дебютную выставку Элайзы I am All Soul — со знаковыми для нее изображе­ниями рук и ног. Дуглас в тех работах часто прибегала к техникам печати, «чтобы совместить изображение живописи с самой живописью». И, удачно продав несколько таких работ, вложила деньги в помощника.

«У меня были идеи для картин, требовавшие умений, которыми я не обладала. Ассистент писал мою руку с фотографии, а я дополняла все вокруг, — вспоминает Дуглас. — Были и другие серии, которые начинались и заканчивались, но эта, с руками, продолжается, видоизменяясь. Мне нравится находить новые пути в уже установленных для себя рамках».

Элайза Дуглас. Sunbathing on the Moon, 2018

Прежде чем погрузиться в искусство и окончить франкфуртскую Штедельшуле, Элайза изучала ­фотографию, а совсем юной работала моделью — в том числе на показах Хельмута Ланга, о которых вспоминает с нежностью. «Я вернулась на подиум несколько лет назад, но выхожу теперь только на показах Демны (Гвасалии. — Прим. Vogue). Каждое шоу Vetements и Balenciaga для меня — нечто особенное. Я близко знакома со многими, кто работает над ними».

Balenciaga весна-лето 2020

© Photo: Filippo Fior / Gorunway.com

Музыкой Дуглас увлеклась в старшие подростковые годы: на­училась играть на гитаре, гастролировала с парой групп, время от времени сочиняла песни. «Я тогда страдала от проблем с ­самооценкой, мне недоставало уверенности, чтобы сделать из этого что-то самостоятельное. Все было скорее фоном для чужих проектов. Я оставила музыку. Но, начав работать с Анне, вернулась к ней: стала писать песни, которые потом исполняла в ее перформансах, аккомпанируя себе на гитаре».

Элайза Дуглас. I am a Fireball, 2017

© IVANMURZ

С Имхоф Элайза познакомилась во Франкфурте ­осенью 2015-го, с тех пор они неразлучны. «Наши совместные ­проекты — очень важная часть того, что происходило со мной последние пять лет. Трудно передать тот эффект, который на меня все это произвело». Дуглас сотрудничает с Имхоф как перформер, автор музыки, стилист. «Когда я только начала участвовать в ее перформансах, у меня руки тряслись. Теперь я почти бесстрашна. И Анне, и я многому друг от друга научились. Меня очень вдохновляет ее смелость. Она подталкивает меня делать то, чего бы я без нее не сделала. Думаю, что и мое участие, в свою очередь, сильно повлияло на ее работы, я повлияла на то, какими они стали».

Элайза Дуглас в перформансе Анне Имхоф «Секс», 2019

Обо всем этом Элайза рассказывает, сидя, как и все, дома, где работает в основном над новой музыкой: по итогам выставки Имхоф в Palais de Tokyo, предполагает Дуг­лас, будет издан альбом. «Домоцентричная пандемия» отразилась и на ее весеннем гардеробе. «Сейчас на мне пижамные штаны c «Симпсонами», худи метал-­группы Mastodon, носки-тапочки — все это в духе моих образов последнего месяца. В нормальной жизни за пределами квартиры я не так постоянна. Почти всегда ношу мужскую одежду: спортивные костюмы, объемные пальто, футболки с принтами, массивные ботинки». Над именем любимого дизайнера Дуглас не задумывается ни секунды: Демна. «В его вещах я чувствую себя сильной».

Фото: Nadine Fraczkowski; Eliza Douglas; Indigitalimages.com