Ирис ван Херпен о будущем моды, в котором одежду шьют только на заказ

Дизайнер поделилась с Vogue мыслями о будущем моды, в котором, «чтобы создать что-то по-настоящему уникальное, нужно просто больше времени»
Ирис ван Херпен «Чтобы создать чтото понастоящему уникальное нужно лишь больше времени»
Iris van Herpen Couture весна-лето 2020. Фото: Alessandro Lucioni

С послаблением карантинных мер Амстердам начинает постепенно оживать, и мы наконец смогли побеседовать с модельером Ирис ван Херпен в ее ателье. Подход ван Херпен к дизайну во многом интерактивен и предполагает творческие коллаборации — продолжать работу в нынешних условиях достаточно тяжело, но новая коллекция Iris van Herpen все же создается, шаг за шагом. Тем временем дизайнер и ее команда сосредоточились на новых способах использования виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). AR, например, лежит в основе предстоящей выставки в Париже.

Ван Херпен всегда шла в ногу с модными тенденциями и технологиями, но при этом в ее творчестве много внимания уделяется красоте человеческого тела и движениям. Что неслучайно, ведь Ирис — профессиональный танцор. Дизайнер поделилась с Vogue своими мыслями о будущем модных показов, производстве одежды и важности цикличной экономики, которая, по ее мнению, является более естественной.

Ирис ван Херпен на показе Iris van Herpen Couture весналето 2020

Ирис ван Херпен на показе Iris van Herpen Couture весна-лето 2020

Photo: Alessandro Lucioni / Gorunway.com

«Мы живем в мире технологий — они стали неотъемлемой частью каждого аспекта действительности. И благодаря им мир меняется очень быстро. Кажется, мода не поспевает за этими изменениями, ее система заметно устарела.

Устойчивость давно стала важной составляющей большинства отраслей промышленности, в то время как в модной индустрии только сейчас начали задумываться об экологических проблемах. Поэтому нам, думаю, следует начать работать с лидерами в этой области. Это позволит уменьшить негативное влияние моды на окружающую среду и оздоровить всю систему, включая использование экологичных материалов и процесс изготовления одежды.

Необходимо рассмотреть возможность отказа от массового производства одежды в пользу ее изготовления по индивидуальному заказу. По моим прогнозам, это будет нечто среднее между Высокой модой и готовой одеждой, вещи можно будет кастомизировать с помощью таких новых технологий, как 3D-печать. Сейчас производство готовых нарядов не занимает много времени. Если раньше размерная сетка составлялась вручную, то теперь эта функция доступна в программах-иллюстраторах и процесс можно автоматизировать. Теоретически, вещь, заказанную онлайн сегодня, можно будет получить менее чем через неделю.

Так почему же мы продолжаем ориентироваться на серийное производство? Оно приводит к огромному количеству отходов каждый сезон. Говорят, что более половины всей производимой одежды оказывается на свалках еще до того, как окажется в гардеробах. Это уму не постижимо, но одно и то же происходит сезон за сезоном.

Iris van Herpen Couture весналето 2020

Iris van Herpen Couture весна-лето 2020

Copyright Jamie Stoker 2020. All Rights Reserved.

Наш бренд выступает за модель «слоуфэшн», и мы очень благодарны клиентам, которые не торопят нас и дают время на производство, разработку инновационных технологий и поиск экологичных материалов. Чтобы создать что-то по-настоящему уникальное, нужно лишь больше времени. А ускорение коммуникаций, в частности, благодаря социальным сетям, усложняет задачи брендов, которым нужно все время успевать удовлетворять спрос. В то же время кутюр — это почти полная противоположность тому быстрому миру, в котором мы живем сегодня. Я всегда считала моду искусством, а кутюр как раз создается где-то на грани между модой и искусством. Подход Высокой моды мне более близок, мы производим наряды исключительно по предварительному заказу, и каждый предмет, который создается в ателье, обязательно покупают — никакого перепроизводства нет. Думаю, с помощью инновационных технологий эту систему можно будет применить и к прет-а-порте.

Надеюсь, в будущем найдется место как для реальных, так и для виртуальных показов. Не думаю, что стоит совсем отказаться от обычных шоу, ведь те счастливчики, которые присутствуют в зале, могут насладиться настоящим волшебством. Создавая одежду, я продумываю движения, взаимодействие между телом и тканями, их фактурой. Поэтому очень важно видеть вещь в динамике и в натуральную величину. Большую часть деталей, и уж тем более многомерность, невозможно считать с экрана мобильного устройства. Работа просто потеряет все вложенные в нее эмоции и свою целостность. 

Iris van Herpen Couture весналето 2020

Iris van Herpen Couture весна-лето 2020

Copyright Jamie Stoker 2020. All Rights Reserved.

Тем не менее у виртуальной реальности есть свои преимущества, потому что гораздо больше людей могут увидеть работу в трехмерном изображении с большой детализацией и окунуться в мир, который я создаю с нуля. Для меня, как для художника, это что-то вроде красивого чистого холста, который предлагает куда большую свободу, нежели предусматривающий ряд ограничивающих правил показ. К тому же я часто сотрудничаю с художниками, учеными и архитекторами, большую часть совместной работы невозможно вписать в тесные рамки модного показа. VR же предоставляет огромные возможности и большую свободу в творчестве. Однако же виртуальная реальность никогда не сможет заменить те волшебные ощущения, которые испытывают люди, собравшиеся вместе, чтобы насладиться работой живого человека в окружении себе подобных. Обычные показы крайне важны, но это должно быть нечто особенное, как, например, выставка, а не что-то, к чему мы все привыкли.

Лично мне технологии интересны исключительно в контексте их взаимодействия с природой. Многие отрасли — не только мода — злоупотребляют ресурсами нашей планеты, но существуют и более рациональные методы работы и созидания. Считаю, что мы должны использовать только те технологии, которые действительно могут приблизить нас к природе и не вредить окружающей среде».

Iris van Herpen Couture весналето 2020

Iris van Herpen Couture весна-лето 2020

Copyright Jamie Stoker 2020. All Rights Reserved.

Laird Borrelli-Persson / Vogue.com. Интервью отредактировано и сжато.