Ирис ван Херпен о будущем моды, в котором одежду шьют только на заказ

Дизайнер поделилась с Vogue мыслями о будущем моды, в котором, «чтобы создать что-то по-настоящему уникальное, нужно просто больше времени»
Ирис ван Херпен «Чтобы создать чтото понастоящему уникальное нужно лишь больше времени»
Iris van Herpen Couture весна-лето 2020. Фото: Alessandro Lucioni

С послаблением карантинных мер Амстердам начинает постепенно оживать, и мы наконец смогли побеседовать с модельером Ирис ван Херпен в ее ателье. Подход ван Херпен к дизайну во многом интерактивен и предполагает творческие коллаборации — продолжать работу в нынешних условиях достаточно тяжело, но новая коллекция Iris van Herpen все же создается, шаг за шагом. Тем временем дизайнер и ее команда сосредоточились на новых способах использования виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). AR, например, лежит в основе предстоящей выставки в Париже.

Ван Херпен всегда шла в ногу с модными тенденциями и технологиями, но при этом в ее творчестве много внимания уделяется красоте человеческого тела и движениям. Что неслучайно, ведь Ирис — профессиональный танцор. Дизайнер поделилась с Vogue своими мыслями о будущем модных показов, производстве одежды и важности цикличной экономики, которая, по ее мнению, является более естественной.

Ирис ван Херпен на показе Iris van Herpen Couture весна-лето 2020

Photo: Alessandro Lucioni / Gorunway.com

«Мы живем в мире технологий — они стали неотъемлемой частью каждого аспекта действительности. И благодаря им мир меняется очень быстро. Кажется, мода не поспевает за этими изменениями, ее система заметно устарела.

Устойчивость давно стала важной составляющей большинства отраслей промышленности, в то время как в модной индустрии только сейчас начали задумываться об экологических проблемах. Поэтому нам, думаю, следует начать работать с лидерами в этой области. Это позволит уменьшить негативное влияние моды на окружающую среду и оздоровить всю систему, включая использование экологичных материалов и процесс изготовления одежды.

Необходимо рассмотреть возможность отказа от массового производства одежды в пользу ее изготовления по индивидуальному заказу. По моим прогнозам, это будет нечто среднее между Высокой модой и готовой одеждой, вещи можно будет кастомизировать с помощью таких новых технологий, как 3D-печать. Сейчас производство готовых нарядов не занимает много времени. Если раньше размерная сетка составлялась вручную, то теперь эта функция доступна в программах-иллюстраторах и процесс можно автоматизировать. Теоретически, вещь, заказанную онлайн сегодня, можно будет получить менее чем через неделю.

Так почему же мы продолжаем ориентироваться на серийное производство? Оно приводит к огромному количеству отходов каждый сезон. Говорят, что более половины всей производимой одежды оказывается на свалках еще до того, как окажется в гардеробах. Это уму не постижимо, но одно и то же происходит сезон за сезоном.

Iris van Herpen Couture весна-лето 2020

Copyright Jamie Stoker 2020. All Rights Reserved.

Наш бренд выступает за модель «слоуфэшн», и мы очень благодарны клиентам, которые не торопят нас и дают время на производство, разработку инновационных технологий и поиск экологичных материалов. Чтобы создать что-то по-настоящему уникальное, нужно лишь больше времени. А ускорение коммуникаций, в частности, благодаря социальным сетям, усложняет задачи брендов, которым нужно все время успевать удовлетворять спрос. В то же время кутюр — это почти полная противоположность тому быстрому миру, в котором мы живем сегодня. Я всегда считала моду искусством, а кутюр как раз создается где-то на грани между модой и искусством. Подход Высокой моды мне более близок, мы производим наряды исключительно по предварительному заказу, и каждый предмет, который создается в ателье, обязательно покупают — никакого перепроизводства нет. Думаю, с помощью инновационных технологий эту систему можно будет применить и к прет-а-порте.

Надеюсь, в будущем найдется место как для реальных, так и для виртуальных показов. Не думаю, что стоит совсем отказаться от обычных шоу, ведь те счастливчики, которые присутствуют в зале, могут насладиться настоящим волшебством. Создавая одежду, я продумываю движения, взаимодействие между телом и тканями, их фактурой. Поэтому очень важно видеть вещь в динамике и в натуральную величину. Большую часть деталей, и уж тем более многомерность, невозможно считать с экрана мобильного устройства. Работа просто потеряет все вложенные в нее эмоции и свою целостность. 

Iris van Herpen Couture весна-лето 2020

Copyright Jamie Stoker 2020. All Rights Reserved.

Тем не менее у виртуальной реальности есть свои преимущества, потому что гораздо больше людей могут увидеть работу в трехмерном изображении с большой детализацией и окунуться в мир, который я создаю с нуля. Для меня, как для художника, это что-то вроде красивого чистого холста, который предлагает куда большую свободу, нежели предусматривающий ряд ограничивающих правил показ. К тому же я часто сотрудничаю с художниками, учеными и архитекторами, большую часть совместной работы невозможно вписать в тесные рамки модного показа. VR же предоставляет огромные возможности и большую свободу в творчестве. Однако же виртуальная реальность никогда не сможет заменить те волшебные ощущения, которые испытывают люди, собравшиеся вместе, чтобы насладиться работой живого человека в окружении себе подобных. Обычные показы крайне важны, но это должно быть нечто особенное, как, например, выставка, а не что-то, к чему мы все привыкли.

Лично мне технологии интересны исключительно в контексте их взаимодействия с природой. Многие отрасли — не только мода — злоупотребляют ресурсами нашей планеты, но существуют и более рациональные методы работы и созидания. Считаю, что мы должны использовать только те технологии, которые действительно могут приблизить нас к природе и не вредить окружающей среде».

Iris van Herpen Couture весна-лето 2020

Copyright Jamie Stoker 2020. All Rights Reserved.

Laird Borrelli-Persson / Vogue.com. Интервью отредактировано и сжато.