Как создавался образ Фредди Крюгера

Уэс Крейвен собрал все свои страхи в одном персонаже
ROBERT ENGLUND A NIGHTMARE ON ELM STREET 4  THE DREAM MASTER 1988
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984). Фото: AA Film Archive

Можно побороть боязнь темноты, высоты, пауков, но справиться со страхом перед Фредди Крюгером нереально. Будучи кошмаром из снов, для зрителей он стал кошмаром наяву, и, увы, с возрастом это страх никуда не уходит — в доказательство этого довода стоит вспомнить историю с Кайли Дженнер, когда она опубликовала селфи в снэпчате, а фанаты разглядели рядом с ней притаившегося Фредди (опасения оказались надуманными — загадочный человек в федоре оказался ее другом, музыкантом Гарри Хадсоном). Годы показали, что Фредди стал одним из самых страшных злодеев. В чем же его секрет? Заглянем вперед — по большей части в его образе.

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984)

Столь яркие персонажи приходят в кино из комиксов, однако Фредди Крюгер полностью был придуман сценаристом и режиссером, одним из величайших мастеров ужасов Уэсом Крейвеном. Его идея фильма была реализована в 1984 году, но перед этим сценарий пылился на столе Крейвена три года — ни одна киностудия не хотела за него браться. Откликнулись только New Line Cinema, и то на тот момент они были дистрибьюторами, и «Кошмар на улице Вязов» стал их дебютом в кинопроизводстве. При бюджете чуть меньше двух миллионов лента собрала все 25, а новоиспеченная киностудия таким образом спаслась от банкротства, став домом, который построил Фредди. Возможно, благодаря Джонни Деппу, сыгравшему одного из друзей главной героини Нэнси (к слову, для него это была первая актерская работа), а может, благодаря красивым актрисам. Но на самом деле главное достоинство очевидно — убедительные и убежденные злодеи всегда становятся популярны.

Чтобы воплотить все вселенское зло во Фредди, Крейвену пришлось хорошо продумать его образ. Все началось с заметок в газете The LA Times — режиссер прочитал в ней статью об умирающих во сне людях. Это были беженцы из стран Южной Азии — им снились кошмары, из-за которых они якобы умирали от сердечного приступа. Так Крейвен приступил к сценарию и первым делом ввел устрашающего персонажа. Изначально это был молчаливый маньяк, но затем образ кардинально изменился — за вдохновением Крейвен обратился к детским страхам. Однажды он заметил из окна своего дома бездомного мужчину. Тот неожиданно посмотрел на 11-летнего Уэса — мальчик испугался и отошел от окна. Но этот жуткий тип смотреть не перестал, более того — он с ним заговорил. «Да-да, я все еще наблюдаю за тобой» — и проследовал в подъезд. Услышав, как он поднимается по лестнице, Уэс позвал старшего брата — тот вышел с бейсбольной битой, но снаружи уже никого не было. Так Фредди обзавелся длинным носом, федорой, а впоследствии и целым прошлым.

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984)

Крюгер — сын монахини, изнасилованной психически больными заключенными из лечебницы, где она работала. После рождения Фредди она сходит с ума, и ребенка отдают в приемную семью извергов, которые над ним издеваются. Маленький мальчик совершает первое преступление — убивает приемного отца бритвой. Но дело было не только в семье — в школе Фредди был изгоем. Спустя годы он становится серийным убийцей детей. Полиции удается его вычислить, но за неимением достаточного количества улик его выпускают, и в итоге суд устраивают родители убитых детей — его закрывают в котельной, где он работал сторожем, и сжигают заживо. Избавиться от него им не удается — в пожаре к Крюгеру являются демоны снов и дают ему новую жизнь в обмен на его душу.

Самые красивые вампирши в истории кино, образы которых хочется повторить не только на Хэллоуин

Галерея8 Photos
Смотреть галерею

В этом персонаже нет ни одной случайной детали. Крейвен назвал его в честь верзилы, который издевался над ним в школе. Фредди должен был носить плащ, но его вскоре заменил желто-красный свитер.  Главной деталью образа стало оружие Фредди — Крейвен хотел, чтобы оно вызывало в зрителях первобытный страх. Увидев однажды, как его кошка продрала диван, он понял: это должны быть когти. Перчатка состояла из ножей для резки мяса, размещенных лезвиями так, что они больше походили на длинные ногти. Для съемок было создано всего три такие перчатки, одна из которых настоящая, а две другие бутафорские.

Но вернемся наконец к тому, для чего мы все это затеяли — к наряду Фредди. Насколько хорошей идеей был плащ? В плащах ходят детективы, эксгибиционисты, а также все остальные люди. Другими словами, не самая характерная деталь, а нужно было что-то, что будет соотноситься только с Фредди. Так был придуман свитер в красно-желтую полоску, повторявшую палитру костюма Пластикового человека из вселенной DC. Но в сценарий вскоре пришлось внести коррективы — после того как Крейвену в руки попал выпуск журнала Scientific American. Из него он узнал, что красный плюс зеленый — самая сложная для человеческого восприятия цветовая комбинация. Этот факт просто нельзя было проигнорировать — так Фредди стал не просто еще более неприятным, но и очень узнаваемым. Запомнив этот факт, мы стали обращать внимание, использует ли кто-то из дизайнеров такое сочетание. И ничего не нашли — видимо, Фредди оказал даже большее влияние, чем мы думали.

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов» (1984)