Как виртуальные Недели моды влияют на экологию

Из-за коронавируса показы перешли в онлайн-формат, но это отнюдь не значит, что так они меньше вредят природе 
Неделя моды как виртуальные Недели моды влияют на экологию
Seana Redmond

Ни для кого не секрет, что бесконечная вереница модных показов, которые в доковидные времена частенько проходили в разных отдаленных уголках Земли, пагубно влияла на климат. Если верить отчету компании Ordre, за одними только байерами и дизайнерами числится порядка 241 тысячи тонн выбросов углеводорода в год, и все потому, что они катаются по Неделям моды: из Нью-Йорка в Лондон, из Лондона в Милан, из Милана в Париж и так по кругу. Цифра превышает годовой показатель какого-нибудь небольшого государства, скажем, Сент-Китс и Невис. И это без учета моделей, прессы и тружеников закулисья, без которых Недели моды попросту невозможны. 

Из-за пандемии мы вдруг оказались в новом мире исключительно диджитальных шоу — началось все с лондонского смотра в июне, продолжилось кутюрным в этом месяце, и то ли еще будет. Миланская и парижская Недели мужской моды тоже переместились в онлайн, стокгольмская уже планирует серию виртуальных событий на конец августа. Переход в цифру наперебой восхваляют экозащитники, некоторые важные деятели моды (например, Дрис Ван Нотен) пишут коллегам открытые письма с просьбами поменьше ездить, пересмотреть подход к показам и адаптировать их к новым реалиям.

Вот только Недели не станут экологичнее лишь потому, что шоу теперь проходят онлайн. «То, что диджитальный формат автоматически делает все осознаннее и безопаснее для природы — досадное заблуждение, — говорит основательница Недели моды в Хельсинки Эвелин Мора. — Суть совсем в другом, важно это понимать».

Все, что происходит сегодня, для нас в новинку. Конкретных данных относительно того, как виртуальные показы влияют на природу, пока нет. Вот почему Мора обратилась в компанию Normative с просьбой оценить углеродный след предстоящего виртуального сезона хельсинкской Недели (она пройдет с 27 июля по 1 августа). «Измерив последствия диджитальных шоу и сравнив их с последствиями физических, мы сможем понять, что именно необходимо изменить», — поясняет она.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Вычисляем углеродный след виртуальной Недели моды

Не стоит забывать, что за онлайн-показами стоит громадная и неочевидная инфраструктура. Сектор информационных и коммуникационных технологий ответственен за два процента общемирового объема парниковых газов — то есть вреда он наносит не меньше, чем авиация. Производство видеоконтента, крупные центры обработки данных и сервисы, в которых эти данные хранятся — все это генерит вредные выбросы. Чем больше брендов осваивает 3D- и VR-технологии, тем опаснее диджитал-сфера становится для природы.

«Главное, что меня поразило, — масштабы производственной деятельности за фасадом виртуальной Недели моды, — делится Мортен Розен, руководитель департамента партнерства и сотрудничества Normative. — Мы поговорили с 45 организаторами, занятыми в проекте, а также опросили дизайнеров и диджитал-подрядчиков. В процессе задействовано огромное количество компьютеров, которые обслуживают немаленькие логистические расчеты». Еще один важный фактор — число онлайн-участников и гостей. «Мы с нетерпением ждем момента, когда сможем оценить пропускную способность мероприятий: сколько мегабит данных было использовано сколькими пользователями», — поясняет Розен.

Финальные результаты подсчетов будут опубликованы только по окончании Недели моды, однако первые наблюдения уже показывают, что виртуальная Неделя моды в Хельсинки обещает быть вреднее реальной, но и «посетить» ее в режиме онлайн сможет куда больше людей. «Подготовить виртуальное событие гораздо сложнее, чем реальное, и воздействие на окружающую среду сильнее, — говорит Розен. — Если рассматривать только углеродный след, цифровая Неделя моды опаснее физической. Однако, принимая во внимание потенциальное число онлайн-гостей, вред, из расчета на них, значительно сокращается».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Не нужно противопоставлять диджитал реальным показам

Вне зависимости от результатов этих сравнительных анализов вряд ли после пандемии мы окончательно перейдем на онлайн-формат. Именитые дизайнеры подчеркивают значимость реальных показов. Креативный директор Chloé Наташа Рамсей-Леви еще в апреле в ходе серии дискуссий Vogue Global Conversations говорила следующее: «Показы — особенные мероприятия, призванные вдохновлять. В их основе лежит человеческий фактор, и мне хотелось бы это сохранить». 

Точку зрения Наташи разделяют и организаторы Недели моды в Милане. «Виртуальные шоу не смогут полностью заменить реальные. Отдача, полученная от физического показа, не сравнится с отдачей от диджитального, — уверен Карло Капаса, председатель Camera Nazionale della Moda Italiana. — К тому же не нужно забывать об экономической стороне вопроса: реальная Неделя моды — это рабочие места».

Стоит отметить, что диджитал (вместе со всеми своими парниковыми газами) уже давно стал неотъемлемым элементом почти любой Недели моды, онлайн-активности позволяют брендам охватить более широкую аудиторию. CEO Balenciaga Седрик Шарби поделился наглядным фактом: виртуальный показ смотрит порядка 10 миллионов зрителей — против 600 гостей реальной Недели моды в Париже. Некоторые, в том числе и Неделя моды в Копенгагене (она пройдет с 9 по 12 августа), уже активно работают над гибридными реально-виртуальными форматами, которые, вероятно, станут конкурентоспособными по мере постепенного выхода из карантина.

На чем же нам следует сосредоточиться? На сокращении вредных выбросов как в случае с физическими шоу, так и с виртуальными, что бы это ни значило — меньше самих показов и путешествий, переход на возобновляемые источники энергии и так далее. «Не думаю, что диджитал способен навсегда вытеснить реальные мероприятия и наоборот. Тут необходим баланс, — подводит итог Мора. — А наша главная цель — сделать и то и другое максимально экологичным».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.