© Seana Redmond

Мода

Как виртуальные Недели моды влияют на экологию

Из-за коронавируса показы перешли в онлайн-формат, но это отнюдь не значит, что так они меньше вредят природе 

Ни для кого не секрет, что бесконечная вереница модных показов, которые в доковидные времена частенько проходили в разных отдаленных уголках Земли, пагубно влияла на климат. Если верить отчету компании Ordre, за одними только байерами и дизайнерами числится порядка 241 тысячи тонн выбросов углеводорода в год, и все потому, что они катаются по Неделям моды: из Нью-Йорка в Лондон, из Лондона в Милан, из Милана в Париж и так по кругу. Цифра превышает годовой показатель какого-нибудь небольшого государства, скажем, Сент-Китс и Невис. И это без учета моделей, прессы и тружеников закулисья, без которых Недели моды попросту невозможны. 

Из-за пандемии мы вдруг оказались в новом мире исключительно диджитальных шоу — началось все с лондонского смотра в июне, продолжилось кутюрным в этом месяце, и то ли еще будет. Миланская и парижская Недели мужской моды тоже переместились в онлайн, стокгольмская уже планирует серию виртуальных событий на конец августа. Переход в цифру наперебой восхваляют экозащитники, некоторые важные деятели моды (например, Дрис Ван Нотен) пишут коллегам открытые письма с просьбами поменьше ездить, пересмотреть подход к показам и адаптировать их к новым реалиям.

Вот только Недели не станут экологичнее лишь потому, что шоу теперь проходят онлайн. «То, что диджитальный формат автоматически делает все осознаннее и безопаснее для природы — досадное заблуждение, — говорит основательница Недели моды в Хельсинки Эвелин Мора. — Суть совсем в другом, важно это понимать».

Все, что происходит сегодня, для нас в новинку. Конкретных данных относительно того, как виртуальные показы влияют на природу, пока нет. Вот почему Мора обратилась в компанию Normative с просьбой оценить углеродный след предстоящего виртуального сезона хельсинкской Недели (она пройдет с 27 июля по 1 августа). «Измерив последствия диджитальных шоу и сравнив их с последствиями физических, мы сможем понять, что именно необходимо изменить», — поясняет она.

Вычисляем углеродный след виртуальной Недели моды

Не стоит забывать, что за онлайн-показами стоит громадная и неочевидная инфраструктура. Сектор информационных и коммуникационных технологий ответственен за два процента общемирового объема парниковых газов — то есть вреда он наносит не меньше, чем авиация. Производство видеоконтента, крупные центры обработки данных и сервисы, в которых эти данные хранятся — все это генерит вредные выбросы. Чем больше брендов осваивает 3D- и VR-технологии, тем опаснее диджитал-сфера становится для природы.

«Главное, что меня поразило, — масштабы производственной деятельности за фасадом виртуальной Недели моды, — делится Мортен Розен, руководитель департамента партнерства и сотрудничества Normative. — Мы поговорили с 45 организаторами, занятыми в проекте, а также опросили дизайнеров и диджитал-подрядчиков. В процессе задействовано огромное количество компьютеров, которые обслуживают немаленькие логистические расчеты». Еще один важный фактор — число онлайн-участников и гостей. «Мы с нетерпением ждем момента, когда сможем оценить пропускную способность мероприятий: сколько мегабит данных было использовано сколькими пользователями», — поясняет Розен.

Финальные результаты подсчетов будут опубликованы только по окончании Недели моды, однако первые наблюдения уже показывают, что виртуальная Неделя моды в Хельсинки обещает быть вреднее реальной, но и «посетить» ее в режиме онлайн сможет куда больше людей. «Подготовить виртуальное событие гораздо сложнее, чем реальное, и воздействие на окружающую среду сильнее, — говорит Розен. — Если рассматривать только углеродный след, цифровая Неделя моды опаснее физической. Однако, принимая во внимание потенциальное число онлайн-гостей, вред, из расчета на них, значительно сокращается».

Не нужно противопоставлять диджитал реальным показам

Вне зависимости от результатов этих сравнительных анализов вряд ли после пандемии мы окончательно перейдем на онлайн-формат. Именитые дизайнеры подчеркивают значимость реальных показов. Креативный директор Chloé Наташа Рамсей-Леви еще в апреле в ходе серии дискуссий Vogue Global Conversations говорила следующее: «Показы — особенные мероприятия, призванные вдохновлять. В их основе лежит человеческий фактор, и мне хотелось бы это сохранить». 

Точку зрения Наташи разделяют и организаторы Недели моды в Милане. «Виртуальные шоу не смогут полностью заменить реальные. Отдача, полученная от физического показа, не сравнится с отдачей от диджитального, — уверен Карло Капаса, председатель Camera Nazionale della Moda Italiana. — К тому же не нужно забывать об экономической стороне вопроса: реальная Неделя моды — это рабочие места».

Стоит отметить, что диджитал (вместе со всеми своими парниковыми газами) уже давно стал неотъемлемым элементом почти любой Недели моды, онлайн-активности позволяют брендам охватить более широкую аудиторию. CEO Balenciaga Седрик Шарби поделился наглядным фактом: виртуальный показ смотрит порядка 10 миллионов зрителей — против 600 гостей реальной Недели моды в Париже. Некоторые, в том числе и Неделя моды в Копенгагене (она пройдет с 9 по 12 августа), уже активно работают над гибридными реально-виртуальными форматами, которые, вероятно, станут конкурентоспособными по мере постепенного выхода из карантина.

На чем же нам следует сосредоточиться? На сокращении вредных выбросов как в случае с физическими шоу, так и с виртуальными, что бы это ни значило — меньше самих показов и путешествий, переход на возобновляемые источники энергии и так далее. «Не думаю, что диджитал способен навсегда вытеснить реальные мероприятия и наоборот. Тут необходим баланс, — подводит итог Мора. — А наша главная цель — сделать и то и другое максимально экологичным».