© Кристиан Диор

Мода

Кто есть кто: Кристиан Диор

Как мальчик из Гранвиля стал одним из самых известных дизайнеров

Кристиан Диор — кутюрье и основатель именного модного Дома, родился 21 января 1905 года в Гранвиле (Нормандия). На тот момент он был уже вторым ребенком Александра Луи Мориса Диора и Мари-Мадлен Жюльетты Мартен. Новорожденный сильно отличался от своего крепкого старшего брата Реймонда. Позже рождаются две сестры, Жаклин и Катрин, и брат Бернар. И все они непохожи по характеру на Кристиана.

Детство 

Через некоторое время семейство Диор переезжает на виллу «Румбы». В доме на берегу моря у матери просыпается любовь к садоводству: она даже отстраивает роскошный зимний сад. Кристиан Диор подхватывает этот интерес к цветам. По каталогам фирмы «Вильморен — Андрие» он заучивает все названия и описания растений. И пока у остальных детей семейства проходит озорное детство, Кристиан внимательно следит за матерью в саду. В 1911 году снова переезд. Теперь семья Диор отправляется в Париж и селится в квартале Ла-Мюэт. 

Кристиан очень недоволен этим — он чувствует себя вырванным из его зеленого спокойного мирка. Но вскоре ему удается смириться с обстановкой. Через год отец и дядя Кристиана, Морис и Люсьен Диоры, основывают торговую марку Dior Fils & Cie («Диор сыновья & Ко»). И это приносит им абсолютный финансовый успех. Изначальный капитал предприятия составляет почти четыре миллиона, а к 1923 году он увеличивается еще в несколько раз. Так, детство Кристиана Диора выпадает на золотые годы семьи.

Но Кристиана Диора ни капли не интересует дело отца: резко пахнущие заводы вызывают у него отвращение. Здесь он и решает для себя, что никогда не свяжет свою жизнь с машинами и конторами. Поэтому образцом для него во всем становится мать. Он впитывает в себя ее лучшие качества: спокойствие, уверенность и любовь к эстетике.

Творчество

Особенное место в становлении Кристиана как личности занимает бабушка по материнской линии, мадам Жюльетта Мартен. Она сразу замечает, что этот внук отличается от остальных. Она видит, как Кристиан с нетерпением ждет каждого карнавала и в какой восторг приводят его наряды приглашенных, гром оркестров и цветочные произведения искусства. Но больше всего будущего кутюрье увлекает самостоятельное изготовление костюмов. Он не только придумывает новые наряды, но и может изображать их на бумаге. Конечно, все видят это. Братья и сестры советуются с ним по поводу собственных костюмов, абсолютно доверяя его вкусу.

Кристиан полностью погружается в костюмирование. Он обращается за помощью к бабушке, которая соглашается претворить в жизнь задумки юного творца: сшить несколько нарядов по его эскизам. Так, на четвертом этаже дома открывается ателье. Все, созданное там, обязательно оценивается Жюльеттой, которая внимательно следила за творчеством любимого внука. Интересно, что Кристиан поступил в Свободную школу политических наук, но далее его дипломатическая деятельность, конечно же, не продолжилась. Ведь его тянуло к другому.

Кристиан Диор со своей собакой

© Keystone-France

Карьера

В 1928 году Кристиан открывает собственную художественную галерею вместе со своим другом Жаном Бенжаком. Там выставляются работы Андре Дерена, Анри Матисса, Пабло Пикассо. Но далее все идет не гладко. От рака умирает мать Кристиана, а предприятие отца приходит в упадок. Содержать галерею больше не на что.

Но кто сказал, что за кризисом не может последовать успех? Когда падение рынка ценных бумаг в 1929 году привело к разорению художественной галереи Кристиана Диора, бывший студент-политолог нашел новый способ зарабатывать себе на хлеб. Он начал продавать эскизы в парижские Дома мод и иллюстрировать страницы журнала Le Figaro. В результате его талант был замечен Марселем Буссаком, текстильным магнатом, который профинансировал собственный Дом моды Кристиана Диора, купив здание на улице Монтень и оказав помощь в создании мастерской в 1946 году. 

Christian Dior, 1947

© Pat English

Первая коллекция Christian Dior прогремела в 1947-м. Она возвращала к излишествам Прекрасной эпохи и сметала воспоминания о послевоенной экономии ткани. Диор создал образ «идеальной женщины», элегантной и загадочной: в почете отныне пышные юбки и осиные талии. Он вернул дамам желание нравиться, научил привлекать внимание к своей красоте. Критики ругали его за расточительное использование материалов. Однако недовольства не помешали расширению модной империи. В 1948 году бутик Дома появляется в Нью-Йорке, а годом позже Кристиан Диор лицензирует под своим именем аксессуары, меха и сумки. Примечательно, что на протяжении всей карьеры в модном Доме сам Диор был только наемным сотрудником — его бренд де-юре принадлежал инвестору Марселю Буссаку.

Кристиан Диор, 1955 год

© Hulton Archive

Dior после Кристиана

В течение следующего десятилетия Диор оставался оракулом, диктующим новые направления и заключающим дальновидные сделки. В 1957 году он в очередной раз потряс мир — своим внезапным уходом из жизни. Он умер от сердечного приступа в возрасте 52 лет. Тем временем 21-летний ассистент Диора остался, чтобы «спасти мир моды», как ерничали журналисты. Это был Ив Сен-Лоран. Он стал самым молодым кутюрье в истории моды. Кстати, на работу к Диору он попал неслучайно. Еще во время обучения в школе моды École de la Chambre Syndicale de la Couture Parisienne он познакомился с главным редактором французского Vogue — Мишелем де Брюнофф. Ив постоянно отсылал журналисту свои скетчи — и тот посоветовал Кристиану нанять его. Вначале Ив помогал делать витрины в бутиках, но учился очень быстро и стал получать больше ответственных задач. Первый показ под именем Christian Dior Иву нужно было подготовить за пару месяцев. Говорят, шесть сотен скетчей он нарисовал всего за 15 дней. Шоу прошло 30 января 1958 года. Критики отреагировали положительно и прозвали Сен-Лорана «маленьким принцем моды».

Ив Сен-Лоран, 1958

© PA Images

Когда Ива Сен-Лорана призвали в армию в 1960 году, на его место был назначен Марк Боан. До этого трудился в Jean Patou, а с 1958-го он два года работал над лондонской коллекцией Christian Dior. Возглавляя модный Дом почти три десятилетия (до 1989 года), французский дизайнер представил так называемый Slim Look — более гибкую и мягкую адаптацию канонического силуэта Dior. Благодаря этому в круг знаменитых клиентов Дома вошли принцесса Монако Грейс, Софи Лорен и Марлен Дитрих. Он же в 1970 году впервые ввел мужскую линию — изначально она называлась Dior Monsieur (о ней читайте ниже). К сожалению, со временем интерес публики к видению Боана стал угасать, и владелец Christian Dior Бернар Арно (он приобрел бренд в 1985 году) принял решение сменить креативного директора.

Марк Боан

Преемником Боана стал итальянец Джанфранко Ферре — первый иностранный дизайнер, приглашенный работать в Christian Dior. Ферре вернул эстетику основателя Дома Кристиана Диора, сделав ставку на приталенный силуэт, утонченный декор и французский шик. Неудивительно, что его первая коллекция была принята публикой на ура. Позже за любовь к архитектурности Джанфранко прозвали «Фрэнк Ллойд Райт мира моды» (Фрэнк Ллойд Райт — известный американский архитектор и дизайнер интерьеров). Триумф Ферре длился относительно недолго — он покинул бренд в 1996 году.

Джанфранко Ферре

Пост креативного директора занял экстравагантный бунтарь Джон Гальяно. Именно с его легкой руки в стилистические коды Christian Dior вписались авангард, замысловатый декор и подчеркнутая театральность. Гальяно правил пять лет, пока однажды не позволил себе публично явные антисемитские высказывания — за это руководство было вынуждено с ним попрощаться.

После Гальяно творческим процессом временно руководил его помощник Билл Гейтен, пока в 2012-м на модную сцену не вышел бельгиец Раф Симонс. Адепт минимализма, Симонс по-своему прочитал архивы бренда: он убрал все лишнее и подчеркнул суть — форму, ту самую женственную геометрию, которая когда-то разбила сердце всем модникам. Дизайнер переосмыслил жакет «Бар» — он появлялся на подиуме и в виде смокинга, и в виде платья. Также Раф добавил инновационные материалы (вспомним знаменитые латексные ботфорты), сделал ставку на футуристичные принты вкупе с фирменными цветочными метафорами Christian Dior. Кто-то его осуждал, кто-то им восхищался, но можно сказать точно: три года его работы в Christian Dior вошли в историю Дома как одни из самых ярких и неожиданных. Показ коллекции весна-лето 2016 в Лувре был для него прощальным.

Раф Симонс

В июле 2016 года у руля встала итальянка Мария Грация Кьюри — первая женщина на посту креативного директора Dior. С приходом Кьюри наступает новая глава в истории Дома. В своих творениях дизайнер затрагивает актуальные социокультурные изменения. Вспомним дебютную коллекцию весна-лето 2017, когда на подиуме появились футболки с кричащими надписями We Should All Be Feminists и Dio(R)evolution. «Женщина Dior может быть сильной, не теряя женственности», — говорит дизайнер. Ее героиня и смелая, и нежная: она носит пышные юбки, но уже из прозрачного тюля, не стесняется просвечивающего топа-бюстье и надевает кожаный корсет поверх футболки. В весенне-летней коллекции 2019 она и вовсе превращается в свободолюбивую танцовщицу — вдохновением стала Айседора Дункан. Феминизм по-прежнему остается излюбленной темой Кьюри.

Мария Грация Кьюри

Параллельно с женской линией при модном Доме существует и мужская. Попытки ввести производство мужской одежды предпринимал еще сам Кристиан Диор — в 1954 году он получил лицензию на изготовление вещей для мужчин под именем бренда. Название это направление получило только при Марке Боане в 1970-м — Dior Monsieur. Тем не менее самым популярным мужским товаром у Christian Dior до нулевых оставался аромат Savage, который вышел еще в 1966-м. Все поменялось при Эди Слимане — его назначили креативным директором линии в 2000-м. Он вносит корректировки не только в коллекцию, но и в название. Теперь мужская линия — это Dior Homme. Модный критик Люк Лейтч пишет на Vogue.com, что Эди оказался в правильном месте и в правильное время. Он ввел в моду тонкий силуэт — вещи были практически в обтяжку, что непривычно для трендов того времени. Позже, в 2007-м, во главе бренда оказался его бывший ассистент — Крис ван Аш. Он помогал Слиману еще с 1998-го — сначала в Saint Laurent, затем в Dior Homme. Язык Криса был во многом похож на слимановский — силуэты, фактуры. Но это не значит, что Крис не внес никакого вклада: при нем у Dior Homme появились кроссовки и спортивная линия. В марте 2018-го Криса сменил Ким Джонс. Он превращает каждый показ в настоящее шоу — то ставит посреди подиума в Токио огромных роботов, то создает цветочные фигуры с художником Kaws. Но сильная его сторона не только в качестве мероприятий — его одежду интересно рассматривать. Ким постоянно удивляет — цветами, фактурами, сочетаниями. Журналист и куратор Хэмиш Боулз нарекает его одним из тех современных дизайнеров, которые чувствуют моду момента. И мы с ним согласны.

Dior Men весна-лето 2021

Косметика и парфюмерия Christian Dior. История косметической линии Christian Dior началась с аромата Miss Dior. Он был выпущен в 1947 году — тот редкий случай, когда дизайнер создает бьюти-линию под своим именем одновременно с одеждой. К слову, под этим же названием с 1967 года продавалась более бюджетная линия Dior — она была рассчитана на юных покупательниц. В 1953 году в продажу поступает первая помада Dior — Rouge Dior. В 1966-м в копилку бестселлеров добавляется мужской аромат Savage — он, как и Miss Dior, до сих пор в продаже. В 1999-м выходит J’adore — еще одна известная композиция, которая и сейчас пользуется популярностью.

Christian Dior в Vogue

Christian Dior в Vogue

К началу нулевых в косметической линии Dior есть все, что нужно для макияжа — тушь, бронзер, тени всех цветов радуги, тональные средства. Как их использовать и какие образы с их помощью создавать, показывает визажист Пэт Макграт. В 2014-м ее сменит Питер Филипс — он станет креативным директором по макияжу. В 2018-м Филипс запустит обновленную линию средств — Dior Backstage. В ассортименте гораздо более широкий выбор оттенков тона — их 40, вместо привычных 15. Еще коллекцию полюбят за мультифункциональные палетки для глаз, бровей, губ и лица.

Знаковые вещи Christian Dior

1. Жакет «Бар»
2. Пышная юбка
3. Силуэт New Look
4. Юбка-карандаш

Жакет «Бар»

Пышная юбка

© Keystone-France

Силуэт New Look

© Keystone

Юбка-карандаш

Книги о Кристиане Диоре

1. Christian Dior: designer of dreams. Ориол Каллен и Конни Кэрол Беркс 
2. Moments de joie. Muriel Teodori
3. Dior/Lindbergh. Peter Lindbergh, Martin Harrison
4. Dior Images: Paolo Roversi. Кэти Сомервилл, Лидия Камицис
5. Stars en Dior. Серж Тубиана, Флоренс Мюллер, Жером Гановер
6. Christian Dior Couturier du rêve. Коллективное издание
7. Dior: New looks. Jérôme Gautier 
8. Dior Défilés. Аделия Сабатини 
9. Dior par Gianfranco Ferré 1989-1996. Александр Фьюри
10. Dior et ses décorateurs. Maureen Footer
11. Dior by Christian Dior. Assouline
12. Dior. Alexandra Palmer
13. Dior by Marc Bohan. Assouline
14. «Кристиан Диор: Я — кутюрье». Кристиан Диор 
15. «Диор о Dior». Кристиан Диор
16. «Dior. Словарь моды. Учитесь одеваться: пособие для женщин». Кристиан Диор
17. Christian Dior: Man of the Century

Фильмы о Кристиане Диоре


1. «Мсье Диор» (1994)
2. «Кристиан Диор. Человек-легенда» (2005)
3. «Диор и я» (2014)
4. Christian Dior, la France (2017)
5. Inside Dior (2017)

Читайте также

Мода

Модные советы Кристиана Диора