© John Downing

Мода

Кто есть кто: Ив Сен-Лоран

Биография дизайнера

Великий кутюрье родился в 1936 году в обеспеченной аристократической семье в Оране, Алжир. Ив не был обделен любовью. Мать всячески поощряла в сыне склонность к рисованию и дизайну. Ив учился в строгой католической школе, где ему приходилось непросто. Он был скромным, застенчивым мальчишкой, постоянно летающим в облаках.

Юность

«Начиная со средней школы, я начал вести двойную жизнь. С одной стороны дома была радость и мир, о котором я мечтал в своих рисунках, декорациях, костюмах и театре; с другой стороны была католическая школа. Мои одноклассники смеялись надо мной, терроризировали и избивали». Но Ив много рисует и продолжает фантазировать. Позже он оканчивает школу, и его семья переезжает в Париж. В 16 лет Ив впервые принимает участие в конкурсе International Wool Secretariat и занимает третье место. А вот уже через год, в этом же конкурсе, он получает приз за лучшее вечернее платье, деля первенство с 21-летним Карлом Лагерфельдом, который также занимает первое место — за лучший дизайн пальто. На Ива обращает внимание Мишель де Брюнофф, главный редактор французского Vogue. Он был поражен работами: «Я никогда в жизни не встречал никого более одаренного». В результате журнал публикует несколько эскизов, что становится лучшей рекомендацией для начинающего модельера.

Рисунок, Ив Сен-Лоран

Эскиз, Ив Сен-Лоран

Ив Сен-Лоран на примерке

Карьера 

Мишель же познакомил Сен-Лорана с великим кутюрье Кристианом Диором. В 1955 году Сен-Лоран становится его ассистентом. В первое время Ив занимался украшением студии или созданием аксессуаров. Но в конце концов ему все-таки разрешили представить несколько эскизов для кутюрной коллекции. Диор был ими доволен, и с каждым сезоном принималось все больше работ Ива. Кристиан Диор позже признался: «Ив Сен-Лоран молод, но у него безмерный талант. В моей последней коллекции я считаю его создателем 34 из 180 дизайнов. Думаю, пора раскрыть это прессе. Моя репутация от этого не пострадает». Через два года Диор скоропостижно скончался. Инвесторы принимают смелое решение, предложив Сен-Лорану стать преемником прославленного мастера. Тогда у Ива оставалось всего несколько месяцев на подготовку новой коллекции весна-лето 1958. Он улетел домой в Оран и за 15 дней сделал около 600 рисунков.

В 1958-ом первая коллекция Сен-Лорана «Трапеции» принимается с восторгом. В преддверии показа все полагали, что новый глава унаследует манеру своего предшественника, создавшего женственные коллекции с пышными приталенными силуэтами New Look. Но короткие трапециевидные платья, которые представил публике Ив Сен-Лоран, оказались совершенно иным направлением в моде. До сих пор коллекции Dior отличались плавными, округлыми очертаниями и адресовались женщинам с уже сформировавшейся, зрелой красотой. Дефиле же Сен-Лорана, напротив, предназначалось для более молодых девушек.

Ив Сен-Лоран за работой, 1958

Платья из коллекции «Трапеции», 1958

© Chicago History Museum

В 1960 году Сен-Лоран создает новую коллекцию Beatnik. На подиуме — укороченные мотоциклетные куртки и костюмы в сочетании с водолазками. Идеи молодого кутюрье кажутся инвесторам Дома чересчур авангардными и, воспользовавшись призывом Сен-Лорана в армию, они проводят реорганизацию и приглашают на пост руководителя другого талантливого дизайнера — Марка Боана. Справиться с нервным срывом, усугубленным армейской службой, и поправить свои дела Сен-Лорану помогает его друг и деловой партнер Пьер Берже. Против инвесторов подан судебный иск за преждевременное расторжение контракта. 

В 1962 году на деньги, полученные в качестве компенсации, Сен-Лоран и Берже открывают собственный модный Дом Yves Saint Laurent, логотипом которого стали три золоченые буквы YSL. Первая же коллекция, показанная в том году, создает Сен-Лорану репутацию анархиста от моды. Дизайнер выводит на подиум модель в двубортном костюме, который до тех пор считался привилегией мужского образа. Он же первым представляет женщину в укороченном пальто-тренче и в прозрачных блузках. 1966 год — Сен-Лоран изобретает женский смокинг, показ которого производит фурор в мире моды и при жизни делает маэстро легендой.

Логотип YSL

Катрин Денев в Yves Saint Laurent, 1966

В разгар вьетнамской войны (1968) Сен-Лоран создает коллекцию в камуфляжной стилистике. Эксперты назвали ее сенсацией. Практически каждое дефиле кутюрье отличал эпатаж, отмеченный его нестандартным видением моды. Сен-Лоран черпал вдохновение в работах Пикассо, Ван Гога, Уорхолла. В 1971 году Ив становится моделью для рекламы мужского парфюма Yves Saint Laurent pour Homme, в которой позирует полностью обнаженным. В 1993 году Сен-Лоран продает свой Дом фармацевтическому гиганту Sanofi, оставаясь у руля. В результате биржевого кризиса Ив Сен-Лоран теряет многих инвесторов и решает прекратить выпуск коллекций ready-to-wear, занимаясь лишь высокой модой. Коллекции haute couture он создавал вплоть до 2002 года. В 1999-ом модный Дом Yves Saint Laurent продан Pinault-Printemps-Redoute (ныне Kering). Сен-Лоран разрабатывал кутюрную коллекцию, а за косметику и линию ready-to-wear поручили Тому Форду и Доменико де Соле.

Ив Сен-Лоран на показе, 1998

© William STEVENS

В 2002-ом Ив Сен-Лоран объявляет о завершении карьеры. Его прощальным показом стало ретроспективное дефиле в Центре Помпиду. Заключительным аккордом показа было выступление давней музы кутюрье — Катрин Денев, во время которого многие не сдерживают слез. В 2004 году креативным директором YSL становится Стефано Пилати. В отличие от покинувшего высокий пост Тома Форда, между ним и кутюрье быстро складываются хорошие отношения. Пилати не пытается копировать то, что делал маэстро, но сохраняет приверженность культуре Yves Saint Laurent, провозгласившей роскошь неотъемлемой частью жизни. В его коллекциях в первую очередь делается акцент на элегантность и чувственность, без какого-либо намека на кричащую сексуальность, которой восхищался Форд.

Катрин Денев на показе YSL, 2002

© Pool SIMON/STEVENS

Свои последние дни Ив Сен-Лоран доживал в уединении на вилле Мажорель в Марракеше. Его здоровье, подорванное в прежние годы ухудшалось, и в 2008 году мастер был вынужден вернуться в Париж, чтобы пройти лечение в одной из клиник. 1 июня он скончался, не дожив до 72 лет. Его прах, согласно завещанию, был развеян над садом виллы Мажорель, который он очень любил.

Ив Сен-Лоран на площади Джамаа-эль-Фна в Марракеше

В 2012 пост креативного директора YSL занял Эди Слиман. После его назначения было много споров. Он решил переименовать бренд в Saint Laurent. Но логотип YSL был сохранен для аксессуаров и косметики. Еще одно потрясение для бренда — переезд дизайн-студии в Калифорнию. Кроме того, отныне на подиуме главенствовали гранж и рок-н-ролл, а девушка в стиле Saint Laurent стала настоящей мечтой байкера: энергичной, дерзкой и в то же время романтичной рок-звездой. В 2015 году Слиман вызвался возродить кутюрную коллекцию бренда. Но, увы, через год он покинул модный Дом. 

Слимана заменил Энтони Ваккарелло — поклонник мини, асимметрии и сексуальности. Ради сотрудничества с легендарным Домом он приостанавливает работу над собственным брендом и полностью сосредотачивается на наследии Saint Laurent. Ваккарелло воскрешает знаковые модели марки в свойственной ему провокационной манере, поет оды 1980-м и рисует образ самодостаточной, уверенной в себе соблазнительницы. «Я знал — что бы я ни выпустил, кто-то будет это обожать, а кто-то — возненавидит. То же самое происходило и с Эди, и со Стефано. К этому я готов, мне даже нравится», — рассказывает дизайнер.

Знаковые вещи Ива Сен-Лорана

Женский смокинг

© Hulton Deutsch

Платье сафари

Кейп

Прозрачная блуза

Высокие сапоги

Книги

1. «Ив Сен-Лоран. Марокканская страсть», Пьер Берже
2. «Yves Saint Laurent’s Studio — Mirror and Secrets», Жеромина Савиньон
3. «Dior by Yves Saint Laurent 1958-1960», Оливье Сайлер
4. «Мой Ив Сен-Лоран», Катя Перцова
5. «Ив Сен-Лоран. Биография великого кутюрье», Лорес Бенаим

Фильмы

1. «Ив Сен-Лоран. все ужасно», 1994
2. «Ив Сен-Лоран», 2013
3. «Сен-Лоран. Стиль — это я», 2014
4. «Ив Сен-Лоран. Гимн женщине», 2011
5. «Ив Сен-Лоран. Сумасшедшая любовь», 2010