Одри Хепберн

© Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани», 1961

Мода

Одри Хепберн: культовые образы и любимые модные приемы

В преддверии выхода нового документального фильма о легендарной актрисе вспоминаем ее лучшие экранные и реальные наряды

Писать о стиле Одри Хепберн — все равно что упражняться в увиливании от клише. О стати этой женщины, о ее сдержанной элегантности, преданности безупречному крою и крепкой дружбе с Юбером де Живанши уже все сказано и нечего добавить.

Вездесущность — вот истинная сила Одри Хепберн, уж очень основательно ее образ вплетен в канву истории моды. Наряды Одри — экранные и реальные — существуют вне времени, многие из них служат иллюстрацией модных веяний второй половины XX века. Промоснимки, сделанные по случаю премьеры «Завтрака у Тиффани» в 1961 году, украшали стены в спальнях тысяч девочек-подростков. Множество вещей из гардероба Хепберн — включая маленькое черное платье Холли Голайтли и скромную водолазку из «Забавной мордашки» — сегодня признаны культовыми.

Этот стиль всегда принадлежал ей и только ей. Во всяком случае, так говорится в новой документальной ленте под названием «Одри», которая выйдет на экраны 30 ноября. Авторы те же, что и у ленты McQueen (которая, кстати была номинирована на премию BAFTA). Неудивительно, что речь в фильме пойдет об одежде, но не только о ней. Зрителям покажут очень личную сторону жизни Одри, запечатленную на архивных записях и в многочисленных интервью с друзьями, коллегами и родными актрисы.

Одри Хепберн, 1955

© Michael Ochs Archives

Этот фильм — довольно подробный и глубокий портрет актрисы, которая, к слову, родилась в Бельгии, а в годы Второй мировой войны находилась в Нидерландах и переживала трагедию фашистской оккупации там. 14-летняя Хепберн, как и все, страдала от нехватки продовольствия. Актерский талант у нее от природы. Одри быстро это поняла и начала выступать, поднимать боевой дух населения и попутно собирать деньги для голландского сопротивления. Она танцевала на секретных мероприятиях, куда можно было попасть только по билетам, все вырученные от продажи последних средства шли на нужды воевавших с нацистами партизан. 

А дальше последовала звездная карьера: Одри перебралась в Голливуд и очаровала миллионы зрителей. Свою частную жизнь она старалась скрывать, прожила ее в вечном поиске любви и стабильности. Ее взаимоотношения с модой были разными, в основном дружескими — речь о Юбере де Живанши, который был для Хепберн и другом, и творческим партнером, — об этом в фильме вспоминает Клэр Уэйт Келлер, в недавнем прошлом креативный директор Дома Givenchy.

«Мода ворвалась в мою жизнь вместе с первым кутюрным платьем Юбера, — призналась однажды актриса. — Платьем невероятной красоты». Надо сказать, что дружба Живанши и Хепберн не была дружбой с первого взгляда — в день их первой встречи кутюрье ожидал увидеть не Одри, а Кэтрин Хепберн. Настоящая дружба началась чуть позже. На съемках фильма «Сабрина» (1954) в гардеробе героини Одри оказалось сразу несколько нарядов Givenchy. Так родился их тандем, и актриса стала живым воплощением изысканного стиля Givenchy. 

Предлагаем вспомнить лучшие образы и любимые модные трюки Одри Хепберн за все четыре десятилетия ее головокружительной карьеры.

Балетки

Ни один фасон обуви не вызывает столько ассоциаций с Одри, как балетки. Выбор довольно очевидный, учитывая балетное прошлое актрисы — она не раз говорила, что карьера балерины была ее первой мечтой. Коллекция личных вещей и предметов гардероба Хепберн, выставленная на аукционе Christie’s в 2017 году, включала множество кожаных балеток: небесно-голубых, изумрудных, канареечных. Актриса носила эти туфельки со всем подряд.

Одри Хепберн, 1950-е

© Bettmann

Ободок

В последние годы ободки переживают настоящий ренессанс, еще бы, подиум служит отличной рекламой — спасибо Prada, Fendi, Simone Rocha и другим. В арсенале Хепберн было немало драгоценных тиар, но простые экземпляры она тоже любила: могла надеть узкий ободок с изящным бантом или повязать на голову отрез белой ткани, чтобы волосы не лезли в глаза во время занятий у станка.

Одри Хепберн со своим олененком по имени Пиппин, 1958

© Bettmann

Серьги-люстры

Золотые кольца, пусеты с жемчугом или бриллиантами — Хепберн всегда знала толк в хороших серьгах. Крупные серьги-люстры она тоже носила, и довольно часто. Каскад сверкающих камней на мочке уха — лучшее дополнение к вечернему платью и широкой голливудской улыбке.

Одри Хепберн на вручении премии «Оскар», 1986

© Maureen Donaldson

Объемная белая рубашка

Одри носила приталенные блузки — частенько подвязывала их, как в «Сабрине», — но объемные белые мужские рубашки тоже любила. Особенно в сочетании с обнаженными коленками и драгоценностями (или же, как в «Завтраке у Тиффани», с украшенной металлическими ресничками маской для сна цвета лазури).

Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани», 1961

© Bettmann

Пояс на талии

В «Римских каникулах» (1953) — этот фильм сделал нашу героиню звездой — Одри сыграла принцессу, сбежавшую от своих монарших обязанностей в Рим. Юная Хепберн на экране буквально светится, на ней простая, но элегантная блузка и расклешенная юбка, перетянутая на талии поясом. Этот образ сделали детали: небрежно закатанные рукава, игривый шейный платок в полоску, мороженое в руке — на фоне извилистых переулков итальянской столицы.

Одри Хепберн и Грегори Пек в «Римских каникулах», 1953

© Archive Photos

Белое кружевное платье

Короткая стрижка, как у девчонки-сорванца, пышные брови, за которые любой бьюти-блогер душу продаст, — образ Хепберн на церемонии «Оскар» 1954 года (где она получила статуэтку в номинации «Лучшая актриса») разрушил множество стереотипов. Белое кружевное платье Givenchy с ремешком на талии положило начало новой эре в истории красных дорожек, которая продлится не одно десятилетие.

Одри Хепберн на вручении премии «Оскар», 1954

© Bettmann

Брюки в клетку виши

Еще одна ставшая культовой модная находка Хепберн — это брюки в клетку виши. В гардеробе актрисы было много вариаций: монохромные, розовые, цвета скатерти для пикника. Такие брюки она носила с любимыми балетками и лаконичными белыми топами. Впервые этот образ Одри примерила в 1955 году на фотосессии у Нормана Паркинсона — дело было в Италии во время работы над «Войной и миром» (1956) — и с тех пор не раз к нему возвращалась. Интересное наблюдение — комплект из клетчатых брюк и однотонной блузки стал своего рода униформой для съемок с животными, будь то ослик, собака или любимец Хепберн — олененок по прозвищу Пиппин.

Одри Хепберн с мужем Мелом Феррером в Италии, 1955

© Archive Photos

Водолазка

Если бы нам предложили выбрать в киногардеробе Одри наряд для работы из дома, им бы стал комплект из «Забавной мордашки» (1957). Помните сцену, где Джо Стоктон (Хепберн) танцует для парижского интеллектуального подполья — черная водолазка, черные брюки и пара черных лоферов? В этот образ невозможно не влюбится. Актриса двигается ловко, словно кошка, и делает это с таким удовольствием!

Одри Хепберн в «Забавной мордашке», 1957

© Paramount/Kobal/Shutterstock

Черное платье

Сегодня «Завтрак у Тиффани» принято считать ключевым фильмом в карьере Хепберн, но изначально главной претенденткой на роль чудной светской девушки Холли Голайтли была отнюдь не Одри. Автор повести Трумен Капоте хотел заманить на съемки Мэрилин Монро. Однако первые же кадры с Одри (где она в жемчуге, темных очках, черном платье в пол, оперных перчатках и с круассаном в руке медитирует у витрины Tiffany & Co.) его переубедили. Так началась история того самого маленького черного платья, которому не страшны ни годы, ни тренды. 

Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани», 1961

© Keystone Features

Платок на голове

Хепберн любила повязывать на голову платки и в жизни, и в кино. Наматывала их на манер тюрбана, так, что выглядывала лишь ее крошечная челка. Платок можно смело считать ее любимым аксессуаром: он фигурирует и в «Забавной мордашке», и в «Завтраке у Тиффани», и в «Шараде» (1963) вместе с кожаными перчатками и темными очками.

Одри Хепберн в «Шараде», 1963

© Herbert Dorfman

Синие джинсы

«Двое в пути» (1967) — французский фильм-путешествие, сладко-горькая история о 12-летнем браке, в свое время воспетая за честность и свежий нелинейный подход к повествованию. И костюмы там замечательные. Хепберн носит самые видные бренды той поры: Paco Rabanne и Mary Quant. Но это еще не все, повседневный стиль середины 1960-х тут тоже здорово показан — чего стоит комплект из топа томатно-красного цвета, джинсов и кроссовок! 

Одри Хепберн в «Двое в пути», 1967

© Mondadori Portfolio

Короткое конфетно-розовое свадебное платье

В жизни Хепберн было несколько знаковых романов. За своего первого избранника Мела Феррера она вышла в 1954 году, будучи совсем юной, в платье с длинными рукавами, которое оценят преданные поклонники марки Batsheva. Спустя 14 лет они развелись, и в 1969-м Одри вышла за итальянского врача-психиатра Андреа Дотти. На сей раз она отправилась под венец в мини конфетно-розового цвета с высоким воротом, расклешенными у запястья рукавами, напоминавшими цветочные бутоны, и косынкой в тон. Этот образ выглядит свежо и сегодня, напоминает о римском периоде жизни Хепберн — она тогда предпочитала яркие цвета, гигантские очки и аккуратные пальто с поясом. 

Одри Хепберн и Андреа Дотти в день свадьбы, 1969

© Bettmann

Брюки строгого силуэта

Одри Хепберн запомнилась нам как любительница ослепительных платьев и прочих женственных нарядов в духе 1950-х. Однако с костюмными брюками она тоже справлялась блестяще. Ее визит на «Вечернее шоу Джонни Карсона» в 1976 году не даст соврать: тонкий свитер в рубчик поверх рубашки и брюки — квинтэссенция стиля Хепберн.

Одри Хепберн на «Вечернем шоу Джонни Карсона», 1976

© NBC

Бежевый с ног до головы 

С возрастом гардероб Хепберн стал еще более рафинированным: строгие зауженные брюки, накрахмаленные рубашки и аккуратные свитеры — новые предпочтения стали следствием больших перемен в профессиональной и личной жизни актрисы. Завершив в 1989 году съемки в фильме «Всегда», который в итоге стал последним в ее карьере, Одри бросила все силы на помощь голодающим и больным детям в качестве посла ЮНИСЕФ. Этим Хепберн занималась до самой смерти в 1993-м.

Она относилась к работе предельно серьезно, так как именно ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) спас ее от голодной смерти в годы Второй мировой. В перерывах между оказанием неотложной помощи на местах Хепберн выступала с отчетами перед Конгрессом США, а также занималась сбором средств для организации.

Одри Хепберн и Ричард Дрейфусс в «Всегда», 1989

© Sunset Boulevard

Документальный фильм «Одри» доступен для скачивания и на DVD с 30 ноября 2020 года.