Мода

Марин Серр, Симон Роша и генеральный директор 3.1 Phillip Lim Вэнь Чжоу о новых возможностях и творчестве в период кризиса

Новый выпуск второй конференции Vogue Global Conversations

«Как мы можем оставаться креативными вне офиса, если наша работа так тесно связана с тактильными ощущениями?» — очередная конференция Vogue Global Conversations началась именно с этого вопроса Вэнь Чжоу, генерального директора 3.1 Phillip Lim. Ответов нашлось немало. Помимо Чжоу в разговоре, модератором которого стала главный редактор Vogue Тайвань Лесли Сан, приняли участие дизайнеры Марин Серр и Симон Роша. Спектр тем оказался широким: начиная с проблем, связанных с созданием коллекций в домашних условиях без доступа к тканям, оборудованию и команде, и заканчивая необходимостью работать в стрессовой обстановке.

Многие дизайнеры говорят о том, что нужно сохранять позитивный настрой, однако Марин Серр придерживается несколько иной точки зрения: «Мне важно оставаться реалистом, быть честной и открытой миру вокруг. Я часто сравниваю себя с губкой, потому что все чувствую и наблюдаю за происходящим — для нас, дизайнеров, работа заключается именно в этом. Мы должны творить для мира, в котором живем».

«Пандемия заставила нас взять паузу, притормозить, но вместе с тем она породила новый всплеск креативности, — добавляет Роша. —  Этот период стимулировал многих задуматься о том, как делать привычные вещи по-новому».

Как максимально эффективно использовать возможности удаленной работы

Серр соглашается со своей коллегой: «На самом деле сейчас существует довольно много возможностей для творчества. Нам пришлось научиться новым способам коммуникации без физического присутствия, когда ты не можешь делать примерки, работать с тканями, спорить с командой или обниматься. Но мне кажется, этот момент нужен для того, чтобы мы стали ближе друг другу: да, вы не можете прикоснуться к человеку, но можете поддержать его словами. И это прекрасно, — говорит дизайнер. — Мы смогли сблизиться друг с другом, заглянуть внутрь себя и понять, в каком направлении нам действительно хочется двигаться, кто мы есть на самом деле и чем занимаемся… Конечно, иногда становится очень тяжело, но индустрия моды развивается настолько быстро, что для нас это просто шанс слегка замедлиться».

Чжоу говорит, что с командой 3.1 Phillip Lim они уже начали обсуждать возможности совмещения работы в офисе и на удаленке, чтобы сделать график сотрудников более гибким. «Мы давно хотели найти баланс между креативностью, работой вне офиса и взаимодействием с людьми по всему миру, продолжая при этом создавать значимый продукт. Из-за пандемии нам пришлось ускорить этот процесс. Я нахожусь в Нью-Йорке, а наша творческая команда — в Тайване, Колорадо, Шанхае… Мы учимся работать из разных точек планеты. Но могу сказать, что мы все очень соскучились друг по другу, хотим поскорее вернуться в офис и обняться».

Разговоры об устойчивом развитии — это, конечно, хорошо, но нужно приступать к активным действиям

Все три бренда — Marine Serre, Simone Rocha и 3.1 Phillip Lim — давно следуют принципам устойчивого развития, но каждый делает это по-своему. Серр известна своей работой с апсайклингом, Роша вкладывает в коллекции много ручного труда, а Лим предпочитает использовать органические и переработанные материалы, которые наносят минимальный урон окружающей среде. И всех их объединяет стремление создавать вещи, которые будут служить долго и не станут однодневками. Пандемия COVID-19 обнажила множество аспектов, которые индустрии моды следовало решить уже давно — например, перепроизводство и чрезмерное количество отходов. Другими словами, в мире слишком много одежды, и далеко не вся она создается с заботой и вниманием. «Многие говорят о том, что после пандемии нам стоит замедлить темпы и производить меньше вещей, с чем я абсолютно согласна, — говорит Роша. — Мне кажется, люди перестанут в прежних масштабах потреблять то, что слишком быстро приходит в негодность, — я имею в виду не только одежду, но и идеи. Надеюсь, людям захочется чувствовать связь с коллекциями и вещами, которые будут служить долго».

Серр добавляет, что разговоры об устойчивом развитии в моде — это здорово, однако «не хватает реальных действий. Возможно, после пандемии их станет больше».

Сейчас важно делиться своими идеями с миром, особенно если вы молодой дизайнер

Пандемия стала настоящим испытанием для молодых дизайнеров, которые привыкли показывать свои вещи редакторам, байерам и клиентам вживую, тем самым наращивая обороты бизнеса. Роша советует совмещать физический опыт с диджитал-возможностями: «На месте начинающих дизайнеров я, несомненно, сфотографировала бы или сняла на видео свою новую коллекцию, чтобы показать ее нужным людям, но также я отправила бы сами вещи почтой магазинам и журналам, которые мне нравятся. Очень важно, как ваши работы выглядят вживую: ткани, ручная отделка, швы — зачастую все это невозможно рассмотреть на картинке».

Чтобы заявить о себе, молодым дизайнерам стоит использовать любые диджитал-платформы: YouTube, инстаграм и так далее. «Сейчас это наш единственный способ коммуникации, и если вам есть что сказать — не молчите, — говорит Роша. — Не нужно стесняться. Ни у кого нет четкого ответа на вопрос, как создавать моду в нынешних условиях, и, мне кажется, важно оставаться честным и делиться своими идеями онлайн. Когда я вижу, что люди лайкают мое видео или пост с одним из моих платьев, на душе становится тепло, потому что я чувствую, что наше комьюнити способно обсуждать и менять ход вещей. И вместе строить лучшее будущее для всех нас».

Чжоу в свою очередь поделилась бизнес-советом, который пригодится как начинающим, так и состоявшимся дизайнерам. «Никто из нас не имел дело с чем-то подобным, — говорит она. — Помня об этом, я, как предприниматель, смогла довериться своим инстинктам и интуиции и сделать то, что, на мой взгляд, принесет пользу нашей компании и команде. Мне кажется, это важно — можно слушать чужие советы, но только вы знаете, какие решения будут правильными для вашего бизнеса».

Индустрия должна измениться 

За последние восемь недель у дизайнеров, байеров и редакторов появилась беспрецедентная возможность замедлиться, взять паузу и принять решения, которые в корне изменят всю модную индустрию. После того как круизные, мужские и кутюрные показы были отменены или отложены, многие задумались, сколько сезонов и Недель моды нам на самом деле нужно. Из-за временного закрытия магазинов возник вопрос, какой объем товаров действительно необходим и как оптимизировать сезонные поставки. А главное, стало очевидно — существующая модель вредна не только для окружающей среды, но и для самих дизайнеров и их брендов.

«Многие говорят о том, что можно совместить межсезонные коллекции с основными или мужские с женскими, — делится своими мыслями Роша. — Это сократит расходы на путешествия и организацию показов, и, мне кажется, если вы выпускаете слишком много коллекций, ваше дизайнерское видение размывается. Один из практичных способов решения проблемы — пересмотреть сроки поставок вещей в магазины, потому что иначе у покупателей складывается неверное представление о том, когда они хотят получить вещи и как долго готовы ждать, они начинают ориентироваться на распродажи, а не на сезоны. Нет никакого смысла в ноябре продавать пальто со скидкой. Думаю, если принять эти нюансы во внимание и если дизайнеры, владельцы магазинов и ретейлеры смогут договориться, это поможет замедлить темп и дать больше простора для творчества».

«Согласна с тобой, Симон, — добавила Серр. — Я выпускаю всего по две коллекции в год, и этого хватает, чтобы всегда оставаться актуальной, не повторять собственные идеи, заниматься апсайклингом и ресайклингом и вдумчиво подходить к производству. Мы говорим о показах и креативности, но не стоит забывать о том, что происходит в промежутках между шоу, когда коллекция поступает в продажу. Создание каждой вещи требует много энергозатрат, если вы хотите делать это с любовью и на хорошей фабрике. Я рада, что сегодня у меня есть возможность поделиться всем этим, потому что раньше не было такой платформы. Здорово видеть, что люди действительно хотят что-то изменить».

В заключение Чжоу призвала всех дизайнеров, покупателей и игроков индустрии обратить внимание на цепочку поставок, а заодно пересмотреть категории, по которым мы привыкли измерять успех брендов. «Спросите себя, кто эти люди, которые создают вашу одежду? Кто выносит эти темы на обсуждение, чтобы вы могли покупать более качественный продукт? Можем ли мы отказаться от модели «фастфэшн» и потреблять меньше? Понять, что главным аргументом должна быть не цена, а то, сколько труда вложено в ту или иную вещь? Если бы у меня была волшебная палочка, я бы сделала так, чтобы наша индустрия стала лучше, чтобы мы все работали сообща и не измеряли успех только в деньгах. Нельзя оценивать студента исключительно по заработанным им баллам, нельзя оценивать индустрию лишь по объему прибыли. Человеческие ресурсы и ценность искусства — то, чем все мы можем делиться как создатели и потребители».

Другие материалы по итогам конференций Vogue Global Conversations читайте здесь