© Неделя моды в Париже, Chanel весна-лето 2017

Мода

Как коронавирус изменит мировой модный календарь

От Шанхая до Лагоса — новаторы индустрии из разных уголков земли подыскивают новые способы продвижения своих талантов — «большой четверке» есть чему у них поучиться

В феврале, в финале проходящей в Милане Недели моды, город стал эпицентром первой серьезной вспышки COVID-19 на Западе. Статус пандемии коронавирусу на тот момент еще не присвоили, но осознавать масштабы угрозы для итальянской модной индустрии, совокупная стоимость которой свыше 65 миллиардов евро, многие начали уже тогда — байеров и редакторов (особенно представителей самого прибыльного восточного рынка) на смотр приехало в разы меньше обычного. Некоторые дизайнеры оперативно скорректировали форматы своих шоу в связи с возникшей опасностью. Одни вовсе отозвали коллекции, другие, как, например, Джорджо Армани, провели показ без зрителей, транслируя его в прямом эфире.

Неделя моды в Милане, Max Mara осень-зима 2020

© Jacopo Raule

В последующие недели ситуация только обострялась. Да так драматично, что шоу, запланированные на несколько месяцев вперед, теперь отменены или перенесены на более позднее время. Для пытающихся выжить небольших брендов судьбоносной стала отмена сразу двух парижских Недель моды — мужской и кутюрной, — которые были намечены на июнь и июль соответственно. Миланскую Неделю мужской моды тем временем проведут в сентябре одновременно с женской. Флорентийскую ярмарку Pitti Uomo тоже перенесли на сентябрь. Лондонская Неделя мужской моды пока держится, но, вполне возможно, что и ее в скором времени постигнет участь предшественниц.

Что же дальше?

Самый очевидный выход в данной ситуации — создать единую платформу для дизайнеров, чтобы они могли представлять свои коллекции онлайн. Пресса будет их освещать, ретейлеры удаленно делать закупки. Конечно, есть одна загвоздка — данный формат ранее не использовался, и гарантировать успех никто не может. Уже до кризиса немало работы было проделано, дабы усовершенствовать традиционный формат Недель мод и снизить их пагубное влияние на окружающую среду. Вот только без возможности воочию увидеть и собственными руками пощупать одежду байерам и покупателям все-таки приходится трудно.

Неделя моды в Париже, Alexander McQueen осень-зима 2014

© Victor VIRGILE

За действительно дельными советами относительно того, как сориентироваться в новых реалиях, «большой четверке» следует обратиться отнюдь не к собственному опыту, а к опыту «младших» коллег. Пока Париж, Нью-Йорк, Лондон и Милан упивались пристальным вниманием высшего эшелона байеров и журналистов, менее известные модные столицы, такие как Шанхай и Лагос, давно научились знакомить весь мир со своим модным рынком через интернет. Так что сейчас именно они лидируют в этом вопросе и могут подсказать остальным, какие шаги предпринять ради выживания.

Говоря о шанхайской Неделе моды, которая закончилась в конце марта, тут оптимальное решение лежало на поверхности. Ее организаторы заручились поддержкой китайского E-commerce-гиганта Alibaba — превратили их канал прямых трансляций Tmall в площадку для показов. Многие вещи можно было купить сразу после или даже во время шоу. «Было бы ужасно, если бы вспышка коронавируса помешала всем нашим молодым талантам развиваться и достигать целей, — говорит Элви Шаолей, заместитель генерального секретаря шанхайской Недели моды. — Мы много лет поддерживаем местные творческие дарования и с самого начала понимали, что обязаны принять строгие меры».

Неделя моды в Шанхае, Reclothing Bank весна-лето 2019

© VCG

Определенному пласту брендов такая модель подходит отлично, но все же уловить нюансы искусного мастерства и ручной работы, характерных для ведущих модных Домов, в таком режиме проблематично. Неплохим ответом тут могли бы стать онлайн-презентации в шоурумах, нечто подобное как раз проводили в Шанхае: в них участвовали сами дизайнеры — рассказывали о своих коллекциях целиком и о каждой вещи по отдельности, показывали детали в более удобном для онлайн-аудитории формате. Каков вывод из всего вышесказанного? Чтобы плавно переместится в диджитал-пространство, крупным Неделям моды придется последовать примеру Шанхая и открыться миру технологий.

Отказ от привычных шаблонов

Конечно, для некоторых переход на новый формат, совсем не похожий на конвенциональную модель, станет проблемой. Например, для Pitti Uomo, чей неповторимый уклад — симбиоз торговой ярмарки и подиумных показов, в том числе и приглашенных звездных дизайнеров — требует филигранного равновесия между осязаемой и цифровой сторонами вопроса. «История показывает, что в моде крайне важен личный контакт, — говорит глава Pitti Uomo Раффаэлло Наполеоне. — Разумеется, диджитал-формат дает нам дополнительные возможности, но я не думаю, что модный показ и ярмарка в привычном понимании исчезнут навсегда. Самые разумные перемены — те, что подразумевают под собой ряд возможностей».

Неделя моды в Париже, Chanel осень-зима 2017

© Stephane Cardinale - Corbis

Для Стивена Колба, президента и генерального директора Совета дизайнеров Америки (CFDA), сложившаяся ситуация обернулась шансом ускорить процесс преобразования старой модели Недели моды в более социально-ответственную. «Мы уже некоторое время думаем над диджитальными платформами и сейчас продолжаем изучать варианты для следующих сезонов, — говорит он. — Еще до вспышки COVID-19 вместе с Boston Consulting Group запустили исследование с целью узнать, как сделать Неделю моды более экологичной. Думаю, в будущем этот вопрос станет еще актуальнее».

Vogue Fashion Fund и CFDA запустили проект A Common Thread — особую инициативу по сбору средств для поддержки американской индустрии моды в это непростое время. Уже сейчас, едва успев появиться, фонд получает довольно внушительные пожертвования. Большая часть этих денег, вероятно, пойдет на компенсацию потерь и реконструкцию несостоявшегося в Нью-Йорке круизного сезона — его одним из первых перенесут в онлайн.

Неделя моды в Париже, Christian Dior весна-лето 2016

© Rindoff/Le Segretain

Пересмотр устройства Недель моды 

Arise Fashion Week — ежегодный смотр ведущих дизайнеров Африки, который традиционно проходит в нигерийском Лагосе. Из-за эпидемии его перенесли с апреля на октябрь. Организаторы мастерски используют социальные сети, чтобы знакомить публику с молодыми талантами, всем остальным, определенно, стоит у них поучиться. В прошлом году в Arise Fashion Week участвовали не только местные, но и именитые международные бренды — Pyer Moss, Mowalola и другие. Одним из самых запоминающихся моментов стал выход Наоми Кэмпбелл во время показа уроженца Лагоса Кеннета Изе. Шоу на родине тот использовал как трамплин перед основным парижским, которое состоялось в феврале.

Arise Fashion Week считают, что второпях искать какие-то быстрые решения, пытаться провести все как полагается, но летом, не нужно. Лучше отступить и взглянуть на все со стороны, наконец изменить рабочую модель Недели моды. «Мы без конца должны задаваться вопросами «Зачем это? Почему то?» — говорит продюсер Arise Fashion Week Боладжи Анимашаун. — Если кто-то выпустит линию одежды прямо сейчас, люди начнут думать: «Зачем мне покупать вещи в момент, когда кто-то другой не может свести концы с концами и борется за жизнь?». Нам выпал уникальный шанс притормозить и всерьез поразмыслить о действительно важном, чего в нашей индустрии слишком много, без чего можно обойтись».

Arize Fashion Week, Kenneth Ize осень-зима 2020

© Bennett Raglin

Анимашаун уверен, что октябрьские показы Arise пройдут уже в новом, более инновационном формате, отличном от того, что мы видели в течение последнего десятилетия. «Мы не стремимся представить что-то прямо сейчас, в мае или в апреле, на наш взгляд, это просто бессмысленно. То, что мы придумаем в итоге, точно будет сложнее, чем просто онлайн-трансляция шоу. В данном случае куда важнее начать обсуждение, спросить у сообщества, какие они видят альтернативы физическим показам».

Так как же будет выглядеть Неделя моды будущего?

Уверенным в своих силах брендам, готовым в чем-то стать пионерами, стоит взять на вооружение последние «союзы» техники и моды. Далеко ходить за примерами не нужно: зарождающийся феномен цифровой одежды в приложениях Drest и Ada: скачиваешь 3D-рендеры вещей и примеряешь их на свои фотографии. Или работа таких инфлюенсеров, как, например, Lil Miquela и Noonoouri. Еще есть опция воссоздания показов при помощи технологий дополненной реальности. Это целый дивный мир новых возможностей, при помощи которых можно демонстрировать коллекции на расстоянии. Любую из них смелые марки могут превратить в мощное заявление.

Многие давно говорили и продолжают говорить о том, что привычная концепция «месяца моды» нуждается в перезагрузке. Нынешний глобальный кризис будто бы принял решение за нас и начал действовать. Меры, которые будут предприняты этим летом, вряд ли так и останутся сиюминутными решениями. Учитывая долгоиграющие экономические последствия коронавируса, о которых говорится в прогнозах, нынешние меры могут изменить прежнюю модель организации Недели моды не на год, а на много лет. Впереди планеты всей тогда окажется тот, кто не будет спешить, а найдет время подумать о новых реалиях, о том, как использовать их по полной и с их помощью стать сильнее, чем когда-либо.

Неделя моды в Лондоне, Burberry осень-зима 2012

© Ian Gavan

Читайте также

Мода

«Единственное, чего мы просим, — продолжать придерживаться расписания, в которое нас загнал коронавирус» — Дрис Ван Нотен об открытом письме представителей индустрии

Мода

Как 19-летняя художница из России стала новой музой Марка Джейкобса