Маша Попова — украинский дизайнер, одежду которой носят Дуа Липа, Белла Хадид, Blackpink и не только

Еще до дебюта на Неделе моды в Лондоне у Маши было немало заказов от стилистов звезд, и, кажется, скоро их будет только больше
Blackpink        Masha Popova
Masha Popova осень-зима 2021

Всем известно, что Дуа Липа обожает бабочек, но мы не могли не обратить внимание на тот самый топ, который набрал рекордные пять миллионов лайков в ее инстаграме. Там он появился еще раньше, чем похожий full look Blumarine из коллекции весна-лето 2022. Розовый топ с двумя порхающими бабочками — дело рук молодого дизайнера Маши Поповой из Украины, дебютировавшей на Неделе моды в Лондоне в начале этого года. 

Instagram content

View on Instagram

Коллекцию осень-зима 2021, которую Маша тогда представила в формате лукбука и фильма, уже носят и Белла Хадид, и Кендалл Дженнер. Среди других звезд, которые тоже успели примерить ее вещи, — Blackpink, Билли Айлиш и британская модель Джордан Данн. Когда листаешь инстаграм Маши, кажется, что успех на нее обрушился практически сразу, но на самом деле она шла к нему несколько лет. За это время она успела получить архитектурное образование и поработать по специальности, отучиться в Saint Martins и пройти стажировки в Celine (вернее, Céline — это было при Фиби Файло), Maison Margiela и других брендах. Мы поговорили с Машей о том, как все так получилось.

Как складывался твой путь в моде? Почему решила переключиться от архитектуры к моде?

Быть дизайнером с детства не мечтала. Когда была маленькой, вообще думала стать парикмахером, но на каком-то подсознательно уровне, наверное, все-таки хотела связать себя с модой. Когда училась на архитектуре, первую стипендию потратила на швейную машинку, которой потом не пользовалась несколько лет. 

Но мы обычно начинаем рано учиться и рано заканчиваем в постсоветских странах — я выпустилась из института, когда мне только исполнялось 20 лет. Еще во время учебы начала работать. Очень люблю архитектуру и думаю, что в какой-то момент жизни я, возможно, буду делать проекты. Но меня вводило в очень депрессивное состояние то, насколько в архитектуре много компьютерной работы, насколько все длительно — нет какой-то динамики. Мне хотелось делать что-то более экспрессивное, что-то более личное. Свой продукт. В плане не просто fine art какой-то, а именно продукт. И мода — самая быстрая, наиболее экспрессивная из всех дизайн-практик и наиболее «живой» метод, приближенный к реальности.

Masha Popova осень-зима 2021

Как ты производишь свои коллекции?

Не так долго этим занимаюсь, но до этого момента все делала сама. У меня есть стажер, но разработка формы, текстиля, окрашивание тканей — полностью на мне. Производится все в Украине, правда, пока была отшита только одна коллекция. Непросто с местными производителями — они не привыкли к таким сложным вещам. Вот то, что сейчас идет в магазин, мне пришлось производить в студии, потому что никто не мог сделать так, как надо было.

Masha Popova осень-зима 2021

Но мне хочется производить здесь, потому что, во-первых, я родом отсюда. Во-вторых, я постоянно привязана к производству, мне надо очень много контролировать и присутствовать лично при каких-то моментах. В другой стране так не получится, если я там не нахожусь. 

То, что носят Дуа Липа, Кайли Дженнер, Blackpink, — это все образцы, которыми занимаюсь я и мой помощник. Эти вещи не из большого производства. Но, естественно, физически невозможно клонировать себя много раз, чтобы и шить, и стирать, и красить, и так далее. Поэтому отшивать образцы я доверяю, конечно, швее.

Instagram content

View on Instagram

Кто твои музы? Кого бы ты хотела одевать еще?

У меня есть один такой пункт, мне очень нравится Росалия, это моя любимая певица. И у нас уже было несколько попыток, но пока не угадали с размером. Ее имя автоматически приходит в голову, потому что я постоянно слушаю ее в студии. Из других — не знаю, было бы очень классно, если бы Бритни Спирс надела что-нибудь.

Как ты считаешь, насколько важно для молодого бренда иметь такие заказы?

Когда стилисты звезд находят меня в инстаграме и пишут, это, конечно, льстит. Самый первый мой заказ был для Риты Оры, но после него ничего особенного не произошло. Первый, который реально что-то принес, — это Blackpink. У них очень преданные фанаты: что бы Лиса ни надела — все сразу это хотят. 

Instagram content

View on Instagram

Дуа Липа, конечно, из последнего. Все хотят после нее, но у меня нет возможности удовлетворить спрос. Я произвожу все в очень маленьких количествах, так как, к сожалению (или к счастью), все делается не так быстро. Не могу взять и произвести сразу много единиц. 

В целом для развития бренда это очень хорошо, потому что все смотрят на то, что надевают знаменитости. Даже сейчас, когда ищешь, окей, что было в моде в нулевые, смотришь, что носила Бритни Спирс. Среднестатистический человек ориентируется не на то, что делали дизайнеры в то время, а именно на то, что носили звезды.

Masha Popova осень-зима 2021

Расскажи про свою стажировку в Celine. Знаю, что уже спрашивали про Фиби, а как тебе работа с ее известными учениками?

Я стажировалась в Celine всего два-три месяца. В то время там работал Дэниел Ли, который сейчас в Bottega Veneta. Но в Celine было такое устройство, чтобы нижестоящие и вышестоящие минимально пересекались. Поэтому да, видела его в студии, когда приходила на собеседование, но не так, чтобы общаться.

А в Margiela как было, по-другому?

В Margiela все было абсолютно наоборот. Джон сам выбирает стажеров, нас даже приглашали на вечеринки. Все были на одном уровне, но, конечно, в плане образования и уровня ответственности это не так. Мне кажется, лично для Джона это такое прикосновение к молодости.

В каком большом модном Доме ты бы хотела работать в будущем? Или не хотела бы?

Смотря в каком качестве. Начинать с первой ступени, наверное, не хотела бы. Может быть, в формате какого-то консалтинга. Зависит от того, кто в этот момент там креативный директор. Интереснее всего, как мне кажется, работать с брендами, которые совсем недавно переродились, и им кто-то очень нужен. Если бы меня позвали консультировать в таком формате, было бы прикольнее, чем идти работать в бренд, где и так хороший креативный директор.

Masha Popova осень-зима 2021

А если бы позвали креативным директором?

Если взять какой-нибудь модный Дом, допустим, Mugler — никто пока, кто был после Тьерри Мюглера, за все эти годы даже близко не подошел к его уровню. И все всегда будут тебя сравнивать. Если это сильный и на такой давний бренд, давление очень большое, потому что все помнят и многие любят работы прежнего дизайнера. То есть ты будешь второстепенным по сравнению с ним, мне кажется, пока не пройдет еще какое-то время. Если другие любые бренды, большие Дома — там уже столько всего хорошего, плохого и разного было, что все уже готовы ко всему. Но сравнивать с последним все равно будут.

Что тебя вдохновляет? Вдохновляет ли тебя Украина?

В данный момент меня больше всего вдохновляют воспоминания. Как известно, когда проходит много времени, воспоминания — это не реальность, а уже то, как твой мозг помнит определенные вещи. Это одна из моих отправных точек.

Когда про меня что-то пишут, всегда получается, что я привязана к постсоветскому движу. Осознанно-неосознанно, просто потому что росла в это время. Хочешь не хочешь, но это повлияло. Я не знала никакой другой реалии: обилие секонд-хендов, недостаток знаний — модных журналов и реальной дизайнерской одежды не видела, наверное, лет до 18. Я жила в маленьком городе и чувствую, что была довольно закрыта информационно. Сейчас все везде доступно, и все плюс-минус одинаково, особенно в европейских странах. Не могу сказать, что это осознанный выбор, что я хочу, чтобы это выглядело «по-постсоветски», но понимаю, что влияние все равно есть.

Кадр из фильма-презентации коллекции Masha Popova осень-зима 2021 

А вообще очень люблю старые журналы смотреть — 1980-х, 1990-х, 2000-х. В плане вдохновения у меня все довольно хаотично. В каждой работе люблю сопоставлять несопоставимые вещи, проводить связи между разными темами. Из фильмов мне нравятся 1980-е, 1990-е, сай-фай. В целом меня много чего вдохновляет — не визуально, а как бы эмоционально. 

А какие журналы? 

Когда только начала заниматься модой, это были Face и i-D (у меня целый архив). Но уже сейчас, наверное, не найду там ничего нового. Уже открываю их и знаю наизусть все съемки. Хотела бы поизучать постсоветские журналы 1990-х годов вроде «Птюча», никогда их не видела.

Как ты относишься к повестке sustainability?

Для меня это важно, всегда стараюсь покупать, например, переработанный хлопок или необработанный отбеливателем. (Сейчас все хорошие производители стараются использовать машины, которые повторно очищают воду при окрашивании, и у них не такой большой расход.) Но я не понимаю дизайнеров, которые заявляют, что хотят поменять мир с помощью одежды. В принципе, производя одежду, нельзя улучшить экологию. Тогда вообще ее лучше не производить. 

Instagram content

View on Instagram