© Loewe весна-лето 2021

Мода

От Fendi до Versace: зачем крупным модным Домам хореографы

Постановщики рассказали Vogue, чем именно они занимаются и почему индустрия так полюбила их ремесло

Мода всегда — еще до вспышки коронавируса и последующих ограничений — очень трепетно относилась ко всему, что касается пластики и движения. Скажем больше, за последние несколько лет роль хореографов за кулисами съемок и показов обрела решающее значение.

Одним из первым в качестве постановщика в индустрию пришел уроженец Теннесси Стивен Галлоуэй. Танцовщик с почти двадцатилетним стажем, выступавший в труппе Франкфуртского балета под началом выдающегося хореографа Уильяма Форсайта, теперь обучает классическим па ведущих моделей мира: Кейт Мосс, Аню Рубик и многих других. И Стивен такой не один — танцовщиков, занятых в моде, десятки, каждый со своим уникальным подходом к работе.

Vogue побеседовал с восемью представителями профессии и попытался выяснить, почему в последнее время они столь востребованы в моде.

Сол Нэш

@saul.nash

В 2018-м году сразу после окончания лондонского Королевского колледжа искусств Сол запустил собственный бренд одежды. Подиумный дебют Saul Nash состоялся в 2019-м с коллекцией весна-лето 2020 на Неделе мужской моды в Лондоне. Конечно, Нэш ставит движения на своих собственных показах, но не только на них: он работает и с другими дизайнерами, например, с Бьянкой Сондерс, а также с музыкантами (в списке клиентов певица Нене Черри и рэперша Shygirl).

Какими навыками должен обладать хореограф, чтобы преуспеть в моде?

Важно понимать и чувствовать, как движется тело модели, как его лучше направить, чтобы произвести на публику впечатление, вызвать эмоциональный отклик. Во время работы я всегда представляю себе человека, который будет смотреть на срежиссированную мною картинку, — сможет ли он спроецировать ее на себя? Порой пластика настолько неотделима от всей концепции, что та без нее просто рассыпается. Зато, если все поставлено грамотно, движение выступает как элемент инициации — выводит работу фотографа или режиссера на совершенно новый уровень. Публика может даже и не понять, что в создании снимка, видео или шоу участвовал хореограф. 

Как думаете, почему спрос на постановщиков движения в моде так возрос?

Профессионалы индустрии поняли, что правильная пластика значительно улучшает картинку. Между хореографией и движением существует очень четкое различие: хореография — это последовательность телодвижений в контексте танца, а просто движение не привязано ни к какому определенному танцевальному стилю — тело тут рассматривается в контексте общественной жизни, куда более широком.

Шерри Сильвер

@sherriesilver

Шерри Сильвер родом из Руанды, ей всего 26 лет, а ее уже знает весь мир. Танцы в хитовом клипе Childish Gambino This Is America (лауреате Grammy) — ее творение. С тех пор как видео вышло в свет, Шерри просто нарасхват — ставит хореографию для рекламных кампаний Nike, M.A.C Cosmetics и режиссирует видеоролики для Vogue. 

Каким из своих модных проектов вы особо гордитесь?

Короткометражкой Hadid! Hadid! Hadid! для Vogue — аллюзией на «Битлджус» Тима Бертона, которую мы создавали вместе с известным оператором Бардиа Зейнали (перед нами стояла задача показать лучшие образы с нью-йоркской Недели моды весна-лето 2019). Помню, я тогда ужасно гордилась семейством Хадид — тем, какими раскованными они могут быть. Именно благодаря этому результат получился просто супер!

Чем уникален ваш подход к постановкам?

Не люблю зацикливаться на одном танцевальном жанре, мне нравится изучать культуры разных стран, объединять их, создавая таким образом нечто неповторимое. В работе я привыкла следовать нескольким принципам: контент должен порождать в зрителе эмоции и желание как-то двигаться — узнавать что-то новое или что-то менять. Речь не только о физическом движении.

Джордан Робсон

@jordanrobson

Джордан — 26-летний британец, живущий в Париже, выпускник престижной Rambert School. Начало его карьере в моде положило сотрудничество с легендарным фотографом Тимом Уокером. Теперь Робсон ставит движение для Prada, Loewe, Maison Margiela, Vivienne Westwood, Versace и других крупных брендов.

Как вы думаете, почему постановщики стали играть ключевую роль в моде?

Как и эстетика, мода во многом основана на чувствах. То, как вы ощущаете себя в той или иной вещи, значит не меньше, чем ее крой. И тут на первый план выходит конкретная персона — человек, который демонстрирует одежду. Постановщик должен уметь выполнять поставленную клиентом задачу, должен работать и с вещью, и с моделью, миксовать свои идеи с идеями кого-то еще, но не в ущерб целостности финальной картинки. Нужно разбираться в ракурсах, перспективах, расстановке света и, разумеется, заранее думать о том, как будет выглядеть результат.

Над чем работаете сейчас?

Снимаю короткометражку о медитации в движении, о том, как самые разные формы пластики помогают обрести гармонию. Там про все: от боевого искусства тайцзицюань, гимнастики цигун и йоги до техно и современного танца. Мои нынешние и будущие проекты исследуют взаимоотношения тела и разума.

Райан Чаппелл

@rayanchappell

Этот австралийский хореограф, бакалавр истории моды и дизайна в свое время ставил танцы для Рианны, Кайли Миноуг, Джанет Джексон и многих других. Сегодня Райан работает с Fendi, Marc Jacobs и Louis Vuitton, а два года назад он запустил Movement+ — образовательную программу для моделей, основанную на перформативных и психологических аспектах их профессии.

Как так вышло, что хореография стала играть ключевую роль в моде?

Все, что было до 2000-х, сегодня принято считать золотым веком модной фотографии: тогда команда могла хоть три недели снимать 10-страничный эдиториал где-нибудь на островах. Сегодня все иначе: в два раза больше материала от вас ждут примерно за пару дней, а еще нужно снять видео, подготовить контент для соцсетей… Вот почему режиссер в одиночку вряд ли справится с менеджментом этого процесса. 

Как возникла идея проекта Movement+?

Многих моделей сегодня находят просто на улицах, у начинающих манекенщиц нет времени тренировать мимику, жесты, походку — постановщики для этого и нужны. Да и опытным моделям наши советы на пользу — так куда проще выйти из зоны комфорта, открыть в себе какую-то новую грань и начать с ней работать. 

Эрик Кристисон

@ericvonchristison

Танцовщик родом из Торонто учился в Канадском национальном балетном училище, оттачивал мастерство в труппе Английского национального балета, а также выступал с Финским национальным балетом на сцене Ballett Zürich. В 2018-м Эрик закончил сценическую карьеру и сосредоточился на модной хореографии — начал ставить движение на съемках и показах. Gucci, Nike и Chanel — лишь некоторые из его клиентов.

Как и почему вы решились поменять сцену на подиум?

Десять лет я занимался балетом по шесть дней в неделю, и 90 процентов этих дней почти не отличались друг от друга. Как бы я ни любил и ни уважал свое дело, подобная рутина ужасно меня пугала. А в моде все по-другому: тут невозможно долго корпеть над одним проектом, постоянно нужны новые идеи, приходится шевелиться, быстро реагировать, и это очень бодрит.

Качества, необходимые успешному хореографу в моде?

Помимо умения критически мыслить, четко формулировать задачи и анализировать телодвижения — все, от поворотов конечностей до улыбки — нужно еще и правильно выстраивать коммуникацию с командой, ключ к успеху кроется именно в этом. Ты должен улавливать и грамотно реализовывать идеи, учитывая особенности объекта презентации, потенциал команды и, конечно же, пожелания клиента. На случай, если что-то пойдет не так, у хореографа всегда должен иметься план Б — без него тоже никуда.

ЭмДжей Харпер

@m.j.h.a.r.p.e.r

Харперу 33, он родился на Ямайке, вырос во Флориде, учился в New World School of the Arts в Майами, а сейчас обитает в Берлине. Он выступал в ансамбле Ailey II, а позднее и в коллективе Уэйна Макгрегора (Company Wayne McGregor, который потом переименовали в Random Dance). Оказавшись в Лондоне, ЭмДжей начал сотрудничать с Wales Bonner и другими модными брендами, сейчас среди его клиентов — Comme Des Garçons, Random Identities и Saint Laurent.

Можно ли сравнить модную хореографию с театральной?

Все во Вселенной — движение. Что мода, что театр — все одно и то же. Ощущение волшебства, мифология, основанная на переживаниях — прошлых, настоящих и будущих, реальность и мистика в контексте археологии. Возможность раскапывать эти миры и стремглав нырять туда  вызывает во мне бурю эмоций и приносит невероятную радость.

Как вы считаете, что именно подогрело интерес моды к танцу? 

Уровень осведомленности. Я уверен, что мы с вами живем в беспрецедентное время. Представления общества о совершенстве кардинально меняются, все это часть эволюции. 

Холли Блейки

@hollytblakey

Холли Блейки 33 года, она мама и выдающаяся контемпорари-танцовщица, которая, ко всему прочему, работает с Dior, Burberry, Gucci и Art School. Но хореографию Холли ставит не только для модных брендов. Год назад она представила публике сиквел своего знаменитого балета 2018 года The Cowpuncher (критическая аллюзия на вестерн с костюмами Vivienne Westwood, созданными Андреасом Кронталером). 

Работа над какими последними модными проектами доставила вам больше всего удовольствия? 

Кампейн Chopova Lowena весна-лето 2021 — я, Нанди Бхебхе и Бекки Намгаудс были моделями, а снимала нас Шарлотта Уэльс. Мы изображали участниц женского чемпионата по катанию на роликах, разодетых в эти эклектичные наряды. Еще я не так давно снялась в фильме Ahluwalia, режиссером которого выступил Стивен Исаак-Уилсон. Работать с ним было одно удовольствие.

Как так вышло, что хореография стала играть ключевую роль в моде?

Хореограф не просто помогает модели почувствовать себя комфортно на площадке, у него есть куда более существенные задачи. Лично себя я бы ни за что не назвала постановщиком. Я именно хореограф, моя цель — транслировать информацию посредством пластики. Это сильно отличается от театра, тебе нужно запечатлеть переломный момент, сделать его ярче, но так, чтобы зритель смог от этого абстрагироваться.

Пэт Богуславски

@pat_boguslawski

В 2013-м году этого польского танцовщика пригласили участвовать в шоу Alexander McQueen. Во время одной из репетиций он привлек внимание креативного директора Дома Сары Бертон, та отметила его успехи и попросила поработать над пластикой других моделей. Так начался новый виток карьеры Богуславски. Сегодня, в свои 31, он один из самых востребованных постановщиков в индустрии — на его счету немало культовых моментов, например, знаменитая финальная проходка Леона Дама на показе Maison Margiela весна-лето 2020.

Ожидали ли вы, что та самая проходка Леона Дама спровоцирует такую бурную реакцию?

Честно говоря, совсем не ожидал. Накануне шоу мы с Леоном отрабатывали походку, я хотел, чтобы он раскрылся, сделал что-то экстравагантное во время поворота. У Джона Гальяно на этот счет были свои мысли, но он мне доверился. Помню, как мы показали маэстро трюк и он сказал: «Давайте дерзайте!»

Чего мечтаете добиться?

Я пересмотрел много шоу Гальяно и Маккуина периода 1990-х и 2000-х, их фишка заключалась в том, чтобы позволять моделям оставаться собой на подиуме. Мне хочется делать то же самое. Позже, во второй половине 2000-х и в 2010-х фокус внимания сместился с личности на продукт, и это меня очень расстраивает. Все теперь двигаются одинаково, скукотища.