От Fendi до Versace: зачем крупным модным Домам хореографы

Постановщики рассказали Vogue, чем именно они занимаются и почему индустрия так полюбила их ремесло
От Fendi до Versace зачем крупным модным Домам хореографы
Loewe весна-лето 2021

Мода всегда — еще до вспышки коронавируса и последующих ограничений — очень трепетно относилась ко всему, что касается пластики и движения. Скажем больше, за последние несколько лет роль хореографов за кулисами съемок и показов обрела решающее значение.

Одним из первым в качестве постановщика в индустрию пришел уроженец Теннесси Стивен Галлоуэй. Танцовщик с почти двадцатилетним стажем, выступавший в труппе Франкфуртского балета под началом выдающегося хореографа Уильяма Форсайта, теперь обучает классическим па ведущих моделей мира: Кейт Мосс, Аню Рубик и многих других. И Стивен такой не один — танцовщиков, занятых в моде, десятки, каждый со своим уникальным подходом к работе.

Vogue побеседовал с восемью представителями профессии и попытался выяснить, почему в последнее время они столь востребованы в моде.

Сол Нэш

@saul.nash

В 2018-м году сразу после окончания лондонского Королевского колледжа искусств Сол запустил собственный бренд одежды. Подиумный дебют Saul Nash состоялся в 2019-м с коллекцией весна-лето 2020 на Неделе мужской моды в Лондоне. Конечно, Нэш ставит движения на своих собственных показах, но не только на них: он работает и с другими дизайнерами, например, с Бьянкой Сондерс, а также с музыкантами (в списке клиентов певица Нене Черри и рэперша Shygirl).

Какими навыками должен обладать хореограф, чтобы преуспеть в моде?

Важно понимать и чувствовать, как движется тело модели, как его лучше направить, чтобы произвести на публику впечатление, вызвать эмоциональный отклик. Во время работы я всегда представляю себе человека, который будет смотреть на срежиссированную мною картинку, — сможет ли он спроецировать ее на себя? Порой пластика настолько неотделима от всей концепции, что та без нее просто рассыпается. Зато, если все поставлено грамотно, движение выступает как элемент инициации — выводит работу фотографа или режиссера на совершенно новый уровень. Публика может даже и не понять, что в создании снимка, видео или шоу участвовал хореограф. 

Как думаете, почему спрос на постановщиков движения в моде так возрос?

Профессионалы индустрии поняли, что правильная пластика значительно улучшает картинку. Между хореографией и движением существует очень четкое различие: хореография — это последовательность телодвижений в контексте танца, а просто движение не привязано ни к какому определенному танцевальному стилю — тело тут рассматривается в контексте общественной жизни, куда более широком.

Шерри Сильвер

@sherriesilver

Шерри Сильвер родом из Руанды, ей всего 26 лет, а ее уже знает весь мир. Танцы в хитовом клипе Childish Gambino This Is America (лауреате Grammy) — ее творение. С тех пор как видео вышло в свет, Шерри просто нарасхват — ставит хореографию для рекламных кампаний Nike, M.A.C Cosmetics и режиссирует видеоролики для Vogue. 

Каким из своих модных проектов вы особо гордитесь?

Короткометражкой Hadid! Hadid! Hadid! для Vogue — аллюзией на «Битлджус» Тима Бертона, которую мы создавали вместе с известным оператором Бардиа Зейнали (перед нами стояла задача показать лучшие образы с нью-йоркской Недели моды весна-лето 2019). Помню, я тогда ужасно гордилась семейством Хадид — тем, какими раскованными они могут быть. Именно благодаря этому результат получился просто супер!

Чем уникален ваш подход к постановкам?

Не люблю зацикливаться на одном танцевальном жанре, мне нравится изучать культуры разных стран, объединять их, создавая таким образом нечто неповторимое. В работе я привыкла следовать нескольким принципам: контент должен порождать в зрителе эмоции и желание как-то двигаться — узнавать что-то новое или что-то менять. Речь не только о физическом движении.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Джордан Робсон

@jordanrobson

Джордан — 26-летний британец, живущий в Париже, выпускник престижной Rambert School. Начало его карьере в моде положило сотрудничество с легендарным фотографом Тимом Уокером. Теперь Робсон ставит движение для Prada, Loewe, Maison Margiela, Vivienne Westwood, Versace и других крупных брендов.

Как вы думаете, почему постановщики стали играть ключевую роль в моде?

Как и эстетика, мода во многом основана на чувствах. То, как вы ощущаете себя в той или иной вещи, значит не меньше, чем ее крой. И тут на первый план выходит конкретная персона — человек, который демонстрирует одежду. Постановщик должен уметь выполнять поставленную клиентом задачу, должен работать и с вещью, и с моделью, миксовать свои идеи с идеями кого-то еще, но не в ущерб целостности финальной картинки. Нужно разбираться в ракурсах, перспективах, расстановке света и, разумеется, заранее думать о том, как будет выглядеть результат.

Над чем работаете сейчас?

Снимаю короткометражку о медитации в движении, о том, как самые разные формы пластики помогают обрести гармонию. Там про все: от боевого искусства тайцзицюань, гимнастики цигун и йоги до техно и современного танца. Мои нынешние и будущие проекты исследуют взаимоотношения тела и разума.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Райан Чаппелл

@rayanchappell

Этот австралийский хореограф, бакалавр истории моды и дизайна в свое время ставил танцы для Рианны, Кайли Миноуг, Джанет Джексон и многих других. Сегодня Райан работает с Fendi, Marc Jacobs и Louis Vuitton, а два года назад он запустил Movement+ — образовательную программу для моделей, основанную на перформативных и психологических аспектах их профессии.

Как так вышло, что хореография стала играть ключевую роль в моде?

Все, что было до 2000-х, сегодня принято считать золотым веком модной фотографии: тогда команда могла хоть три недели снимать 10-страничный эдиториал где-нибудь на островах. Сегодня все иначе: в два раза больше материала от вас ждут примерно за пару дней, а еще нужно снять видео, подготовить контент для соцсетей… Вот почему режиссер в одиночку вряд ли справится с менеджментом этого процесса. 

Как возникла идея проекта Movement+?

Многих моделей сегодня находят просто на улицах, у начинающих манекенщиц нет времени тренировать мимику, жесты, походку — постановщики для этого и нужны. Да и опытным моделям наши советы на пользу — так куда проще выйти из зоны комфорта, открыть в себе какую-то новую грань и начать с ней работать. 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Эрик Кристисон

@ericvonchristison

Танцовщик родом из Торонто учился в Канадском национальном балетном училище, оттачивал мастерство в труппе Английского национального балета, а также выступал с Финским национальным балетом на сцене Ballett Zürich. В 2018-м Эрик закончил сценическую карьеру и сосредоточился на модной хореографии — начал ставить движение на съемках и показах. Gucci, Nike и Chanel — лишь некоторые из его клиентов.

Как и почему вы решились поменять сцену на подиум?

Десять лет я занимался балетом по шесть дней в неделю, и 90 процентов этих дней почти не отличались друг от друга. Как бы я ни любил и ни уважал свое дело, подобная рутина ужасно меня пугала. А в моде все по-другому: тут невозможно долго корпеть над одним проектом, постоянно нужны новые идеи, приходится шевелиться, быстро реагировать, и это очень бодрит.

Качества, необходимые успешному хореографу в моде?

Помимо умения критически мыслить, четко формулировать задачи и анализировать телодвижения — все, от поворотов конечностей до улыбки — нужно еще и правильно выстраивать коммуникацию с командой, ключ к успеху кроется именно в этом. Ты должен улавливать и грамотно реализовывать идеи, учитывая особенности объекта презентации, потенциал команды и, конечно же, пожелания клиента. На случай, если что-то пойдет не так, у хореографа всегда должен иметься план Б — без него тоже никуда.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

ЭмДжей Харпер

@m.j.h.a.r.p.e.r

Харперу 33, он родился на Ямайке, вырос во Флориде, учился в New World School of the Arts в Майами, а сейчас обитает в Берлине. Он выступал в ансамбле Ailey II, а позднее и в коллективе Уэйна Макгрегора (Company Wayne McGregor, который потом переименовали в Random Dance). Оказавшись в Лондоне, ЭмДжей начал сотрудничать с Wales Bonner и другими модными брендами, сейчас среди его клиентов — Comme Des Garçons, Random Identities и Saint Laurent.

Можно ли сравнить модную хореографию с театральной?

Все во Вселенной — движение. Что мода, что театр — все одно и то же. Ощущение волшебства, мифология, основанная на переживаниях — прошлых, настоящих и будущих, реальность и мистика в контексте археологии. Возможность раскапывать эти миры и стремглав нырять туда  вызывает во мне бурю эмоций и приносит невероятную радость.

Как вы считаете, что именно подогрело интерес моды к танцу? 

Уровень осведомленности. Я уверен, что мы с вами живем в беспрецедентное время. Представления общества о совершенстве кардинально меняются, все это часть эволюции. 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Холли Блейки

@hollytblakey

Холли Блейки 33 года, она мама и выдающаяся контемпорари-танцовщица, которая, ко всему прочему, работает с Dior, Burberry, Gucci и Art School. Но хореографию Холли ставит не только для модных брендов. Год назад она представила публике сиквел своего знаменитого балета 2018 года The Cowpuncher (критическая аллюзия на вестерн с костюмами Vivienne Westwood, созданными Андреасом Кронталером). 

Работа над какими последними модными проектами доставила вам больше всего удовольствия? 

Кампейн Chopova Lowena весна-лето 2021 — я, Нанди Бхебхе и Бекки Намгаудс были моделями, а снимала нас Шарлотта Уэльс. Мы изображали участниц женского чемпионата по катанию на роликах, разодетых в эти эклектичные наряды. Еще я не так давно снялась в фильме Ahluwalia, режиссером которого выступил Стивен Исаак-Уилсон. Работать с ним было одно удовольствие.

Как так вышло, что хореография стала играть ключевую роль в моде?

Хореограф не просто помогает модели почувствовать себя комфортно на площадке, у него есть куда более существенные задачи. Лично себя я бы ни за что не назвала постановщиком. Я именно хореограф, моя цель — транслировать информацию посредством пластики. Это сильно отличается от театра, тебе нужно запечатлеть переломный момент, сделать его ярче, но так, чтобы зритель смог от этого абстрагироваться.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Пэт Богуславски

@pat_boguslawski

В 2013-м году этого польского танцовщика пригласили участвовать в шоу Alexander McQueen. Во время одной из репетиций он привлек внимание креативного директора Дома Сары Бертон, та отметила его успехи и попросила поработать над пластикой других моделей. Так начался новый виток карьеры Богуславски. Сегодня, в свои 31, он один из самых востребованных постановщиков в индустрии — на его счету немало культовых моментов, например, знаменитая финальная проходка Леона Дама на показе Maison Margiela весна-лето 2020.

Ожидали ли вы, что та самая проходка Леона Дама спровоцирует такую бурную реакцию?

Честно говоря, совсем не ожидал. Накануне шоу мы с Леоном отрабатывали походку, я хотел, чтобы он раскрылся, сделал что-то экстравагантное во время поворота. У Джона Гальяно на этот счет были свои мысли, но он мне доверился. Помню, как мы показали маэстро трюк и он сказал: «Давайте дерзайте!»

Чего мечтаете добиться?

Я пересмотрел много шоу Гальяно и Маккуина периода 1990-х и 2000-х, их фишка заключалась в том, чтобы позволять моделям оставаться собой на подиуме. Мне хочется делать то же самое. Позже, во второй половине 2000-х и в 2010-х фокус внимания сместился с личности на продукт, и это меня очень расстраивает. Все теперь двигаются одинаково, скукотища.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.