© Токио, февраль 2020

Мода

Письмо из Японии: «Некоторые считали нас чрезмерно осторожными»

Главный редактор японского Vogue Мицуко Ватанабе о том, как COVID-19 повлиял на журнал, страну и индустрию моды в целом

Неделя моды в Лондоне в этом году началась 14 февраля. Для японского Vogue этот день стал первым днем мер защиты от коронавируса: все редакторам рекомендовано было воздержаться от присутствия на показах — сначала в Лондоне, а следом — в Милане и Париже. На тот момент кто-то уже успел побывать на некоторых мероприятиях Недели моды в Нью-Йорке. Число зафиксированных случаев заболевания коронавирусом росло, к ним прибавились пассажиры круизного лайнера Diamond Princess, который встал на якорь в Токийском заливе. Многие крупные европейские бренды стали отменять поездки сотрудников из азиатских подразделений. Я же отправилась на срочное собрание, созванное президентом Condé Nast Япония Джуном Китадой, где и было решено, что мы не поедем на показы. Из всех японских СМИ, которые обычно освещают Недели моды, мы стали первыми, кто отказался от участия. В то время в Европе было зафиксировано еще не так много случаев заражения, так что некоторые посчитали нас чрезмерно осторожными.

Международный аэропорт Токио, март 2020

© PHILIP FONG

Спустя несколько дней, когда начали появляться сообщения о новых случаях заражения, не относящихся к пассажирам Diamond Princess, в Condé Nast Япония на две недели был введен режим работы из дома. Это произошло 22 февраля, до этого момента компании приходилось предпринимать подобные меры осторожности лишь однажды — во времена Великого восточно-японского землетрясения в марте 2011 года. Тем временем появились данные о том, что показ Giorgio Armani на Неделе моды в Милане прошел без зрителей, а общая обстановка в Италии очень быстро менялась — ситуация ухудшилась быстрее, чем кто-либо предполагал.

Остановить распространение фальшивых новостей

Через несколько дней после того, как сотрудники нашей компании стали работать удаленно, правительственная комиссия объявила, что в течение следующих двух недель в стране будут приняты меры, направленные на прекращение распространения вируса. Всех, кто мог работать из дома, официально попросили сделать это, а также вовсе отказаться от походов на улицу (кроме случаев безусловной необходимости). В это же время запас масок в медицинских учреждениях начал иссякать, и врачи стали предсказывать «медицинский кризис» в случае, если ситуация не изменится.

Правительство пообещало обеспечить страну 100 миллионами масок, но до сих пор найти хоть одну — чудо. Некоторые люди стали перепродавать маски за большие деньги через интернет, и государственным деятелям пришлось пресекать подобные транзакции. Многие японцы пользуются масками все время, и дело не в коронавирусе — особенно популярны они для перемещений по городу в холодное время года. Маски здесь считаются необходимым для нормальной повседневной жизни предметом, и потому никто представить себе не мог, что они могут исчезнуть во время вируса. Никто, как оказалось, не задумывался, что большинство масок, которые можно купить в Японии, сделаны, на самом деле, в Китае.

Токио, март 2020

© Carl Court

Пока усугублялась ситуация с масками, начался новый виток паники: туалетная бумага. Непроверенная информация о том, что «импорт из Китая приостановлен, поэтому следующее, что исчезнет из продажи, — туалетная бумага», моментально распространилась по социальным сетям. Полки супермаркетов и магазинов шаговой доступности пустели, и правительство оповестило население, что информация о перебоях в поставках — ложь, но ситуацию это не улучшило. В Японии есть достаточное количество туалетной бумаги, но образовавшийся в магазинах недостаток оказывает давление на систему поставок, что, в свою очередь, мешает ситуации быстро нормализоваться. Я недавно заказала рулоны в крупном интернет-магазине, услугами которого часто пользуюсь, и хотя у них не было недостатка товара, цена возросла в несколько раз, а доставка, как меня предупредили, обещала занять более недели. Когда в сети поставок что-либо идет не так, вернуться к нормальному течению дел непросто.

Сейчас есть много ложной информации о том, как избавиться от вируса: говорят, например, что нужно есть карри и пить воду, температура которой — 26-27 ˚C. Такая информация распространяется через социальные сети без ссылок на научные обоснования, а государственным структурам приходится публиковать опровержения. Многие люди всерьез убеждены, что карри работает, потому что в Индии относительно мало заболевших. Способность отличить фальшивую новость от правды и находить корректную информацию сейчас важна как никогда.

Сохранить контроль в преддверии Олимпийских игр

Весной в Японии проходит множество событий, ради которых люди выбираются из домов. Однако, согласно директивам правительства, сейчас все концерты, спортивные мероприятия и выпускные отменены. Крупное соревнование по сумо и профессиональные бейсбольные матчи впервые прошли за закрытыми дверьми. Из-за глобального потепления и смены климата сакура — дерево вишни — начинает цветение с каждым годом все раньше положенного, и в этом году руководства всех государственных парков попросили людей воздержаться от «созерцания цветения». Обычно все собираются на пикники в сени цветущих вишневых деревьев, а сейчас людей просят «смотреть и двигаться дальше».

Безусловно, индустрия моды тоже переживает период разлада. Все вечеринки и мероприятия отменены или перенесены. Неделя моды в Токио, которая, как правило, следует за парижской, в этом году не состоялась. Февральские продажи в универмагах упали на 15 процентов по сравнению с прошлым годом.

Токио, март 2020

© PHILIP FONG

Было объявлено, что все прибывшие в страну из Южной Кореи и Китая люди отправятся на двухнедельный карантин. Сейчас многие «онсэн-риоканы» — традиционные японские гостиницы, популярные среди иностранных туристов, — закрываются. Нетрудно себе представить, какие убытки они понесут, если в стране не будет туристов, обычно приносящих им доход. Япония готовится провести этим летом Олимпийские игры, и мы хотим избавиться от коронавируса как можно скорее, чтобы это историческое событие состоялось (на момент публикации этого материала Международный олимпийский комитет подтвердил, что летние Олимпийские игры в Токио перенесены на 2021 год. — Прим. Vogue).

Другие способы работы

Японский Vogue завершил подготовку майского номера уже в период карантина. В него всегда попадает специальный материал, посвященный последним коллекциям с подиумов Нью-Йорка, Лондона, Милана и Парижа, но так как наши редакторы не смогли присутствовать на показах, объем пришлось сократить, а структуру — изменить. Нам удалось посмотреть те показы, которые транслировались через интернет, и, конечно, мы пользовались информацией о коллекциях, доступной в инстаграме и на сайтах брендов. Несколько лет назад, когда цифровые технологии не были широко доступны, думаю, нам пришлось бы отказаться от разделов номера, посвященных моде, вовсе.

Креативный директор японского Vogue Анна Делло Руссо постоянно работает из Милана, и ей удалось побывать на Неделе моды в Париже. Так как в Милане на тот момент уже росло число заболевших коронавирусом, она решила избежать авиаперелетов и добиралась до Парижа на машине. На это ушло почти девять часов.

Затем режим удаленной работы для Vogue Япония продлили еще на две недели, и это помогло нам осознать, что с развитием технологий то, как мы работаем, когда-то поменяется. Многие люди из редакции рады возможности провести больше времени в кругу семьи. Ситуация, в которой оказываются работающие женщины, снова стала частью массовой повестки, и мы надеемся, что все это спровоцирует социальные изменения. Число профессий, в рамках которых можно работать из дома, ограниченно, и в обстановке, при которой школы закрыты, многие вынуждены одновременно и работать, и постоянно следить за детьми. В таком положении оказываются люди почти во всех странах, и, как правило, именно женщинам приходится брать на себя больше обязательств. В сложившейся ситуации гендерное неравенство, установившееся в обществе, стало очевидно.

Нам всем стоит посмотреть в будущее и спросить себя, чего мы захотим, когда обретем контроль над насущными бытовыми проблемами? Думаю, многим захочется чего-то красивого: чего-то, что вернет надежду и поможет ощутить приятное волнение. Верю, что тогда мода и наша работа придут на помощь.

Письмо главного редактора Vogue Китай можно прочесть здесь.

Читайте также

Мода

Главные тренды Недели моды в Лондоне

Путешествия

Где побывать в Милане между показами Недели моды