© J12-20 Chanel Watches

Украшения

Как Арно Шастен преобразил легендарные часы Chanel J12

По случаю выхода совершенно новой модели J12-20 директор креативной студии Chanel Watches рассказал Vogue о работе над уникальными юбилейными версиями

В этом году часы Chanel J12 отмечают юбилей — 20 лет с момента создания. Особенные, но при этом универсальные, заметные и одновременно лаконичные — в начале 2000-х они быстро завоевали себе статус самого желанного аксессуара. Таковыми J12 остаются и сейчас. Появлением этой модели, которая сразу же встала в один ряд с маленьким черным платьем, твидовым жакетом и другими символами французского модного Дома, мы обязаны Жаку Элле, на тот момент художественному директору Chanel. Ему удалось предвосхитить тренды и показать, что женским часам вовсе необязательно быть миниатюрным ювелирным украшением. 

По случаю важной даты директор креативной студии Chanel Watches Арно Шастен разработал четыре обновленные модели J12, каждая из которых поступит в продажу ограниченным тиражом — в России они появятся с 1 сентября 2020. Познакомиться с первыми тремя праздничными новинками мы уже успели — это черно-белые J12 Paradoxe, их драгоценная вариация с бриллиантами огранки багет и абсолютно прозрачные J12 X-Ray. 

Четвертую модель — J12-20 — презентуют сегодня. Арно Шастен решил «нарядить» часы в символы модного Дома, художественно «раскидав» по циферблату серебристые изображения камелий, львов и флаконов Chanel №5. Как ему в голову пришла эта идея и что вдохновило его на создание юбилейной коллекции, Арно Шастен рассказал в интервью Vogue.

Арно Шастен, директор креативной студии Chanel Watches

Часам J12 в этом году исполняется 20 лет. То есть они вошли в лучший свой возраст? 

В 2020 году исполняется 20 лет с момента создания J12. С этой моделью у меня очень личные отношения, она вдохновляла меня с самых первых дней. Провокация, заложенная в эти часы изначально, с годами не померкла. Они вошли в историю, стали классикой Chanel, ни на секунду не теряя того вольнолюбивого и жизнерадостного настроя, который и сделал их легендой. Они ворвались в часовой мир с блеском подлинной звезды, стали моей настоящей музой. В общем, я сделал все, чтобы они могли гордиться своим 20-летием. И придумал для них четыре новые версии под общим девизом «Классика рулит!» 

Модель J12 Paradoxe — ее дизайн строится на эффектной игре черного и белого. Откуда пришла идея? 

Сочетание черного и белого — один из отличительных знаков Chanel. Сама Габриэль Шанель говорила: «В черном цвете есть все. В белом тоже. Их красота абсолютна. Это совершенная гармония». В 2000 году J12 вышли на сцену в черном керамическом облачении. Спустя три года состоялась премьера белой керамики. Все 20 лет J12 провели либо в белом, либо в черном костюме. В 2020 году я решил совместить оба цвета в одной модели. Так появились почти сюрреалистические комбинированные часы J12 Paradoxe.

J12 Paradoxe Chanel Watches

Классическая комбинация золота и стали здесь заменяется на белую и черную керамику, а симметрия превращается в асимметрию. Важно еще, что игра контрастов — один из фирменных знаков Chanel. Только теперь мы от «черного или белого» перешли к «черному на белом». Архитектура этих часов строится на принципе вертикальной асимметрии, которой вы не встретите больше нигде. Это дизайнерское решение стало возможным благодаря хитрому техническому приему: мы делаем два керамических корпуса разных размеров, а затем их совмещаем. Когда такие часы выглядывают из-под рукава свитера, получается замечательный, неожиданный эффект. Сначала проскальзывает черная линия, но стоит только приподнять руку — и парадокс является во всей красе и блеске искажений. 

J12 Paradoxe — незаурядные часы. Их облик — впечатляющая, почти сюрреалистичная абстракция. Не на каждом запястье такое будет уместно — должен признать, что носить их по-настоящему нужно уметь, тут требуется изрядная доля смелости. Заодно я решил перенести игру контрастов в мир высокого часового искусства. Здесь к черной керамике добавляются бриллианты огранки багет — как будто асимметричный вырез черного платья подчеркнут бриллиантовым колье. Парадокс приобретает предельно изысканную форму.

J12 Paradoxe Chanel Watches

У часов J12 X-Ray своя игра — на этот раз с прозрачностью. Помимо невероятной технической сложности в модели применен еще и отказ от цвета. Вдобавок здесь впервые в часовой истории браслет собран из звеньев из сапфирового стекла. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. 

Мне хотелось сорвать с J12 их черно-белый наряд и, если позволите, обнажить их сущность. У J12 великолепное телосложение, стыдиться им нечего. И я решил действовать радикально. J12 X-Ray откровенно выставляет напоказ свои изгибы и интимные места. Эта изумительная модель прекрасно осознает, что без шанса блеснуть ожерельем из ступенчатых бриллиантов, обернутым вокруг обода, не стоило бы и обнажаться целиком. Нагота дополнительно подчеркивает безупречность линий калибра 3.1 — новейшего достижения мануфактуры Chanel, разработанного для J12 X-Ray. 

J12 X-ray Chanel Watches

Это штучная работа, произведение высокого часового искусства. Мост заводного барабана и балансовый мост пропускают свет, поскольку они сделаны из сапфирового стекла и позволяют во всех подробностях разглядеть кружевной узор идеальных шестеренок. В результате черный уничтожается, белый преодолевается, от цвета берется свет, а не контраст. Здесь сразу все цвета — и одновременно отказ от цвета. J12 X-Ray — все, что вы хотели знать о неповторимости высокого часового искусства Chanel, которое раскрывает сущности, добиваясь ослепительной, совершенной простоты. 

То есть J12 X-Ray для вас — пример высокого часового искусства Chanel? 

Традиционное часовое искусство стало называть себя высоким, когда дошло до часов с усложнениями. Честно признаться, я не очень люблю термин «усложнения». Зачем усложнять, когда можно сделать просто? Я лично предпочитаю мечтать о «часовой ясности» вместо «часовой сложности». И не понимаю механизмов, где без высшего инженерного образования невозможно разобраться, который час. Если бы Габриэль Шанель была жива, она бы с такими связываться не стала, ведь она верила прежде всего в простоту и комфорт. Я полностью поддерживаю эту философию с 2013 года, с того момента, как пришел в Chanel. 

Здесь принята специфическая трактовка понятия «высокого часового искусства» — теперь, встречая это выражение, я думаю скорее о Haute Couture и высоком ювелирном искусстве. Наши часовщики — замечательные профессионалы, и я прибегаю к их мастерству точно так же, как если бы я работал с ювелирами, скульпторами-глиптиками, перчаточниками, эмалировщиками или вышивальщиками. Высокие часовые коллекции Chanel — это игровое поле, богатое на самые заманчивые идеи. Ключевые понятия здесь — исключительность, индивидуальность, искусность. По моим наблюдениям, в Chanel темп задает не время, а обаяние. И нигде это не проявляется с такой ясностью, как в часовом деле. Но магия бренда работает одинаково и в часовых, и в кутюрных коллекциях. 

J12-20 Chanel Watches

Еще одна юбилейная коллекция — J12-20. Можете немного о ней рассказать? 

Я придумал для J12 новый наряд на 20-летие, вот он и называется J12-20. Ради него я почти маниакально собирал в одно панно все самые узнаваемые символы Дома. Получился узор, в котором чего только нет — и камелии, и жемчуга, и наперстки, и бриллианты, и кометы, и львы. На первый взгляд кажется, что они набросаны хаотично, но на самом деле здесь есть логика и странная гармония. Серебристый рисунок расположен на циферблате по диагонали и переплетается с линиями циферблата и обода. Если приглядеться, можно различить в этой мозаике 12 стилизованных символов: в ней заключен целый микрокосмос Chanel, надо только разгадать код. Вся картина дополняется 12 бриллиантами. В этой коллекции есть и два высоких часовых шедевра, целиком поглощенных символикой, исполненной в лучших традициях перегородчатой эмали: здесь бриллиантов по циферблату раскидано целых 20. 

J12-20 Chanel Watches

© cedric