Дмитрий Гутов
Ключевые темы: история искусства от древности до наших дней, идеи Маркса и Гегеля
Искрометная подача, выжимка самой главной информации, интерактив и юмор отличают лекции российского художника и искусствоведа Дмитрия Гутова. Оратора Гутова интересно слушать по трем причинам. Первая — он много, очень много читает. Отсюда и глубина познаний, и блестящая вербализация: в его изложении завораживает любая тема, от каменного века и Древнего Египта до супрематизма и московского концептуализма. Вторая причина — он не только теоретик искусства, но и художник, причем заметный (вы можете помнить его персональную выставку «Рембрандт. Другой ракурс» в Пушкинском в 2015 году). По собственному признанию, знание теории мешает ему творить, а вот мастерство художника читать лекции только помогает. Третье отличие Дмитрия от многих искусствоведов-теоретиков — он последние лет тридцать очень активно включен в художественный контекст: участвует в Венецианских и других биеннале, выставках «Манифеста» и «Документа», дружит с художниками и философами. Его бодрый голос и фирменная оранжевая толстовка мелькают на разных дебатах, круглых столах и лекциях — от Пушкинского музея до онлайн-школы Manasir School. Отдельное удовольствие — читать страницу Гутова в Facebook, где он делится заметками о своих путешествиях по музеям от Ташкента до Бильбао.
Алексей Петухов
Ключевая тема: европейское искусство XIX–XX веков
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина регулярно курирует выставки-блокбастеры по европейскому искусству XIX–XX веков, включая «Пикассо & Хохлова», «Щукин. Биография коллекции» и «Музы Монпарнаса». Его каталоги к выставкам читать также легко, как слушать его лекции — а дает он их не только по месту постоянной работы, но и на историческом факультете ВШЭ и на радио «Маяк». Студенты любят Петухова за атмосферную и даже романтичную подачу с погружением в исторический и бытовой контекст времени. Очень насыщенный период рубежа веков в его рассказах предстает ясным и подробным, как события вчерашнего дня. Образ дополняют костюмы-тройки, коллекция галстуков-бабочек и застенчивая улыбка. Алексей Валерьевич также заведует советским разделом виртуальной библиотеки Russian Records и коллекционирует отечественные и зарубежные аудиозаписи 1900–1950-х годов, поэтому говорить с ним о музыке тоже очень интересно.
Ближайший большой проект Петухова — выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры», которая откроется в ГМИИ в 2022 году и воссоединит собрание Ивана и Михаила Морозовых, картины из которого разделены между Пушкинским музеем и Эрмитажем. Экспозиция сначала будет показана в Fondation Louis Vuitton в Париже, потом в Пушкинском музее и будет посвящена памяти Ирины Александровны Антоновой. Новый курс лекций Алексея Валерьевича в «Мусейоне» назначен на весну: покупать абонемент на небольшой курс «Три поколения коллекционеров нового искусства 1870–1930-е» рекомендуем заранее.
Ирина Кулик
Ключевая тема: современное искусство
Художественный критик, доктор литературоведения, театровед, культуролог, преподаватель Института современного искусства Иосифа Бакштейна, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и музыке — на этом список регалий Ирины Кулик не заканчивается. С 2013 по 2018 год Ирина читала свой лекционный блокбастер «Несимметричные подобия» в рамках образовательной программы Музея современного искусства «Гараж», в котором подбирала неожиданные сочетания художников и арт-коллективов, раскрывая суть современного искусства. Каждая лекция была выстроена по принципу диалога между авторами, например, Марк Ротко — Джеймс Таррелл, Отто Дикс — братья Чепмен, Ричард Серра — Аниш Капур и так далее.
5 октября стартует новый курс лекций по современному искусству в Московском доме фотографии, посвященный «Утопиям и дистопиям в искусстве XX–XI веков». Подробности будут опубликованы на сайте музея.
Михаил Каменский
Ключевая тема: арт-рынок
Экс-глава аукционного дома Sotheby’s в России — один из самых очевидных ораторов на тему арт-рынка. Регулярно читает лекции в Третьяковской галерее, «Гараже», НИУ ВШЭ и многих других площадках. Каменский рассказывает об истории и основных принципах арт-рынка, ценообразовании на работы разных художников, понятии «бренда», «провенанса» в искусстве. Лекции Михаила всегда сопровождаются инсайдерскими деталями — примерами реальных аукционных продаж с подробными историями поступления на торги.
Отдельный жанр — настоящие арт-расследования в размеренном и обстоятельном изложении Каменского. К примеру, знаменитый сюжет о том, как Виктор Вексельберг засомневался в подлинности работы Бориса Кустодиева «Одалиска», которая продавалась на Christie's, и отсудил у аукционного дома три миллиона фунтов стерлингов.
Борис Клюшников
Ключевая тема: философия искусства
Если вы не знаете, как подступиться к философскому пласту искусствознания, попробуйте начать с лекций искусствоведа и философа Бориса Клюшникова. Во-первых, он 1989 года рождения и занудным априори быть не может. Во-вторых, преподаватель БВШД, Школы Родченко, института «База» и создатель лаборатории художественной критики при «Винзаводе» самые серьезные темы излагает заразительно и без тени снобизма. Слушать его одновременно стыдно и приятно. С одной стороны, как мало мы знаем и сколько времени потеряли в детстве на «Тамагочи», пока Борис, судя по всему, читал Бодрийяра и Кьеркегора, с другой стороны, как хорошо, что есть такие молодые знатоки. Примеры к сложным концепциям всегда живительны в своей злободневности: например, Siri как вместилище архетипа женщины. Из лекций Клюшникова можно почерпнуть и обширный список арт-чтения: он всегда озвучивает названия трудов, на которые ссылается.
Последнюю онлайн-лекцию Бориса от 27 августа можно посмотреть на YouTube-канале Центра Вознесенского.