Первая международная биеннале «Искусство будущего/Art for the future»
МАММ, до 3 апреля
В новом году — а это год науки и технологий — команда МАММ осваивает новые форматы и запустила биеннале под арт-директорством Ольги Львовны Свибловой. Все происходящее на трех этажах особняка на Остоженке похоже на выставку достижений. В фокусе внимания — искусство, созданное на основе новейших технологий: нейросети, роботы и дополненная реальность здесь буквально на каждом углу. Среди 60 художников-участников треть — топовые иностранные имена, вроде исландца Олафура Элиассона, англичан Stanza, Энтони Гормли, Филипа Колберта, международной арт-группы teamLab и израильской художницы Михаль Ровнер. Из русских авторов отобрали молодых и перспективных — здесь фонтан-грибница Паруйра Давтяна, «Работы над железом» Дмитрия Кавки и гигантский розовый батут The Network выпускницы Школы Родченко Анны Ротаенко — прыгать на нем можно, но строго по два человека. Не обошлось и без живых классиков — группы AES+F, Аристарха Чернышева и Павла Пепперштейна.
«True ли»
Фонд RuArts, до 15 мая
Фонд Марианны Сардаровой RuArts организовал масштабный — на 90 работ — смотр художников «уличный волны» из своего собрания. Стрит-арт в мире за полвека и в России с девяностых годов действительно проделал большой путь — от заборов на окраинах до стен главных галерей и ярмарок. Экспозиция по принципу этого путешествия и построена — от недостроя к «белому кубу». Среди сорока четырех художников — пионеры движения Миша Мост, Дмитрий Аске, Кирилл Кто, Вова Nootk и более молодое поколение — Сергей Овсейкин, Тимофей Радя, Иван Найнти и другие. QR-код для посещения выставки не требуется.
Instagram content
Dream Cast
Галерея Lazy Mike, до 28 января
Просто отдохнуть, отвлечься и помечтать — с таким воздушным настроем приглашает в свою галерею Lazy Mike Михаил Овчаренко в январе на выставку Dream Cast. И после нескольких сольных проектов подряд — Александра Кутового, Братьев Твороговых и Федоры Акимовой — обращается к групповому формату. От сложных концептов было принято решение отказаться в пользу кураторского отбора симпатичных работ одиннадцати современных художников. Среди прочих увидите совсем новые скульптуры Нади Лихогруд и будто размытые или смазанные портреты Георгия Хомич. Галерея работает по предварительной записи через сайт.
«Константин Коровин и его ученики»
Новый Манеж, до 23 февраля
К 160-летию Константина Коровина в Новом Манеже сейчас проходит выставка сорока работ художника и круга его учеников. Большинство картин, рисунков и театральных эскизов представлено галереей «Веллум», а меморабилия, например, письма Коровина к Антону Чехову и Федору Шаляпину, — Третьяковской галереей. Влияние на искусство Константина Коровина, которого часто называют первым русским импрессионистом, переоценить сложно. Не только он сам, но и его ученики стали влиятельными фигурами русской культуры. Среди тех, чьи работы увидите на выставке, — ректор МГХИ им. В. И. Сурикова Сергей Герасимов, художник Алексей Исупов, преподаватели ВХУТЕМАСа, главные художники Большого театра Федор Федоровский и Петр Вильямс.
Instagram content
«Ночной дозор» на сайте Rijksmuseum
Главной арт-новостью новогодних каникул стало размещение на сайте амстердамского Rijksmuseum увеличенной до разрешения в 717 гигапикселей картины Рембрандта «Ночной дозор» или «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» (1642). Это культовое полотно голландского «золотого века» и самая большая — примерно 3,5 на 4,5 метра — известная сегодня работа Рембрандта. В представленном на сайте музея увеличении — картину ранее никто никогда не видел, включая ее автора: теперь можно дотошно рассмотреть кракелюр и мельчайшие мазки кисти мастера — к примеру, на кружевном воротнике капитана. Мега-снимок дает возможность специалистам оценить результат реставрационных работ, которые велись над полотном в прозрачном кубе прямо в зале музея с 2019 года: был удален слой потемневшего лака, который создавал иллюзию ночного сюжета, и обнаружены две срезанные части картины. Команда проекта сделала более восьми тысяч снимков на камеру Hasselblad H6D 400 MS, которая «ползала» по картине несколько месяцев, а нейросеть объединила эти изображения размером четыре на пять сантиметров в гигантское полотно весом в 5.6 терабайтов.
Instagram content
\


