24 ноября во временном пространстве бутика Cartier в Столешниковом переулке состоится вернисаж по случаю коллаборации с художником Натальей Гудович, которая создала в честь ювелирных изделий живописную серию Medaglioni. Их можно будет увидеть в пространстве Cartier до конца ноября, а также на просторах блокчейна, где «медальоны» превратятся в NFT-токены. 27-летняя Гудович — ученица Айдан Салаховой, работает с классическим наследием великих мастеров Ренессанса и запомнилась арт-сообществу по серии масштабных золотых полотен Eden, которые разлетелись со стенда Omelchenko Gallery на ярмарке Cosmoscow. В начале 2023-го пройдет выставка Натальи в дуэте с Кайханом Салаховым в ММОМА и выйдет учебник ее авторства. Накануне плодотворного года Vogue обсудил с художником связь мрамора с бриллиантами, ошибки русской публики и философию современных мадонн.
Сотрудничество сложилось очень естественно, так как Cartier уже много лет поддерживают современное искусство и молодых художников. Я изучала историю и источники вдохновения Дома, посещала бутик и рассматривала украшения haute joaillerie. Следующим этапом Cartier поделились со мной фотографиями колье, серег, браслетов и колец с осеннего вернисажа Sounds of Cartier. Такие эксклюзивные изделия путешествуют по миру, и изначально я работала с их изображениями, так как они были не в Москве.
Да, цвет был визуальной обобщающей: небесный, зеленый и красный — это хроматические акценты коллекции. Я искала тему, которая будет близка и мне, и философии Cartier. Выбрала тему женщины, которая для Cartier с момента основания Дома была музой, и преподнесла ее через патриархальную призму. Серия работ называется Medaglioni, то есть медали, — это древнеримский знак мужского отличия за воинские заслуги. Я переношу его в нашу современность, сравниваю функции и общественный вес современных мужчин и женщин, пытаюсь оценить женскую роль в истории и современной реальности. Здесь нет мотива феминизма, только разговор о женской сущности, это принципиально разные вещи.
Заслуги женщины незыблемы в поддержании традиции поколений. Каждая из работ развивает некий аспект. Напротив библиотеки Cartier с эскизами и архивами висит работа, посвященная мудрости, — Saggezza. Если внимательно изучить сказки, окажется, что зачастую главные герои в них — женщины. Потому что в народном эпосе детские сказки исторически слагались в основном женщинами, они передавали ценности. Другая работа, Consapevolezza, или «Осознанность», — это про осознанный выбор материнства, который женщина делает сегодня, возлагая на себя функцию не только родить, но и воспитать ребенка. Насколько она чувствует себя готовой к совершенствованию нового поколения людей? Раньше такого выбора не было, и осознанное решение всегда дается труднее. Референсами всех работ были реальные классические рельефы, например, в основе профиля Antica — рельеф Андреа Верроккьо, который был недавно продан на Sotheby’s. В жизни он небольшой, я его масштабировала до 120 см в диаметре. Два небольших тондо с профилями посвящены парадоксам человеческого устройства: справа Sirena — про внешнюю холодность и внутреннюю теплоту, а слева Armonia — про внешнюю открытость и внутреннюю закрытость, потребность поиска себя.
По методу мышления Айдан Салаховой — она обучает ему своих студентов и меня в том числе. Сейчас мы вместе ведем занятия для студентов в Суриковском институте, который я закончила в 2018 году. Айдан всегда говорит — и я полностью поддерживаю эту концепцию, — что любому художественному высказыванию предшествует идея и формулировка. Сначала ты находишь внутри себя проблему, которая тебя волнует, препарируешь ее, находишь визуальные образы, которые будут отражать твой замысел и считываться зрителем. В данном случае круглая форма холстов обоснована медалями, а цвет — отсылка к драгоценным камням из коллекции Cartier. Я вникала в технологии работы мастеров с камнем: работа над колье начинается с подбора цельных камней, по этому же принципу я изображала рельефы, вырезанные на кусках мрамора. Мрамор тоже выбран неслучайно: он хорошо передает фактуру телесности, а ювелиры тоже всегда думают об обнаженной коже, на которой будут располагаться их украшения.
Совместно с компанией Infinity Art Ильи Попова, основателя группы компаний RIKI и известного коллекционера цифрового искусства, мы запустим NFT-дроп на платформе Binance 1 декабря. Это предновогодняя история — шесть серийных токенов можно подарить, они будут стоить от трех тысяч долларов и выше в зависимости от тиража. А один уникальный токен, в котором собраны все анимированные картины, пойдет на аукцион. На материальных работах фрагменты изображения утрачены, а в диджитал-пространстве они будут восполнены, оживлены. У нас интересная история знакомства с Ильей: он пришел на Cosmoscow, где мои работы были представлены на стенде Omelchenko Gallery, и спросил, может ли он купить одну из них за криптовалюту. Мы согласились и начали думать над общим проектом. Диджитал-контент будет показан на экране в бутике Cartier 24 ноября, в день вернисажа. В серии New Humanity, которая была с успехом продана на Cosmoscow, и в серии Medaglioni для Cartier ты работаешь с наследием великих мастеров прошлого.