© Сергей Виноградов, «Портрет жены художника в интерьере», 1919. Частное собрание, Москва

Lifestyle

Арт-дайджест недели: Cosmoscow, «Другие берега» и маршруты прогулок «Музейной четверки»

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман

Ярмарка современного искусства Cosmoscow

ЦВЗ «Манеж», с 18 по 20 сентября; онлайн до 26 сентября

Девятый выпуск главного московского смотра современного искусства — ярмарки Cosmoscow — состоится на этих выходных в Манеже. Участвуют 80 галерей (в прошлом году было 62), из которых 16 иностранные — из Китая, Германии, США, Грузии, Франции, Швейцарии и других стран. Галерея Pearl Lam со штаб-квартирами в Гонконге и Шанхае покажет работы живого классика китайского совриска Чжан Хуаня, а также Энтони Микаллефа и Мистера Дудла. На групповом стенде берлинской галереи Diehl компанию европейским авторам составит Ольга Чернышева. Большинство столичных галерей участвуют уже не в первый раз, и некоторые делают ставку на сольные стенды: Artwin представит мозаики Евгения Антуфьева и Любови Налогиной, Sample — работы Алексея Дубинского. Петербургские галереи Myth Gallery, Anna Nova Gallery, Marina Gisich Gallery и Name Gallery представили общий стенд. Другой коллективный стенд — Created in Moscow — традиционно представляет кураторский отбор галерей, участие для которых бесплатно, и в этом году делает акцент на малоформатную скульптуру. Главное принципиальное отличие этого года — работы с ярмарки можно будет купить онлайн. Наведя телефон на QR-код возле интересующей работы, вы будете перенаправлены на маркетплейс ТЕО от создателей Cosmoscow, где будут указаны цена и возможность приобрести искусство в пару кликов. Там же, на ТЕО, ярмарка задержится в онлайн-формате еще на неделю — до 26 сентября. Что может быть удобно и общедоступно: офлайн-ярмарка проходит в формате covid-free.

Евгений Антуфьев и Любовь Налогина. Artwin Gallery

Чжан Хуань. Pearl Lam Galleries

«Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»

Музей русского импрессионизма, с 16 сентября по 16 января 2022

Флагманский проект осеннего сезона в Музее русского импрессионизма — выставка-исследование «Другие берега». Она посвящена другой выставке-блокбастеру столетней давности: в 1924 году в Большом Центральном дворце Манхэттена в Нью-Йорке усилиями Уильяма Херста, Игоря Грабаря и их единомышленников случился большой смотр работ русских художников. Тогда были показаны более тысячи произведений, которые после Нью-Йорка проехали по двадцати городам США и Канады. 

Билет на Выставку русского искусства в Нью-Йорке

© Российский фонд культуры

Кураторам музея удалось найти местонахождение нескольких сотен из них. На экспозиции покажут 70 работ Льва Бакста, Зинаиды Серебряковой, Бориса Григорьева, Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и других из музейных и частных собраний. Рекомендуем брать экскурсию, чтобы услышать все детективные сюжеты, которые сопровождали работу над проектом, и вникнуть в отличия восприятия публикой работ сто лет назад и сейчас. Любопытно, что самыми продаваемыми тогда стали академические сюжеты, пейзажи, сцены из русской жизни и праздников. Новые же течения живописи — авангард, кубизм, фовизм, столь ценные сейчас, — были менее понятны американскому зрителю, поэтому практически все произведения этих направлений были возвращены их авторам.

Вениамин Белкин, «Фрукты на синем», 1910-е

Present Simple

Lobby, до 31 октября

Групповая выставка художников-участников Cosmoscow проходит в камерном пространстве Lobby на Варварке в рамках параллельной программы ярмарки. Участвуют авторы разного калибра — от уже состоявшихся молодых художников, вроде Евгения Антуфьева и Тимофея Ради, до восходящих имен, таких, как акварелист Ахмат Биканов. Работы объединены простой темой замедления и настоящего момента, а заглавной стала летняя инсталляция Crossroads Григория Орехова. На реке в районе Николиной Горы Орехов создал арт-объект в виде дорожной разметки: получился метафоричный перекресток, в котором переплелись пространство и время, судьба и выбор.

Выставка Present Simple в Lobby 

Фестиваль арт-фильмов The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL

с 14 по 21 сентября

Неделя кинопоказов, посвященных искусству, инициирована издателем The Arts Newspaper Инной Баженовой и проходит в Москве в пятый раз. Среди хедлайнеров фестиваля этого года — фильм открытия «Утраченный Леонардо». Миллиардеры, искусствоведы и арт-дилеры веками бьются вокруг наследия гения и полимата эпохи Возрождения, и фильм сфокусирован на скандальной истории работы «Спаситель мира». «Возвращение домой. Марина Абрамович и ее дети» — рассказ Марины Абрамович от первого лица о родном Белграде, куда она вернулась впервые с 1970-х годов, и проекте The Cleaner, которым она подводит итоги пятидесятилетней художественной практики. «Детьми» Абрамович называет молодых художников, которым она помогает начать собственный путь и которые занимаются «реперформингом» знаменитых выступлений Абрамович. «Внутри Уффици» — уникальная экскурсия по старейшему музею Уффици, а «Поездка в Токио» — прогулка по городу с архитектором Рюэ Нисидзавой. Есть в программе и две российские ленты — фильм «Харджиев. Последний русский футурист» о крупном собирателе русского авангарда Николае Харджиеве и документально-анимационный сериал «Пепперштейн. Сюрреалити-шоу» про художника-мифогена Павла Пепперштейна. Площадками этого года стали музейные кинотеатры в «Гараже», Третьяковской галерее и Мультимедиа Арт Музее, кинотеатры «Иллюзион», «Пионер» и «Художественный», Центр документального кино. Расписание сеансов и билеты — на сайте фестиваля.

Кадр из фильма The Lost Leonardo

Маршруты для прогулок от «Музейной четверки»

В Москве создана «Музейная четверка», или «М4», проект, аналогичный европейским музейным кварталам: ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, «Гараж» и «ГЭС-2» ознаменовали свое сотрудничество первым проектом прогулочных маршрутов по городу. Пушкинский музей предлагает фантасмагоричный маршрут-аудиоспектакль «Овощи-гиганты» в постановке режиссера-лауреата «Золотой маски» Семена Александровского. Маршрут пролегает от Пушкинского музея через усадьбу Голицыных и храм Христа Спасителя к «ГЭС-2» и двум зданиям Третьяковской галереи, потом к «Гаражу» и чайной на берегу. Исторический маршрут от Третьяковской галереи состоит из 13 точек и посвящен меценатам и коллекционерам — проходит мимо домов Третьяковых, Рябушинских, Щукина, Голутвинской мануфактуры и других домов и музеев. «Гараж» пригласил историка архитектуры Анну Броновицкую для разработки архитектурного маршрута с Домом на набережной, усадьбами и приютом М. П. Третьякова, а «ГЭС-2» и художница Анастасия Рябова предложили геометрический маршрут-параллелепипед из восьми точек.

Основатели проекта — директора четырех музеев — говорят, что быть посетителем музея вовсе не обязательно. Проекты прогулок — скорее, просто символ культурного обмена и внимания институций к горожанам. «Возьмите маму, прогуляйтесь по красивым местам в центре Москвы, купите книжку в музейном магазине, выпейте кофе», — подытожил Антон Белов. Следующий проект «М4» — «Доступная карта» с обозначением пандусов, труднодоступных и доступных точек на маршруте, чтобы прохождение маршрутов было комфортным для всех москвичей.