Арт-дайджест недели: парк Малевича, русский авангард и эксперимент в «Рихтере»

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
Артдайджест недели парк Малевича русский авангард и эксперимент в «Рихтере»
Розанова Ольга, «Город (Индустриальный пейзаж)», 1913–1914. МБУК Слободской музейно-выставочный центр
«Белый лес»: ленд-арт в парке Малевича

Парк Малевича, до 1 марта

О том, что в Парке Малевича, который открылся в 2021 году в лесу неподалеку от Барвихи, будет искусство, можно было предполагать из названия. Считается, что Казимир Малевич бывал в этих местах после 1917 года, и в архитектуре парка множество супрематических отсылок. Уже к открытию входной портал спроектировал художник Григорий Орехов — черный куб, разделенный на две части, образует зеркальный коридор: по замыслу автора, это перекресток между реальной жизнью и ее многочисленными несбывшимися вариациями. 1 февраля при поддержке галереи Jart в парке открылась первая групповая выставка арт-объектов, интегрированных в природу. Орехов продолжает работать над темой бесконечности, расстелив по заснеженной липовой аллее 250-метровую красную ковровую дорожку. Кто более величествен — человек, идущий по этому символу триумфа, или природа, ее окружившая? Архитектор по образованию, художник Алексей Лука для своей инсталляции «Точка опоры» взял за основу образ старинного деревянного фундамента и задался вопросом — природа поглощает руины или наоборот. Третья арт-остановка создана шестью художниками, которые назвались «Художественным уединением», — это Ирина Корина, Ольга Петруненко, дуэт «ЕлиКука» и группа «Обледенение архитекторов». Гигантские ростовые портреты деревьев они создали в лесах Пирогово в рамках другого ленд-арт проекта прошлого года — «Ча Ща». Согреться после прогулки можно на катке или в местных кафе «Спортсмены» и «Малевич».

Парк Малевича

«Авангард. На телеге в XXI век»

Музей русского импрессионизма, с 3 февраля до 22 мая

Телега в названии выставки искусства русского авангарда фигурирует по простой причине: в 1921 году романтики-энтузиасты собрали триста экспонатов и решили показать современную живопись художников из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани народу — поехали на лошадях и телегах по городам Вятской губернии, или Кировской области. В планах у организатора этой беспрецедентной передвижной выставки, сотрудника ИЗО Наркомпроса Евгения Медведева, было посетить шесть маленьких провинциальных городов, но после первого же показа в Советске случилась осенняя распутица, и картины застряли в соседнем Яранске почти на сто лет. Сегодня забытая на век выставка восстает из пепла: она уже побывала в Вятском художественном музее и в «Ельцин-центре», а кураторами ее московской итерации стали искусствовед Андрей Сарабьянов, директор Вятского художественного музея им. А. М. и В. М. Васнецовых Анна Шакина и Анастасия Винокурова от Музея русского импрессионизма. На двух этажах увидите выдающиеся работы Василия Кандинского, Александра Родченко, Николая Фешина, Ивана Клюна, Александры Экстер и других художников. Впервые после реставрации будет показана двусторонняя «Композиция» Алексея Моргунова, восстановленная благодаря краудфандингу: популярная среди мировых культурных институций практика в России только начинает развиваться, и это важный арт-кейс сбора общественных средств.

Алексей Кравченко, «Радуга», 1913

Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых
Две ретроспективы в ММОМА: Маркус Люперц и Кван Йонг Чан

ММОМА на Гоголевском, до 13 марта; ММОМА на Петровке, до 3 апреля

Выставки сразу двух зарубежных художников проходят этой зимой в филиалах ММОМА. На Гоголевском открылась двухэтажная экспозиция работ южнокорейского автора Кван Йонг Чана, известного серией цветастых настенных панно из ханчжи — традиционной корейской бумаги из коры шелковичного дерева. 

Кван Йонг

На Петровке идет ретроспектива известного немецкого скульптора и художника-экспрессиониста, 80-летнего Маркуса Люперца, срежиссированная им самим. На заре карьеры он входил в объединение «Новые дикие», принадлежит к поколению Ансельма Кифера и Герхарда Рихтера, много лет служил ректором Дюссельдорфской академии художеств, а сегодня его объекты есть в коллекциях всех крупнейших мировых музеев от Нью-Йорка до Бильбао. Шанс увидеть сто работ Люперца с 1960-х до наших дней, отобранных им лично, — уникальный. Покоя и радости ждать не стоит — работы Люперца славятся тем, что выводят зрителей из зоны комфорта.

Маркус Люперц, «Ствол дерева — дифирамб», 1966

9 новых выставок в Cube.Moscow

The Ritz-Carlton, до 20 февраля и до 13 марта

К началу февраля в арт-пространстве Cube.Moscow, которое основали арт-энтузиасты Елена Белоногова и Надежда Зиновская, кардинально сменились декорации. Открылось сразу девять новых выставок. Галерея «Алиса» совместно с владивостокской галереей «Арка» представляет проект 72-летнего приморского неофициального художника Александра Киряхно «Реликварий». Живопись на картоне, графика, ассамбляжи и текстильные работы посвящены Владивостоку — но без бытописания и пейзажей, а на основе найденных художником местных «реликвий». Из заслуженных мастеров — 91-летний Виктор Умнов и его буквенный монохром на стенде «Культпроекта» и главный художник культового фильма «Асса» Сергей Шутов с проектом «Неизданное» в Gallery Shtorm. Из дебютов заслуживают внимания групповая выставка-эксперимент Vanadium Bloom и керамическая инсталляция «Сад», которую художница из Новороссийска Диана Романович посвятила теме угнетения женщин. В источниках вдохновения довольно драматичная подборка — изгнание Евы из райского сада, средневековые манускрипты и протофеминизм монахини XII века Хильдегарды Бингенской. Для Vanadium Bloom в исследовательском порыве художники объединились с инженерами: в эпицентре микроэлемент ванадий — альтернативный источник энергии, который аккумулируют в себе некоторые растения, например овес и клевер.

Александр Киряхно, «Реликварий» (галереи «Алиса» и «Арка»)

Сергей Шутов, «Неизданное» (Gallery Shtorm)

Ирина Петракова имитирует нейросеть в «Рихтере»

«Рихтер», до 22 февраля

К тому, что нейросеть имитирует работу художников, мы уже привыкли, но на февральской выставке в «Рихтере» все наоборот: Ирина Петракова и другие художники пронизывают своими арт-объектами все пространство отеля: лобби, лестницу, номера и еще несколько неожиданных потайных мест, как если бы это сделала плесень или искусственный интеллект. Петракова в привычной для себя технике «засахаривания» заварит старые отельные простыни и будет жить в номере «Лев» весь месяц — добавляя новые объекты по мере вдохновения. Модную идею NFT Ирина разложила на три измерения: реальный объект — погребальный саван с вшитой в него ссылкой на криптокошелек художника, видео с ним и виртуальный токен. В лаундже демонстрируется видео — не уступающий по степени напряженности перформансам Марины Абрамович популярный ролик, в котором блогер на протяжении пятнадцати минут ест торт целиком. В подвале играет музыка и притаился, наконец, собственно искусственный интеллект: на рояле стоит мини-компьютер с нейросетью, которая научилась «подыгрывать» произведениям классиков — Шопена, Бетховена и Рахманинова. Здесь же ей приходится подстраиваться под плейлист с любимыми треками художников, которые выставлялись в «Рихтере», то есть с разной степенью успеха «догонять» развитие музыки до современных форм.

Нейросеть в «Рихтере»

Предпремьерные показы «Вишневого сада» Микиты Ильинчика в Театре на Бронной

4 и 5 февраля, Театр на Бронной

«Вишневый сад» — один из наиболее востребованных текстов на театральной сцене. Впервые пьесу поставили в 1904 году в Московском художественном театре Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Однако история знает немало выдающихся постановок, включая парижскую версию Жана-Луи Барро и миланскую Джорджо Стрелера. Одной из самых известных советских постановок «Вишневого сада» в России был спектакль Анатолия Эфроса в Театре на Таганке 1975 года. Режиссер Микита Ильинчик, окончивший ГИТИС в 2020 году, дебютировал на сцене Театра на Бронной год назад со спектаклем «Благоволительницы» по одноименному роману Джонатана Литтелла. «Вишневый сад» — его новая работа и первый спектакль большой формы.

«Вишневый сад», Театр на Бронной