Арт-дайджест недели: петербургский андеграунд, живописный портрет XVIII–XIX веков и «Триумфальная арка. В обертке» 

Рассказывает арт-обозреватель Vogue.ru Екатерина Ланцман
XVIIIXIX    .
Ретроспектива абстракциониста Михаила Чернышова. Alina Pinsky Gallery. Фото: Krasyuk Sergey
Живописный портрет XVIII–XIX веков из собрания семьи Карисаловых

In Artibus, до 17 ноября

В фонде In Artibus на Пречистенской набережной продолжают показывать выставки работ из частных собраний российских коллекционеров. Этой осенью в экспозиции тридцать портретов русской аристократии из коллекции мецената Михаила Карисалова. Качество работ отменное, как с точки зрения сюжетов — среди портретируемых весь цвет самодержавия от императриц Елизаветы Петровны и Марии Федоровны до великих князей Александра и Константина Павловичей, так и с точки зрения авторства. Представлены ведущие живописцы-иностранцы, работавшие в Российской империи XVIII века: Луи Каравак, Георг Христоф Гроот и Иоганн Баптист Лампи Старший. И галерея отборных портретов дам и кавалеров работы русских художников — Владимира Боровиковского, Федора Рокотова, Ореста Кипренского и других. Если вы хотите отвлечься от современного искусства, которого в сентябре было очень много, — идти надо обязательно.

Instagram content

View on Instagram

Питерский андеграунд: «Школа «Инженеры искусства». Вдали от равновесия»

ГУМ-Red-Line, до 20 ноября

Впервые в Москве проходит выставка художников петербургского андеграунда, которые объединились в 1989 году. Имена Инала Савченкова, Франца Родвальта, Сергея Енькова, Григория Стрельникова и Владислава Балаклейского, вполне возможно, не на слуху, хотя они участвовали в перформансах «Поп-механики» Сергея Курехина и оформляли первые в России техно-рейвы. В методе «Инженеров» — петербургском постреализме — заключен поиск универсального художественного языка: они применяют средства искусства к познанию и обработке научно-технических открытий, исследований в сфере гуманитарных наук, философии и медицины. Объединение функционирует до сих пор, а один из его участников, живущий в Берлине Франц Родвальт, как художник-скульптор сотрудничает с крупными режиссерами — Квентином Тарантино, сестрами Вачовски, Уэсом Андерсоном и Терри Гиллиамом.

Григорий Стрельников, без названия, 2019

Предоставлено галереей ГУМ-Red-Line

Франц Родвальт, без названия, 1995

Предоставлено галереей ГУМ-Red-Line
Ретроспектива абстракциониста Михаила Чернышова

Alina Pinsky Gallery, до 30 сентября

Последнюю неделю работает выставка ключевого послевоенного абстракциониста Михаила Чернышова One Man Show. Его имя не так широко известно, как хотелось бы, во многом в связи с его эмиграцией в Нью-Йорк в 1980 году. Тем не менее его работы находятся в собраниях Русского музея и Третьяковской галереи, он высоко ценится арт-критиками и коллекционерами — его работы разлетелись на недавнем стенде Cosmoscow. Два главных направления в его творчестве — поп-арт и абстрактная «живопись жестких контуров», а стремление к «некрасивости» и геометричности делает его живопись и графику узнаваемой. 

Ретроспектива абстракциониста Михаила Чернышова

Alina Pinsky Gallery. Фото: Krasyuk Sergey
Кинопоказ фильма об Олеге Целкове к его выставке 

МАММ, 26 сентября в 17:00

Ушедший в этом году из жизни художник Олег Целков — важная фигура российской арт-сцены. Он был легендой нон-конформизма, его работы находятся в крупнейших музеях от Эрмитажа до Стеделейка и в частных собраниях, в том числе его коллекционера и впоследствии друга Игоря Цуканова. В 1977 году Целков переехал в Париж. В фильме «Я не здешний, я чужой» (2015), названном так в рефрен к одной из цитат художника, Целков рассказывает о своей жизни и творчестве, причинах эмиграции, шестидесятниках и своем близком окружении — Иосифе Бродском, Евгении Евтушенко. Специальный кинопоказ в кинозале МАММ проходит в рамках одноименной выставки работ Олега Целкова, которая расположилась на втором этаже музея до 15 ноября. Билеты на кинопоказ можно приобрести на сайте музея.

Олег Целков, «Портрет с цветком», 1962

Предоставлено Tsukanov Family Foundation, London
Христо и Триумфальная арка в Париже 

До 3 октября, Париж

Посмертный проект «великого упаковщика», знаменитого американского художника болгарского происхождения Христо Явашева реализован на этой неделе в Париже. «Триумфальная арка. В обертке» была задумана художником еще в 1967 году, но власти Парижа одобрили проект лишь в 2017-м. Изначально перформанс был назначен на осень 2020 года, но Христо скончался незадолго до этого. 

Вспомнить искусство Христо по 20 работам

Галерея20 Photos
Смотреть галерею

Силами племянника и друзей художника, а также Центра Помпиду арт-проект состоялся сейчас и его монтаж завершился 18 сентября. В работах по производству и возведению «обертки» из сине-серебристой перерабатываемой ткани были заняты более тысячи человек, а его стоимость составила 14 миллионов евро. Эти средства были получены с продажи исследований и работ из архива Христо, а также коллажей и эскизов проекта. В основе художественной практики Христо, который больше всего ценил идеологическое сочетание красоты и свободы, — вызов мотиву вечности искусства и милитаризированной идее воинской славы, в достижении которой гибли миллионы людей. Ранее Христо и его жена, Жанна-Клод де Гийебон, умершая в 2009 году, вместе «оборачивали» в белую ткань Рейхстаг, мост Пон-Неф в Париже, плавучие пирсы в Италии, острова залива Бискейн во Флориде и часть долины Колорадо.

Instagram content

View on Instagram