мода

Искусство и мода: три коллекции 2021 года, вдохновленные эпохой Возрождения

Прекрасным Мадоннам с выставки «Сиена на заре Ренессанса» в ГМИИ им. А. С. Пушкина посвящается
Искусство и мода как современные бренды переосмысляют наследие Ренессанса в своих коллекциях
Chanel pre-fall 2021 Métiers d'art 

Сейчас в ГМИИ им. Пушкина можно увидеть новый выставочный проект, приуроченный к перекрестному Году музеев России и Италии. Его цель — показать, каким было искусство Сиены на рубеже Средневековья и Ренессанса и почему оно занимает важную роль в истории искусства. Посещение этой камерной выставки — хорошая возможность добавить в нашу повседневность немного итальянского очарования. Искусство Сиены, представленное в Пушкинском, оставляет после себя лиричное впечатление и позволяет по-новому взглянуть на актуальные модные коллекции, созданные под влиянием эпохи Возрождения.

Джованни Ди Паоло, «Мадонна Смирение», Сиена, ок. 1400–1482. Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина

Copyright 2021. All rights reserved.

Как случилось чудо итальянского Ренессанса? Вы наверняка когда-нибудь задавались этим вопросом, разглядывая изящных флорентийских женщин и их элегантные наряды на картинах и стенных росписях, прекрасные тела, виртуозно исполненные в скульптуре, или интерьеры роскошных палаццо. Кажется, великое итальянское искусство было совершенным всегда, но на самом деле художникам понадобилось целых два столетия (сами понимаете, итальянский климат не располагает к спешке), чтобы найти новые приемы для визуального отображения красоты и гармонии. И только потом начать создавать свои ренессансные шедевры. Этот период пришелся на XIII и XIV века, в искусствоведении их принято называть «дученто» и «треченто». Во многом это был интуитивный поиск. Именно тогда в искусстве появилось отчетливое стремление сделать изображения более объемными и реалистичными. Но при этом художники не могли позволить себе отступить от важного принципа: при всех нововведениях сами образы должны были оставаться такими же возвышенными и мистически недосягаемыми.

Религиозная тематика, которая в эту эпоху занимала центральное место в изобразительной сфере, сдерживала живописцев многими условностями. Но итальянские мастера все же смогли перенастроить художественную оптику. Для них было важно показать через красоту небесного идеального мира, который они изображали, мир земной — безусловно, не идеальный, но все же по-своему красивый. В картинах появляются перспективные сокращения и сложные ракурсы, предметы становятся объемными и даже как будто осязаемыми, добавляются бытовые детали, фигуры святых обретают земную телесность и более реалистичные пропорции, усложняется и спектр эмоций. В выражениях лиц и позах библейских персонажей появляются оттенки чувственности. В это время происходит формирование портрета как самостоятельного жанра. Образы Мадонны с младенцем становятся более нежными, деликатными, трогательными. Облик самой Девы Марии тоже претерпевает трансформацию — художники примеряют на нее модные для того времени прически и аксессуары, усаживают в изящные позы. Благодаря живописцам Мадонна порой превращается в светскую даму.

Может показаться, что все эти нюансы не имеют такого большого значения, но это не так. Именно эти подвижки впоследствии привели к тектоническим сдвигам в изобразительной сфере и заложили основу для становления таких титанов Высокого Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Но до того нужно было проделать долгий путь поиска и синтеза накопленного художественного опыта, который вобрал в себя византийские и готические влияния. Узнать об этом подробнее можно на выставке в Пушкинском — она продлится до 3 октября.

Искусство живописи эпохи Возрождения служило источником вдохновения и для моды, причем спустя несколько веков. Знаменитые кутюрье XX–XXI веков обращались к гардеробам ренессансных дам и с удовольствием заимствовали детали из их нарядов для своих коллекций: корсеты, пышные рукава-фонарики, камзолы, объемные многослойные юбки, жесткие воротники жабо, кружева на манжетах и, конечно, массивные украшения с драгоценными камнями.

В 2021 году модная индустрия также обращалась за вдохновением к образам из эпохи Возрождения. Доказательства — сразу несколько актуальных модных коллекций, в которых классическое искусство переосмысляется на современный лад. Обращаясь к нему снова и снова, дизайнеры доказывают, что красота не цементируется во времени, не устаревает, не теряет своей силы даже сквозь столетия. Их работы становятся свидетельством того, что искусство — это не исключительно музейная история и что оно создавалось не только для того, чтобы на него «просто смотрели». Оно может и должно быть органичной частью нашей жизни.

Chanel pre-fall 2021 Métiers d'art 

Chanel pre-fall 2021 Métiers d'art 

Показ Chanel Métiers d'art 2021 проходил во французском замке Шенонсо, расположенном в долине Луары. Место было выбрано не случайно. Эта королевская резиденция эпохи Возрождения также известна как Дамский замок, поскольку именно с ним была связана судьба многих знаменитых женщин — например, фаворитки короля Генриха II Дианы де Пуатье и королевы Франции (хотя и итальянки по происхождению) Екатерины Медичи. Образ последней стал главным источником вдохновения для этой коллекции. Креативный директор модного Дома Chanel Виржини Виар пришла в особое восхищение, когда обнаружила в интерьерах замка многочисленные символы в виде сдвоенной буквы C — монограмма Екатерины Медичи в ее резиденции. Детали коллекции — прямые визуальные отсылки к сдержанному строгому образу Медичи с картин художников эпохи Возрождения. Многослойный плоеный воротник, полупрозрачная плиссированная ткань, головной убор с развевающейся черной вуалью — все эти референсы становятся более понятны, если посмотреть, например, на прижизненный портрет королевы из музея Конде в Шантийи кисти придворного портретиста французских монархов Франсуа Клуэ. А ромбовидный сетчатый декор, покрывающий платье макси по всей длине, — возможно, повторение парадного наряда Екатерины Медичи, который она демонстрирует на ростовом портрете, написанном неизвестным художником XVI века.

Портрет Екатерины Медичи, неизвестный художник, ок. 1547–1559; портрет Екатерины Медичи, Франсуа Клуэ, XVI век

Getty Images

Celine fall menswear осень-зима 2021

Celine fall menswear осень-зима 2021

Замок Шамбор — еще один архитектурный шедевр эпохи Ренессанса в долине Луары — в этом году стал местом проведения показа мужской коллекции Celine. Загородная резиденция была построена по приказу французского «короля-рыцаря» Франциска I в XVI веке. Эди Слиман, креативный директор модного Дома Celine, признавался, что просто влюбился в эффектный черно-белый колорит этой архитектуры. Историческая декорация стала идеальным сеттингом для показа коллекции, в которой Слиман на языке одежды рассказывает, как романтичный дух средневекового эскапизма может проникнуть в гардероб современного человека. Стоячий кружевной воротничок блузы, деликатно выглядывающий из-под черного джемпера, в сочетании с серебристыми цепочками на груди и черной накидкой (или серым пиджаком в более осовремененном варианте) — навевают воспоминание о поэтичных мужских портретах кисти Тициана и Джорджоне.

Тициан, «Мужчина с перчаткой», ок. 1520; Джорджоне, «Портрет молодого человека», ок. 1510

Legion-Media

Max Mara весна-лето 2021 

Max Mara весна-лето 2021 

Показ Max Mara весна-лето 2021 проходил во дворе Пинакотеки Брера — одной из крупнейших картинных галерей Милана (там же размещается Миланская академия художеств). Это место — одна из главных художественных сокровищниц Италии: здесь хранятся произведения Рафаэля, Джованни Беллини, Караваджо, Тициана. Отправной точкой для создания коллекции послужила любовь креативного директора Max Mara Яна Гриффитса к искусству Ренессанса. Работая над коллекцией, Гриффитс думал о женщинах, которые «будут делать этот мир еще лучше, чем он был прежде». На подиуме были представлены гибридные варианты полуспортивной одежды, украшенной вставками из парчовой ткани с орнаментами в духе Возрождения. В прихотливом узоре этих орнаментов можно увидеть отсылку к нарядам ренессансных дам. Как, например, на портретах флорентийского живописца Антонио дель Поллайоло. А платье макси теплого песочного оттенка с открытыми плечами отдаленно напоминает поэтичный образ девушки с полотна XV века кисти Алессио Бальдовинетти «Портрет дамы в желтом» из Национальной галереи в Лондоне.

Антонио дель Поллайоло, «Портрет девушки», 1465; Антонио дель Поллайоло, «Женский портрет», 1460–1465

Legion-Media

Алессио Бальдовинетти, «Портрет дамы в желтом», ок. 1470

Getty Images