Дизайн

Чем дизайнер Алиса Волчкова полюбилась в Европе и какие работы стоит знать

Обсуждаем дизайн и будущее вместе с парижанкой русского происхождения и вспоминаем «докарантинные» времена по снимкам Ольги Изаксон 
Парижский дизайнер Алиса Волчкова о своих экспериментах со стеклом и керамикой русских корнях и любимых авторах
Алиса Волчкова в своей мастерской в Париже. Фото: Ольга Изаксон

Алису Волчкову во Франции и за ее пределами знают куда лучше, чем в Москве — что неудивительно, ведь именно в Париже дизайнер живет более четверти века. Многие видят в ней художника, зная всю «поэтичность» работы: все, что проходит через руки Алисы, изменяется до неузнаваемости. Мы уже рассказывали, почему керамика — столь горячая тема на примере российских художниц, которые все чаще к ней обращаются, а теперь подходим с другой стороны. Волчкову прежде всего интересуют материалы и технологии, потому она считает себя именно дизайнером: «Художник работает больше с чувствами и эстетикой». Алиса лихо рубит разноцветный хрусталь, реформирует привычные представления о фарфоре и экспериментирует — еще со времен учебы в лондонском Королевском колледже искусств. 

Фото: Ольга Изаксон

Глядя, как Париж оживает после многих недель карантина, вспоминаем незапамятные времена «до» по фотографиям Ольги Изаксон из мастерской Алисы. А с ней самой обсуждаем наиболее любопытные работы, которые курсируют по европейским галереям и крупным Неделям дизайна.

Фото: Ольга Изаксон

Первые важные шаги в керамике Волчкова сделала в 2009-м, фиксируя «падающие» предметы в серии Frozen in Time and Spacе — объектами, далекими от функциональности. Проработав несколько лет в архитектуре — Волчкова также окончила парижскую Школу Камондо, — Алиса отказалась от в основном компьютерного труда в пользу малых форм. «Я поняла, что мне нужно мгновенно иметь в руках то, что представляю себе в голове». 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Карьера Алисы пошла на взлет в 2017-м, вскоре после появления проектов The Liquid Series, Volcanos и The Beautiful Imperfect. Каждый предлагает особенную технологию и новый взгляд на привычное. В The Liquid Series, например, Алиса расширяет возможности работы с фарфором. «Обычно мы представляем объекты из фарфора белыми, покрытыми блестящей глазурью, с ровными линиями, — отмечает Волчкова. — В этом проекте все наоборот: непривычные глазу насыщенные цвета и матовая отделка ставят под сомнение наши ожидания насчет этого старомодного материала. Видя объекты из этой серии, люди думают, что это пластик». 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Среди ранних проектов дизайнера с русскими корнями особняком стоит минималистичный Samovar (2015) — с ним парижанка ностальгирует по временам семейных чаепитий.

Samovar, 2015

Из России Алису увезли совсем маленькой, но привязанность к Москве и культуре у нее сохранилась: это касается как любимых фильмов Леонида Гайдая, так и книг Достоевского и русской речи вообще. Скучает Волчкова и по многому другому — русской кухне, прогулкам по Столешникову и Патриаршим, загородным пейзажам. В Париже, где живет уже четверть века, больше всего любит кварталы Маре и Сен-Жермен: «Стоит пройтись в любом месте — найдешь что-то интересное и красивое, будто сама становишься частью произведения искусства». В повседневной жизни Волчкова делает это, нося вещи скромные и комфортные, как многие француженки, а наряжаться предпочитает в Céline времен Фиби Файло, Rosie Assouline, Loewe, Khaite и Acne Studios, не меньше любит и молодых дизайнеров Cecilie Bahnsen и Peter Do — «гения кройки и шитья».

Фото: Ольга Изаксон

Один из своих самых важных проектов, The Beautiful Imperfect, Алиса придумала еще во время учебы в Лондоне. Волчкова деконструирует классическую веджвудскую вазу, постепенно скрывая ее под новой «кожей». «Моя цель — выстроить мост между прошлым и будущим, символизирующий человеческие мутации, имитирующий жизненный цикл, — объясняет Алиса смысл процесса. — Белая фактура, которая постепенно «съедает» вазу, символизирует трансформацию молекулярного мира, из которого мы состоим». В декабре 2017 года эта серия работ была приобретена музейной службой Leeds Museums & Galleries, а зимой 2018-го новые объекты из этой же линейки выставлялись в лондонской галерее Саатчи на ярмарке искусств Collect.

The Beautiful Imperfect, 2016

Фото: Ольга Изаксон

Любимые материалы Алисы — стекло и керамика, и эксперименты с ними продолжаются. В прошлом году Волчкова участвовала в Миланской неделе дизайна с проектом Stone Age, для которого сделала сет массивных, обрубленных хрустальных бокалов. К каменному веку отсылает не только их внешний вид, но и вес: по задумке Алисы, тяжесть бокала меняет пластику движений человека, его держащего, и тем самым сближает нас с первобытными предками. 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Работы из этой серии до 21 февраля 2021 года будут показывать в бельгийском Генте, на выставке «Kleureyck. Цвета ван Эйка в дизайне» в Музее дизайна. Сокуратор экспозиции, Софи Лашер из дуэта Atelier Lachaert Dhanis, этим летом с 1 июля по 31 августа планирует еще одну выставку с участием Волчковой — Honey me в уединенной галерее Artecetera на востоке Фландрии, между Гентом и Антверпеном. 

Atelier Lachaert Dhanis Алиса Волчкова причисляет и к числу своих важных источников вдохновения — наряду с дизайнером Максом Лэмбом, чей экспериментальный подход ей особенно близок, formafantasma и Studio.Drift, а также Tokujin Yoshioka, Takuro Kuwata, Edmund de Waal. В ранние годы Алису вдохновляли Pieke Bergmans, Wieki Somers, братья Bouroullec и актуальные художники, от Олафура Элиассона и Тадаси Каваматы до Билла Виолы.

Фото: Ольга Изаксон

В этом году Алиса пробует работать с новыми экологичными материалами: сейчас тестирует раковины, исследуя тему пищевых отходов. «Тонны раковин мидий, устриц и гребешков просто выбрасываются, тогда как в них содержится множество полезных микроэлементов, которые могли бы стать, например, отличным удобрением для растений, используются они и в косметике, — говорит Волчкова. — Нужно думать о планете и нашем будущем, стать более цивилизованными и сознательными, чтобы минимизировать риск природных и социальных катастроф». Называя себя идеалистом, Волчкова верит, что люди станут менее эгоистичными, сосредоточатся на главном — благополучии планеты — и будут больше думать о том, как улучшить жизнь. Экологичные методы производства входят во многие отрасли промышленности — и сейчас стоят во главе угла и в Алисином «ателье».

Фото: Ольга Изаксон
Фото: Ольга Изаксон
Фото: Ольга Изаксон

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.