© Алиса Волчкова в своей мастерской в Париже. Фото: Ольга Изаксон

Дизайн

Чем дизайнер Алиса Волчкова полюбилась в Европе и какие работы стоит знать

Обсуждаем дизайн и будущее вместе с парижанкой русского происхождения и вспоминаем «докарантинные» времена по снимкам Ольги Изаксон 

Алису Волчкову во Франции и за ее пределами знают куда лучше, чем в Москве — что неудивительно, ведь именно в Париже дизайнер живет более четверти века. Многие видят в ней художника, зная всю «поэтичность» работы: все, что проходит через руки Алисы, изменяется до неузнаваемости. Мы уже рассказывали, почему керамика — столь горячая тема на примере российских художниц, которые все чаще к ней обращаются, а теперь подходим с другой стороны. Волчкову прежде всего интересуют материалы и технологии, потому она считает себя именно дизайнером: «Художник работает больше с чувствами и эстетикой». Алиса лихо рубит разноцветный хрусталь, реформирует привычные представления о фарфоре и экспериментирует — еще со времен учебы в лондонском Королевском колледже искусств. 

© Фото: Ольга Изаксон

Глядя, как Париж оживает после многих недель карантина, вспоминаем незапамятные времена «до» по фотографиям Ольги Изаксон из мастерской Алисы. А с ней самой обсуждаем наиболее любопытные работы, которые курсируют по европейским галереям и крупным Неделям дизайна.

© Фото: Ольга Изаксон

Первые важные шаги в керамике Волчкова сделала в 2009-м, фиксируя «падающие» предметы в серии Frozen in Time and Spacе — объектами, далекими от функциональности. Проработав несколько лет в архитектуре — Волчкова также окончила парижскую Школу Камондо, — Алиса отказалась от в основном компьютерного труда в пользу малых форм. «Я поняла, что мне нужно мгновенно иметь в руках то, что представляю себе в голове». 

Карьера Алисы пошла на взлет в 2017-м, вскоре после появления проектов The Liquid Series, Volcanos и The Beautiful Imperfect. Каждый предлагает особенную технологию и новый взгляд на привычное. В The Liquid Series, например, Алиса расширяет возможности работы с фарфором. «Обычно мы представляем объекты из фарфора белыми, покрытыми блестящей глазурью, с ровными линиями, — отмечает Волчкова. — В этом проекте все наоборот: непривычные глазу насыщенные цвета и матовая отделка ставят под сомнение наши ожидания насчет этого старомодного материала. Видя объекты из этой серии, люди думают, что это пластик». 

Среди ранних проектов дизайнера с русскими корнями особняком стоит минималистичный Samovar (2015) — с ним парижанка ностальгирует по временам семейных чаепитий.

Samovar, 2015

Из России Алису увезли совсем маленькой, но привязанность к Москве и культуре у нее сохранилась: это касается как любимых фильмов Леонида Гайдая, так и книг Достоевского и русской речи вообще. Скучает Волчкова и по многому другому — русской кухне, прогулкам по Столешникову и Патриаршим, загородным пейзажам. В Париже, где живет уже четверть века, больше всего любит кварталы Маре и Сен-Жермен: «Стоит пройтись в любом месте — найдешь что-то интересное и красивое, будто сама становишься частью произведения искусства». В повседневной жизни Волчкова делает это, нося вещи скромные и комфортные, как многие француженки, а наряжаться предпочитает в Céline времен Фиби Файло, Rosie Assouline, Loewe, Khaite и Acne Studios, не меньше любит и молодых дизайнеров Cecilie Bahnsen и Peter Do — «гения кройки и шитья».

© Фото: Ольга Изаксон

Один из своих самых важных проектов, The Beautiful Imperfect, Алиса придумала еще во время учебы в Лондоне. Волчкова деконструирует классическую веджвудскую вазу, постепенно скрывая ее под новой «кожей». «Моя цель — выстроить мост между прошлым и будущим, символизирующий человеческие мутации, имитирующий жизненный цикл, — объясняет Алиса смысл процесса. — Белая фактура, которая постепенно «съедает» вазу, символизирует трансформацию молекулярного мира, из которого мы состоим». В декабре 2017 года эта серия работ была приобретена музейной службой Leeds Museums & Galleries, а зимой 2018-го новые объекты из этой же линейки выставлялись в лондонской галерее Саатчи на ярмарке искусств Collect.

The Beautiful Imperfect, 2016

© Фото: Ольга Изаксон

Любимые материалы Алисы — стекло и керамика, и эксперименты с ними продолжаются. В прошлом году Волчкова участвовала в Миланской неделе дизайна с проектом Stone Age, для которого сделала сет массивных, обрубленных хрустальных бокалов. К каменному веку отсылает не только их внешний вид, но и вес: по задумке Алисы, тяжесть бокала меняет пластику движений человека, его держащего, и тем самым сближает нас с первобытными предками. 

Работы из этой серии до 21 февраля 2021 года будут показывать в бельгийском Генте, на выставке «Kleureyck. Цвета ван Эйка в дизайне» в Музее дизайна. Сокуратор экспозиции, Софи Лашер из дуэта Atelier Lachaert Dhanis, этим летом с 1 июля по 31 августа планирует еще одну выставку с участием Волчковой — Honey me в уединенной галерее Artecetera на востоке Фландрии, между Гентом и Антверпеном. 

Atelier Lachaert Dhanis Алиса Волчкова причисляет и к числу своих важных источников вдохновения — наряду с дизайнером Максом Лэмбом, чей экспериментальный подход ей особенно близок, formafantasma и Studio.Drift, а также Tokujin Yoshioka, Takuro Kuwata, Edmund de Waal. В ранние годы Алису вдохновляли Pieke Bergmans, Wieki Somers, братья Bouroullec и актуальные художники, от Олафура Элиассона и Тадаси Каваматы до Билла Виолы.

© Фото: Ольга Изаксон

В этом году Алиса пробует работать с новыми экологичными материалами: сейчас тестирует раковины, исследуя тему пищевых отходов. «Тонны раковин мидий, устриц и гребешков просто выбрасываются, тогда как в них содержится множество полезных микроэлементов, которые могли бы стать, например, отличным удобрением для растений, используются они и в косметике, — говорит Волчкова. — Нужно думать о планете и нашем будущем, стать более цивилизованными и сознательными, чтобы минимизировать риск природных и социальных катастроф». Называя себя идеалистом, Волчкова верит, что люди станут менее эгоистичными, сосредоточатся на главном — благополучии планеты — и будут больше думать о том, как улучшить жизнь. Экологичные методы производства входят во многие отрасли промышленности — и сейчас стоят во главе угла и в Алисином «ателье».

© Фото: Ольга Изаксон

© Фото: Ольга Изаксон

© Фото: Ольга Изаксон

Читайте также

Искусство

Парижская коллажистка Ольга Варова о любимых приемах в работе, моде и вдохновении 

Lifestyle

Готовим кимчи с Реджиной Пио