© Образы Lanvin, Self-Portrait, Rejina Pyo, Alberta Ferretti весна-лето 2020; внизу по часовой стрелке: панамы Lanvin, Alberta Ferretti, Loro Piana, Jil Sander

Искусство

Парижская коллажистка Ольга Варова о любимых приемах в работе, моде и вдохновении 

Ищите ее визуальные размышления на тему летних трендов в июньском арт-номере Vogue 

«В омском детстве Ольга Варова вырывала из книг страницы с картинками, текстом совершенно не интересуясь. Теперь живет в Париже с мужем, фэшн-фотографом, и делает модные коллажи» — так представляют в июньском выпуске Vogue одну из приглашенных художниц. Для Ольги работа часто начинается с озарения: «В 30 секунд между явью и сном я вижу странную визуализацию. Ее нужно записать в ту же ночь. Если появилась идея — день удался». Летние тренды, оформленные Варовой для этого «художественного» номера, продолжаются на Vogue.ru — вместе с рассказами о рабочем процессе, вдохновении и любимых авторах из мира моды и искусства. 

«Я активно смешиваю медиа, — говорит Ольга, — мне нравится использовать карандаши и краски, даже гуашь, сканировать, добавлять что-то в электронном виде. Но вообще, я сторонник делать коллажи полностью руками». Отмечая, что все очень индивидуально в каждом случае, Ольга любит наслаивать разные техники — при этом картинка приобретает некую форму — и работает, пока результат не удовлетворит, а коллаж не будет выглядеть для нее завершенным. 

По часовой стрелке: топ Eres, сандалии Neous, юбка Prada, кардиган Marine Serre, образы с показов Marine Serre, Brognano, Natasha Zinko весна-лето 2020, сумка Fendi

«Все время брожу по парижским барахолкам в поиске старых журналов, фотокниг, — продолжает художница. — Прихожу домой, выкладываю все на рабочий стол, начинаю вырезать. Делаю наброски на бумаге А4. Здесь и появляется идея коллажа. Я обожаю небрежные, грязно сделанные или, возможно, даже незаконченные коллажи. То есть для меня они могут быть законченными — а вам покажется, что нет. Больше всего, наверное, использую розовый и белый. А вдохновение ищу в работах Франца Веста — обожаю его».

Следя за миром современного искусства и часто посещая музеи, Ольга особенно ждет выставку Элис Нил в Центре Помпиду, открытие которой до пандемии планировали на июнь. А одним из самых любимых художников называет Фрэнсиса Бэкона, с восторгом вспоминая его недавнюю экспозицию там же. Что до фотографии, Варова увлекалась ей с детства. «Мой отец художник. И также какой-то период времени фотографировал, проявлял пленки дома. Мне нравилось, но я никогда не училась этому. Хотя сейчас жалею, что когда-то не пошла на факультет фотографии. Все это было на любительском уровне: у меня даже не было фотоаппарата! Я начала снимать на телефон».

Элис Нил. Marxist Girl (Irene Peslikas), 1972

©  The Estate of Alice Neel; Victoria Miro, London/Venice

Фото с телефона Варова стала обрабатывать на компьютере, играла с цветом. «У меня была огромная лампа — обычная, совсем не предназначенная для профессиональной фотосъемки. Эту лампу я украла у знакомого, пока жила у него какое-то время. Потом, конечно, призналась. Он был не против, — смеется Ольга. — Я продолжала снимать на телефон всех своих знакомых. То есть, организовала у себя дома маленькую студию. Телефон и та самая лампа. Некая самобытность в этом присутствовала, конечно, но результатом я была довольна. Многие не верили, когда смотрели фотографии, что они сняты на телефон. Денег на камеру у меня не было. А однажды их не стало совсем, даже оплатить квартиру и свет. И я снимала при свечах. Все эти моменты в жизни, трудности — давали мне некую силу, и моя самобытность позволяла все больше и больше экспериментировать».  

Как мы знаем, киноискусство и мода тесно связаны друг с другом. Мода как таковая меня интересует меньше.

После всех фотографических опытов Ольга перешла к визуальным видеозарисовкам, экспериментировала с монтажом, все-таки купила камеру. И обосновалась в маленькой студии, переехав в Париж. «Сейчас я там живу и работаю. Рисую, снимаю, — рассказывает Варова. — В последнее время работаю в паре со своим мужем Алексом Брюне. Он тоже художник и модный фотограф. У нас очень много совместных проектов. В прошлом году мы сделали вместе фотокнигу под названием LUBOV, которая была опубликована парижским издательством 1991 Books и представлена в галерее книг и искусства Galerie Yvon Lambert Paris. А также в арт-галерее Le Bal Paris. Сейчас я работаю над коротким фильмом с американской киноактрисой Пас де ла Уэртой. Это поэтический фильм без диалогов и монологов, где главные роли играет автор и сама Пас».

«Я очень люблю кино, — продолжает художница. — Как мы знаем, киноискусство и мода тесно связаны друг с другом. Мода как таковая меня интересует меньше. А вот мода в кинематографе впечатляет очень сильно. Или даже в музыкальном мире. Вспомнить Мадонну и не представить ее с конусообразным бюстье Жан-Поля Готье, согласитесь, тяжело. Фильм Альмодовара «Кика» меня потряс еще и своими костюмами Готье. Или «Повар, вор, его жена и ее любовник» Питера Гринуэя. Потрясающие костюмы, тоже сделанные Готье. Я очень люблю Мюглера. Жаль, что он ушел из моды и больше не радует нас. Обожаю Мартина Маржела, Рэй Кавакубо. Мистер Ив Сен-Лоран был, конечно, мощной фигурой. Вот, пожалуй, все из перечисленных людей мира моды, кто мне близок». 

Кроме модных брендов и журналов, Ольга сотрудничала и с музыкальным лейблом Kitsuné, сделав для них серию коллажей весной 2019-го. «Я всегда слушаю музыку. Даже когда сплю, кажется. И когда работаю. Музыка тоже может вдохновить и быть источником идеи — картины, рисунка, фотографии или же идеи для видео. У меня в компьютере очень много музыки, все время ищу ее и сохраняю в плейлист. Причем самую разную. Обожаю Делию Дербишир — она по образованию не только музыкант, но и ученый, со степенью в математике. Музыка Делии погружает в себя и вдохновляет так, что я могу встать в четыре часа утра и снять короткое видео или сделать коллаж. Очень люблю Анджело Бадаламенти, без которого не представить «Твин Пикс» Дэвида Линча. Уникальный музыкант. Гений. Классическую музыку я слушаю меньше. Электронную — больше. Что-то типа Kraftwerk или Baby Ford, многих музыкантов с лейбла Perlon. Еще японского композитора Сусуму Йокоту, его альбом Acid Mt. Fuji 1994 года — просто блеск». 

Говоря о любимых предметах гардероба, Ольга прежде всего выделяет солнцезащитные очки. «У меня целая коллекция. Есть одни самые любимые Céline дизайна Фиби Файло, у них очень странная форма, будто они сломаны. И мне все говорят: «Ой, у тебя сломаны очки?» И я отвечаю: «Да». Еще у меня есть любимая золотая брошка в виде лягушки — инкрустированная топазами и другими камнями, ее зовут Мотя. Она всегда на моем пиджаке и приносит мне удачу. Я не модный человек, но у меня есть свой стиль — и я люблю его менять. Мне очень близки конец 1970-х, нью-йоркский клуб «Студия 54», вся уорхоловская группа людей, это суперсекси. Еще нравится, как одевался Сальвадор Дали. Немного буржуазный стиль. Могу надеть винтажные мужские брюки, оверсайз-пиджак Burberry — тоже винтажный — и взять зонтик, которым постукиваю, когда брожу по Парижу. Мода для меня, безусловно, вид искусства, выражение времени». 

Чем Ольга Варова занимается, если ничем не занимается? «Мне часто лень, — признается она. — И вообще кажется, что лень очень присуща русскому человеку. Но я работаю над собой и хочу искоренить это». Вне работы художница много смотрит интервью, фильмы, в том числе документальные, стремится самообразовываться. «Я всегда жила с ощущением нехватки информации, образования. Поэтому проявляю большой интерес к разным сферам науки, культуры и искусства. И особенно к кино. Смотрю, анализирую. Очень много думаю».

Читайте также

Мода

Vogue Global Conversations вернутся в мае

Lifestyle

Июльский номер Vogue уже в продаже