Искусство

Парижская коллажистка Ольга Варова о любимых приемах в работе, моде и вдохновении 

Ищите ее визуальные размышления на тему летних трендов в июньском арт-номере Vogue 
Как сделать модный коллаж и где искать вдохновение рассказывает парижская художница Ольга Варова
Образы Lanvin, Self-Portrait, Rejina Pyo, Alberta Ferretti весна-лето 2020; внизу по часовой стрелке: панамы Lanvin, Alberta Ferretti, Loro Piana, Jil Sander

«В омском детстве Ольга Варова вырывала из книг страницы с картинками, текстом совершенно не интересуясь. Теперь живет в Париже с мужем, фэшн-фотографом, и делает модные коллажи» — так представляют в июньском выпуске Vogue одну из приглашенных художниц. Для Ольги работа часто начинается с озарения: «В 30 секунд между явью и сном я вижу странную визуализацию. Ее нужно записать в ту же ночь. Если появилась идея — день удался». Летние тренды, оформленные Варовой для этого «художественного» номера, продолжаются на Vogue.ru — вместе с рассказами о рабочем процессе, вдохновении и любимых авторах из мира моды и искусства. 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

«Я активно смешиваю медиа, — говорит Ольга, — мне нравится использовать карандаши и краски, даже гуашь, сканировать, добавлять что-то в электронном виде. Но вообще, я сторонник делать коллажи полностью руками». Отмечая, что все очень индивидуально в каждом случае, Ольга любит наслаивать разные техники — при этом картинка приобретает некую форму — и работает, пока результат не удовлетворит, а коллаж не будет выглядеть для нее завершенным. 

По часовой стрелке: топ Eres, сандалии Neous, юбка Prada, кардиган Marine Serre, образы с показов Marine Serre, Brognano, Natasha Zinko весна-лето 2020, сумка Fendi

«Все время брожу по парижским барахолкам в поиске старых журналов, фотокниг, — продолжает художница. — Прихожу домой, выкладываю все на рабочий стол, начинаю вырезать. Делаю наброски на бумаге А4. Здесь и появляется идея коллажа. Я обожаю небрежные, грязно сделанные или, возможно, даже незаконченные коллажи. То есть для меня они могут быть законченными — а вам покажется, что нет. Больше всего, наверное, использую розовый и белый. А вдохновение ищу в работах Франца Веста — обожаю его».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Следя за миром современного искусства и часто посещая музеи, Ольга особенно ждет выставку Элис Нил в Центре Помпиду, открытие которой до пандемии планировали на июнь. А одним из самых любимых художников называет Фрэнсиса Бэкона, с восторгом вспоминая его недавнюю экспозицию там же. Что до фотографии, Варова увлекалась ей с детства. «Мой отец художник. И также какой-то период времени фотографировал, проявлял пленки дома. Мне нравилось, но я никогда не училась этому. Хотя сейчас жалею, что когда-то не пошла на факультет фотографии. Все это было на любительском уровне: у меня даже не было фотоаппарата! Я начала снимать на телефон».

Элис Нил. Marxist Girl (Irene Peslikas), 1972

 The Estate of Alice Neel; Victoria Miro, London/Venice

Фото с телефона Варова стала обрабатывать на компьютере, играла с цветом. «У меня была огромная лампа — обычная, совсем не предназначенная для профессиональной фотосъемки. Эту лампу я украла у знакомого, пока жила у него какое-то время. Потом, конечно, призналась. Он был не против, — смеется Ольга. — Я продолжала снимать на телефон всех своих знакомых. То есть, организовала у себя дома маленькую студию. Телефон и та самая лампа. Некая самобытность в этом присутствовала, конечно, но результатом я была довольна. Многие не верили, когда смотрели фотографии, что они сняты на телефон. Денег на камеру у меня не было. А однажды их не стало совсем, даже оплатить квартиру и свет. И я снимала при свечах. Все эти моменты в жизни, трудности — давали мне некую силу, и моя самобытность позволяла все больше и больше экспериментировать».  

После всех фотографических опытов Ольга перешла к визуальным видеозарисовкам, экспериментировала с монтажом, все-таки купила камеру. И обосновалась в маленькой студии, переехав в Париж. «Сейчас я там живу и работаю. Рисую, снимаю, — рассказывает Варова. — В последнее время работаю в паре со своим мужем Алексом Брюне. Он тоже художник и модный фотограф. У нас очень много совместных проектов. В прошлом году мы сделали вместе фотокнигу под названием LUBOV, которая была опубликована парижским издательством 1991 Books и представлена в галерее книг и искусства Galerie Yvon Lambert Paris. А также в арт-галерее Le Bal Paris. Сейчас я работаю над коротким фильмом с американской киноактрисой Пас де ла Уэртой. Это поэтический фильм без диалогов и монологов, где главные роли играет автор и сама Пас».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

«Я очень люблю кино, — продолжает художница. — Как мы знаем, киноискусство и мода тесно связаны друг с другом. Мода как таковая меня интересует меньше. А вот мода в кинематографе впечатляет очень сильно. Или даже в музыкальном мире. Вспомнить Мадонну и не представить ее с конусообразным бюстье Жан-Поля Готье, согласитесь, тяжело. Фильм Альмодовара «Кика» меня потряс еще и своими костюмами Готье. Или «Повар, вор, его жена и ее любовник» Питера Гринуэя. Потрясающие костюмы, тоже сделанные Готье. Я очень люблю Мюглера. Жаль, что он ушел из моды и больше не радует нас. Обожаю Мартина Маржела, Рэй Кавакубо. Мистер Ив Сен-Лоран был, конечно, мощной фигурой. Вот, пожалуй, все из перечисленных людей мира моды, кто мне близок». 

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Кроме модных брендов и журналов, Ольга сотрудничала и с музыкальным лейблом Kitsuné, сделав для них серию коллажей весной 2019-го. «Я всегда слушаю музыку. Даже когда сплю, кажется. И когда работаю. Музыка тоже может вдохновить и быть источником идеи — картины, рисунка, фотографии или же идеи для видео. У меня в компьютере очень много музыки, все время ищу ее и сохраняю в плейлист. Причем самую разную. Обожаю Делию Дербишир — она по образованию не только музыкант, но и ученый, со степенью в математике. Музыка Делии погружает в себя и вдохновляет так, что я могу встать в четыре часа утра и снять короткое видео или сделать коллаж. Очень люблю Анджело Бадаламенти, без которого не представить «Твин Пикс» Дэвида Линча. Уникальный музыкант. Гений. Классическую музыку я слушаю меньше. Электронную — больше. Что-то типа Kraftwerk или Baby Ford, многих музыкантов с лейбла Perlon. Еще японского композитора Сусуму Йокоту, его альбом Acid Mt. Fuji 1994 года — просто блеск». 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Говоря о любимых предметах гардероба, Ольга прежде всего выделяет солнцезащитные очки. «У меня целая коллекция. Есть одни самые любимые Céline дизайна Фиби Файло, у них очень странная форма, будто они сломаны. И мне все говорят: «Ой, у тебя сломаны очки?» И я отвечаю: «Да». Еще у меня есть любимая золотая брошка в виде лягушки — инкрустированная топазами и другими камнями, ее зовут Мотя. Она всегда на моем пиджаке и приносит мне удачу. Я не модный человек, но у меня есть свой стиль — и я люблю его менять. Мне очень близки конец 1970-х, нью-йоркский клуб «Студия 54», вся уорхоловская группа людей, это суперсекси. Еще нравится, как одевался Сальвадор Дали. Немного буржуазный стиль. Могу надеть винтажные мужские брюки, оверсайз-пиджак Burberry — тоже винтажный — и взять зонтик, которым постукиваю, когда брожу по Парижу. Мода для меня, безусловно, вид искусства, выражение времени». 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Чем Ольга Варова занимается, если ничем не занимается? «Мне часто лень, — признается она. — И вообще кажется, что лень очень присуща русскому человеку. Но я работаю над собой и хочу искоренить это». Вне работы художница много смотрит интервью, фильмы, в том числе документальные, стремится самообразовываться. «Я всегда жила с ощущением нехватки информации, образования. Поэтому проявляю большой интерес к разным сферам науки, культуры и искусства. И особенно к кино. Смотрю, анализирую. Очень много думаю».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.