© Иллюстрация: Анастасия Ковтун. Vogue Россия, июнь 2020 

Музыка

Дуа Липа о своем альбоме-манифесте и противоречивом отношении к соцсетям

Британская певица высказывается о феминизме и любви к искусству, а также появляется в многочисленных иллюстрациях в июньском арт-номере Vogue

Постмодернизм уже почти списали со счетов, но в этом году соцсети и карантин обеспечили ему очередной ренессанс. Особенно постарался TikTok, в котором юные пользователи без устали создают собственные интерпретации музыкальных хитов. С помощью этих видео старые песни возвращаются в чарты, а недавние получают новое переосмысление. Так, 19-летняя филиппино-австралийская тиктокерша Ханна Баланей зажигательно станцевала под новую песню Дуа Липы Don’t Start Now, настоящий гимн независимости, и теперь в танцевальном марафоне #DuaLipaChallenge принимают участие миллионы пользователей. А сама песня звучит как минимум в четырех миллионах видео.

Иллюстрация: Llumierize

Дуа Липа обо всем этом узнает с удивлением — сама она завела TikTok-аккаунт пару месяцев назад, выложила шикарный танец на лестнице в Нью-Йорке, а потом так закрутилась, что даже не знала о хайпе вокруг своей песни. «Боже, я должна это увидеть прямо сейчас», — двадцати­четырехлетняя поп-звезда сидит на диване в сиднейском отеле, где только что закончила съемку для Vogue. Кутюрное платье Valentino она сменила на мешковатые кремовые джинсы и цветочный топ Paco Rabanne, а волосы по привычке расчесала на прямой пробор и закрепила треугольными заколками. «Они все такие крутые», — певица пролистывает видео и улыбается.

Иллюстрация: Katya Prokopyeva

В отличие от хейтеров в твиттере и инстаграме, толпы поклонниц, которые ради челленджей в TikTok танцуют в своих комнатах с подругами, воплощают квинтэссенцию творчества Дуа Липы: чувство сопричастности, креативность и эмпатию. «Для меня важно сестринство, — говорит певица. — Нужно показывать больше девушек и женщин, самых разных, и чтобы при этом все были вместе. Женщины годами были разобщены, самое время это изменить». Дуа Липа пишет музыку во славу девушек, да и все ее творчество посвящено именно им.

Когда вокруг меня женщины и они меня поддерживают — я чувствую силу, мне так комфортно

Иллюстрация: Isaac Spellman

Она родилась в Лондоне в семье косовских албанцев, жила в Косове с одиннадцати лет, а в пятнадцать вернулась в Анг­лию одна — делать карьеру певицы. Подруги заменили Дуа Липе семью, и до сих пор они для нее многое значат. Все ее знаковые видео — от Blow Your Mind (Mwah) до IDGAF и New Rules — построены на потрясающем профеминистском визуальном ряде, и в них всегда полно женщин. «У меня и сомнений не возникало, что видео должны быть именно такими. Мне казалось это естественным. Когда вокруг меня женщины и они меня поддерживают — я чувствую силу, мне так комфортно», — говорит певица. Видео на хит New Rules с одноименного дебютного альбома 2017 года набрало больше двух миллиардов просмотров на YouTube. Дуа Липа уверяет, что это чистая случайность, но, похоже, это ее формула успеха: «Я сняла видео о своей жизни и ­друзьях, и так вышло, что оно помогло и другим женщинам. Я и представить себе не могла такого эффекта. Ни за что в жизни. Но это, конечно, определило путь, которым я теперь следую».

Иллюстрация: Артур Шахвердян

Соцсети — великий уравнитель и мост между звездами и их поклонниками. Для Дуа Липы это возможность познакомиться с фанатами (многие из них ее ровесники) и расти вместе с ними. Именно в соцсетях «живут» сотни посвященных ей страничек — их стало особенно много с тех пор, как в прошлом году певица начала встречаться с Анваром Хадидом, певцом и младшим братом Беллы и Джиджи. Но теперь Дуа Липа признает, что отношения с амплитудой от любви до ненависти временами напоминают игру в одни ворота, а соцсети оказались благодатной почвой для тревожности и паники. «Я выросла в сети, там всегда было весело, — говорит певица, — но потом стало тяжеловато, особенно в твиттере к концу кампании, посвященной выходу первого альбома. Чем больше я делала прикольных и масштабных вещей, тем больше получала негатива. Я не чувствовала поддержки». Парадокс — чем больше было поводов поделиться, тем меньше этого хотелось. К тому же «кажется, что соцсети в какой-то степени обделяют поклонников, которые не просто следят за тобой в блогах, а ходят на концерты, встречают тебя на вокзалах и в аэропортах во время тура. Хоть я и стараюсь быть ближе к фанатам: записывать послания, устраивать встречи».

Иллюстрация: Bofeng Lin

Без диджитал-детокса было не обойтись. И, по словам Дуа Липы, без него точно не было бы ее второго альбома Future Nostalgia. «Я, возможно, пошла бы по порочному кругу и повторяла бы уже сделанное», — говорит она. Отдыхая от соцсетей, певица провела исследование, о результатах которого рассказала на дискуссионной площадке Cambridge Union. «Я посмотрела, как соцсети влияют на женщин, чего от нас, артистов, ждут фолловеры. И поняла, что нам нужно научиться быть терпимее друг к другу и к самим себе. Я даже не прошу, чтобы люди были мягче по отношению ко мне, а думаю, что нам в целом надо создать более безопасную среду для всех. Слова и правда имеют значение. Мы разучились сопереживать, сострадать и быть добрыми».

Иллюстрация: Isaac Spellman

Новый альбом получился идеальным отражением певицы, в которой сочетаются сексуальность, ум, сила, уязвимость и игривость. Первый трек Don’t Start Now — яркий сгусток энергии — рассказывает, как лирическая героиня оправилась от тяжелого расставания. А финальная песня — жесткая и прямолинейная, ее Липа написала сама, — посвящена тому, как трудно быть девушкой. «Когда я шла домой из школы, часто сжимала ключи между костяшками пальцев. Очень многое в жизни женщины крутится вокруг мужчин — нам важно, как мы себя из-за них ощущаем, мы стараемся заслужить одобрение. При этом девушкам через многое приходится пройти. Мы носим закрытую одежду, чтобы избежать домогательств, окриков на улице и сальностей. Мы меняем свою жизнь, чтобы подстроиться под чужую. Это очень грустно».

Иллюстрация: Timuçin Keleș

Хотя певице не всегда комфортно в статусе ролевой модели, она хочет, чтобы ее музыка служила ориентиром для юных фанатов. «Чтобы они слушали, задавались вопросами, обсуждали все это с братьями, сестрами или друзьями, чтобы искали выход из этого замкнутого круга, в котором мы поколение за поколением переживаем одни и те же проблемы».

Иллюстрация: Shkelqimart

В музыкальной журналистике есть клише «предельная честность», но альбом Future Nostalgia и правда выглядит более продуманным, откровенным и оригинальным по сравнению с первой пластинкой певицы. Он кажется ­чем-то очень знакомым, но при этом свежим. А еще он с ходу сшибает с ног — это диско нон-стоп, при этом певица словно пробует себя сразу во всех жанрах, как и положено поп-артистке эпохи постмодерна, поразительно актуальной и современной. «Я поехала в студию с друзьями и решила, что хочу писать музыку, которая ­делает меня счастливой и от которой мне хочется танцевать. Я просто хочу веселиться», — говорит Дуа Липа.

Иллюстрация: Isaac Spellman

Под песни из нового альбома и правда можно танцевать до упаду, в них слышны и нотки из 1980-х, 1990-х и 2000-х — музыки, которая звучала у певицы дома. Не забывая о современниках, Дуа Липа отдает дань кумирам юности, многие из которых тоже любят экспериментировать: немного Кайли Миноуг эпохи Fever, группы Moloko и ­Рошин Мерфи, Blondie, Гвен Стефани, Eurythmics, Jamiroquai, дуэта OutKast, Pink и Принса. А еще она представила свои ­версии хитов INXS Need You Tonight и Your Woman ­проекта White Town. Получилось очень деликатно и не в лоб, во многом благодаря уверенному вокалу, который всегда остается на первом плане. «В конце концов, все уже придумали до нас великие люди и все возвращается — от моды до музыки, — заявляет певица и тут же оговаривается: — Наследие — это важно, но нужно и привносить что-то свое, отдавая прошлому дань».

Иллюстрация: Lucy Dash

Липа любит искусство — это видно и по ее стилю, особенно когда дело доходит до экспериментов с текстурами, цветами и формами. И по бегущим человечкам Кита Харинга на ее больших пальцах. «Я разделяю все ценности стрит-арта, особенно тягу к свободе, — говорит она. — Вообще, искусство меня всегда вдохновляло. Родители водили меня в Тейт Модерн и по галереям. Я училась в музейных залах». Баския, Джефф Кунс, Кусама, проект FriendsWithYou, Ben is Right (Ben Evans), ­Харланд Миллер, the connor brothers, Магда Арчер и CB Hoyo — вот неполный список ее любимых художников. Нонконформисты и провокаторы — все они яркие, иногда очень ироничные ребята. «Я стараюсь задействовать искусство в своих шоу — например, просто обожаю световые работы Джеймса Таррелла. А во время последних гастролей у меня было много декораций, вдохновленных Марком Ротко».

Иллюстрация: David Jimenez

Музыка и правда отличный инструмент для эскапизма

Несмотря на непрекращающиеся похвалы и награды, включая номинацию на «Грэмми» за лучший альбом, Липа не собирается почивать на лаврах, оставаясь предельно сосредоточенной на своем деле. Ее амбиции выходят за рамки привычных регалий: «Я хочу продолжать заниматься музыкой максимально долго, пока у меня не пропадет аппетит, но хочу и сама начать продюсировать артистов, поддерживать молодых певиц. Это моя большая мечта». В 2016-м певица вместе с отцом основала фонд Sunny Hill в косовской Приштине, чтобы поддержать местную молодежь. Три художника оттуда уже получили стипендии на учебу в Лос-Анджелесе. В планах на этот год открытие центра искусств и инноваций. «Музыка — моя любовь номер один, но я хочу заниматься благотворительностью и помогать молодым талантам».

Иллюстрация: Lorenzo D’Alessandro

Как влиятельная британская поп-певица, Дуа Липа активно выступает за права женщин в Соединенном Королевстве и использует любую возможность, чтобы поговорить о равенстве в творческой индустрии. Независимость, эм­патия и свобода от чужого мнения помогают ей разрушать стереотипы о современной поп-звезде, причем со стороны кажется, что все Дуа Липе дается очень легко. «Я думаю, важно делать то, во что ты веришь. Для меня это ­значит быть частью феминистской волны в музыке, даже если я не планировала этого изначально. Зато теперь я очень горжусь произведенным эффектом».

Иллюстрация: Kyra Kendall

Меняется ли роль поп-культуры вместе с мировой повесткой, особенно для молодых людей? «Мне бывает ­иногда тяжело переварить все, что сейчас происходит в мире. Кажется, в ­новом альбоме я постаралась дистанцироваться от политики. Хотела написать музыку, которая позволит об этом не думать. Музыка и правда отличный инструмент для эскапизма. Разговоры о несправедливости и политике меня очень злят и расстраивают. Я просто хочу легче просыпаться по утрам и не думать обо всем плохом, что ­сейчас происходит, — Липа на секунду ­задумывается. — Вообще, самое главное — быть настоящей. Тогда люди тебе поверят. Никогда не знаешь, что может объединить людей. ­Здорово, что сегодня все больше артистов говорят о важных вещах. И это тот максимум, который можно ждать от поп-культуры». 

Иллюстрация: Rayne

Иллюстрация: Vincent Reyta

Иллюстрация: Leandro Torquato

Иллюстрация: Camila González

Читайте также