© Филип Трейси. Шляпа «Мазок кисти Лихтенштейна», весна-лето 2017. Предоставлено музеем «Эрарта»

Выставки

Филип Трейси в Петербурге: главное о новой выставке «безумного» шляпника и его работах

Смотрите в музее «Эрарта» с 20 ноября до 21 марта 2021 года

К 10-летию музея «Эрарты» его команда устроила объемную выставку работ ирландского шляпника Филипа Трейси — и отобрала лучшие головные уборы, созданные им с начала девяностых по 2020 год. Пока московские музеи временно закрыты, в Санкт-Петербурге можно осмотреть почти полсотни творений Трейси — это и хиты с выставки «Шляпы в XXI веке», которая прошла в «Эрарте» в 2015-м, и ранее не экспонировавшиеся в России вещи, и те, что были созданы Филипом за последние пять лет. 

В ходе карьеры Трейси упрочил свой статус единственного в мире шляпного эксперта haute couture и успел посотрудничать со многими из великих. Это касается и дизайнеров, среди которых Карл Лагерфельд, Александр Маккуин, Валентино Гаравани, Джон Гальяно и Ральф Лорен, и других мировых звезд, от Грейс Джонс до Леди Гаги. Подробнее о биографии мэтра, его музах и поклонницах мы рассказывали здесь, а пока делимся деталями о новой выставке и представленных на ней шляпах — а также мнением самого Филипа о них.

Шляпа для коллекции Александра Маккуина «Вдовы Каллодена». Головной убор «Крылья вальдшнепа», осень-зима 2006. Демонстрировался Изабеллой Блоу

© предоставлено музеем «Эрарта»

Любимая шляпа Филипа Трейси — это…

«Корабль». Трейси уверен, что именно эта работа воплощает в себе все поэтические представления о шляпе. «Сама мысль о том, что можно носить на голове парусник, может показаться несколько фантастической, — говорит дизайнер. — Но только не для моей подруги Изабеллы Блоу, которая и вдохновила меня на создание этой шляпы». Изабелла подарила Филипу важную для него книгу «Удовольствие и привилегии» Оливье Бернье — в ней описывается повседневная жизнь французской знати в 50-е годы XVIII века. Так Трейси и узнал, что во времена Марии-Антуанетты знатные дамы в честь побед в крупных морских сражениях украшали свои прически и парики фигурками кораблей, когда шли в оперу. «Этот факт показался мне очень вдохновляющим, — отмечает маэстро. — Кстати, четверть века назад Майкл Джексон предлагал мне за «Корабль» 25 тысяч фунтов стерлингов: он хотел увезти шляпу в поместье «Неверленд». Но мне важно было оставить ее у себя...»

Шляпа «Корабль», 1994. Демонстрировалась Изабеллой Блоу

© предоставлено музеем «Эрарта»

Филип Трейси и Петербург

«Я был приятно удивлен, когда меня пригласили вернуться в музей «Эрарта» с новой выставкой, — говорит Филип, которого в 2015-м здесь уже чествовали ретроспективным проектом. — Когда я приехал в Петербург впервые, то не мог представить себе, что люди здесь проявят такой интерес к моим шляпам». На прошлой выставке в «Эрарте» стремились охватить все 25 лет его работы. «Чем ближе я знакомился с городом, тем более элегантным он мне казался, — продолжает Трейси. — Здесь повсюду шляпы: посмотрите на великолепный Спас-на-Крови — его купола напоминают фантастические шапки. Петербуржцы живут в окружении элегантности и красоты, а ведь я тоже стремлюсь создавать красивые и элегантные вещи». 

Шляпа «Мадонна», осень-зима 1998

© предоставлено музеем «Эрарта»

Главное о новом проекте «Маэстро Филип Трейси» в музее «Эрарта»

На выставке собрано 46 работ, каждая — образец мастерства и исторический артефакт. Здесь и легендарный котелок, который Грейс Джонс надевала на встречу с королевой Елизаветой II, и шляпки, появлявшиеся в клипах Леди Гаги Stupid Love и Marry The Night, а также те, что были лично заказаны Александром Маккуином для его коллекций. А еще пара головных уборов с арт-бэкграундом: Трейси посвятил их любимым художникам, Энди Уорхолу и Рою Лихтенштейну. 

Шляпа «Венецианское кружевное крыло» из кутюрной коллекции весна-лето 2001. Демонстрировалась Изабеллой Блоу

© Kolikov Vitaliy

Многие из новых шляп Филипа выполнены из перьев. «Перо — совершенное создание природы, в том числе и с технической точки зрения», — уверен Трейси. Он вырос в ирландской деревушке и с детства завороженно наблюдал за домашней птицей, которую держала мать. Как отмечают в музее «Эрарта», многие работы на выставке созданы в технологии быстрого макетирования, но Филип делает эскизы не на компьютере, а сканируя вручную изготовленную модель. После обработки и печати на 3D-принтере Трейси удается получить формы, которые при традиционных способах были бы невозможны — это касается, например, шляпы «Гарбо», которую можно увидеть на выставке.

Экспозиция «Маэстро Филип Трейси» будет открыта в музее «Эрарта» в Санкт-Петербурге с 20 ноября до 21 марта 2021 года.

Шляпы для коллекций Александра Маккуина: «Кивер», осень-зима 2001, и La Dame Bleue («Головной убор китайской невесты»), весна-лето 2008 

© предоставлено музеем «Эрарта»

Шляпа-котелок «Студия 54» из кутюрной коллекции весна-лето 2003. Демонстрировалась Грейс Джонс

© предоставлено музеем «Эрарта»