© Выставка Ли Бул «Утопия Спасенная». © Василий Буланов/ЦВЗ Манеж

Выставка

Кто такая Ли Бул и почему ради ее выставки стоит поехать в Петербург

И какие футуристичные работы корейской звезды можно с 13 ноября увидеть в Манеже 

Корейская художница Ли Бул создает тотальные инсталляции, в которых переплавляет идеи Томмазо Кампанеллы, немецкого модерниста Бруно Таута, русских конструктивистов и собственные мысли об устройстве человеческого общества. В 2013 году она создала свой «Город солнца» — пространство, в котором свет ламп бесконечно отражается от сотен зеркал. Через четыре года этот визуальный прием возьмет на вооружение модный Дом Dior, в коллаборации с которым Ли Бул создала свою, «зеркальную» версию сумки Lady Dior — метафору утопичности моды. 

Этой осенью фантазии Ли Бул впервые прибыли в Россию — с 13 ноября на выставке «Утопия Спасенная» в Манеже показывают работы за последние 15 лет: от архива утопических идей прошлого в рисунках и макетах до аэростата, напоминающего сгоревший в 1937 году дирижабль «Гинденбург».

Выставка Ли Бул «Утопия Спасенная» в петербургском Манеже

© Василий Буланов/ЦВЗ Манеж

Ли Бул. «Город солнца III9», 2015

© Jeon Byung-cheol / Studio Lee Bul

Европейцам, приезжающим в Сеул с его футуристическими небоскребами и поездами, кажется, что корейская столица и есть та самая утопия, воплощение «бумажной архитектуры» европейских и советских художников и инженеров 1920-х годов. Однако Ли Бул родилась в стране, больше похожей на антиутопию: кроме «экономического чуда» в послевоенной Южной Корее были диктатура, репрессии и жестоко подавленное восстание в Кванджу. «Я росла в период потрясений, мои родители были диссидентами, и мы постоянно переезжали с места на место. Я начала заниматься искусством в попытке понять связь между социальными катаклизмами и эмоциональным воздействием, которое они произвели на меня, когда я была ребенком», — вспоминает художница. 

Выставка Ли Бул «Утопия Спасенная» в петербургском Манеже

© Василий Буланов/ЦВЗ Манеж

Ли Бул выучилась на скульптора в конце 1980-х и в прямом смысле слова вышла на улицы Сеула в костюмах, или даже мягких скульптурах, напоминающих внутренние органы, конечности и щупальца — в перформансе «Пристрастия» художница исследовала восприятие человеческого тела и его «уродств». Потом два часа висела обнаженной под крышей выставочного зала во время акции Abortion. «Аборты тогда были нелегальными, и никто не говорил об этом публично. Перед началом перформанса я раздала зрителям леденцы, чтобы они почувствовали во рту сладкий вкус. Я была раздета, связана и подвешена вниз головой, одновременно рассказывая о жизни и опыте прерывания беременности. Это шокировало — не из-за самой истории, а потому что я два часа разговаривала в таком положении и не собиралась прекращать. Люди хотели остановить меня — я помню эту реакцию». 

Этими акциями художница вписала себя в мировую историю перформанса рядом с Мариной Абрамович и Джоан Джонас. Более шокирующей была разве что ее работа Majestic Splendor — украшенные блестками и бусинами мертвые рыбы в полиэтиленовых пакетах. В 1997 году произведение пришлось убрать с выставки в нью-йоркском MoMA — запах гниющей рыбы сшибал с ног. 

Я хочу раскрыть тему надежд, рожденных бесконечными попытками человека построить лучший мир

В 1999 году в павильоне Южной Кореи на Венецианской биеннале Ли Бул выставила футуристические капсулы для караоке под названием «Гравитация превосходит скорость», а ее серия «Киборги» с белоснежными кибердоспехами была отобрана для основного, самого престижного проекта арт-смотра. Через 20 лет художница вернулась в Венецию с «Башней утренней серенады V», созданной из останков наблюдательных постов демилитаризованной зоны (DMZ) между Северной и Южной Кореей. В ней видна отсылка к «памятнику III Коммунистическому интернационалу» Владимира Татлина — увлечение архитектурными утопиями авангардистов началось у Ли Бул в 2005-м — с серии «Мое великое повествование». Тогда она поместила модель башни Татлина над 24 другими конструктивистскими зданиями, сваленными в кучу и залитыми розовой резиной — рядом горела цитата из романа Пола Боулза «Под покровом небес» о крахе иллюзий. «Модернистская утопия ХХ века — важный мотив моих работ с тех пор, как я заинтересовалась процессом возникновения идей, неспособностью их воплотить и их реконструкцией в современном обществе. Я хочу раскрыть тему надежд, рожденных бесконечными попытками человека построить лучший мир», — объясняет Ли Бул. 

Выставка Ли Бул «Утопия Спасенная» в петербургском Манеже

© Василий Буланов/ЦВЗ Манеж

Ее инсталляции выглядят как прототипы городов будущего или, наоборот, как фантазии на тему постапокалипсиса. Однако человеческое для Ли Бул важнее техногенного: «Я могу показаться старомодной гуманисткой, но больше всего меня вдохновляет, восхищает и поражает человеческая природа в целом. Идеалы, история, цивилизация: разве можно их оторвать от человека и человечества?»

Выставка Ли Бул «Утопия Спасенная» в петербургском Манеже

© Василий Буланов/ЦВЗ Манеж

Ли Бул в Музее кристаллов Swarovski, Frame Magazine

© Antonio Campanella; с разрешения Студии Ли Бул и Frame Magazine

Выставка Ли Бул «Утопия Спасенная» пройдет в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге с 13 ноября по 31 января 2021 года.

Ли Бул. «Макет (W4)», 2010; без названия, 2007

© Studio Lee Bul

Напоминаем, что вы можете скачать новый номер и всегда иметь его под рукой, для iOS и для Android.

Выставка Ли Бул «Утопия Спасенная» в петербургском Манеже

© Василий Буланов/ЦВЗ Манеж